Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активация познавательной деятельности студентов при получении профессиональных модулей по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» с учётом требований ФГОС

09.11.2015 366 582
Евсеева Наталья Ивановна
Евсеева Наталья Ивановна, преподаватель профессиональных модулей по специальности «Технология продукции общественного питания»

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия,  быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу предприятия, страны в целом, её социально-экономическое процветание.

В соответствии с ФГОС важно усилить мотивацию студентов к творчеству, направить их деятельность на формирование общих и профессиональных компетенций.

Необходимо продемонстрировать студентам, что учебные занятия - это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, к самостоятельной профессиональной деятельности, поиск полезной информации для её дальнейшего совершенствования.

1 Требования к современному учебному занятию

Как же построить учебное занятие, чтобы реализовать требования стандартов нового поколения? В соответствии  с современными требованиями следует уделять больше внимания взаимодействию самих студентов между собой, а так же студентов с преподавателем (технологии сотрудничества).      Студент должен стать субъектом образовательного процесса.

Для построения учебного занятия в рамках ФГОС важно понять,  какими должны быть критерии результативности учебного занятия. Можно выделить следующие:

- цели учебного занятия задаются с тенденцией передачи функции обучения от преподавателя к студенту;

- на учебном занятии у студентов формируется умение осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);

- эффективно сочетается репродуктивная и проблемная (поисковая) формы обучения; студенты обучаются навыкам работы по алгоритму (при выполнении практических работ) и навыкам творческого подхода к организации своей деятельности (при выполнении лабораторных работ);

- на учебном занятии ставятся задачи и критерии самоконтроля и самооценки (формирование контрольно-оценочной деятельности студента) ;

- преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, владеет технологией диалога, обучает студента ставить и адресовать вопросы;

- преподаватель стремится оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает минимальные успехи;  

- преподаватель принимает и поощряет выраженную студентом собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

- стиль, тон отношений, задаваемый на учебном занятии создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта;

- на учебном занятии осуществляется глубокое личностное взаимодействие «преподаватель-студент» через отношения, совместную деятельность.

2 Методы активизации творческой познавательной деятельности студентов при изучении профессиональных модулей (из опыта работы)

В своей педагогической деятельности я применяю различные способы активизации творческой познавательной деятельности студентов при изучении профессиональных модулей.

2.1 Групповые формы организации деятельности

При изучении объёмного теоретического материала по МДК.01.01 и МКД.02.01 группа делится на микро группы, каждая из которых составляет кластер по своему индивидуальному заданию согласно теме занятия. Затем в микро группах выбирается студент, который представляет кластер своей микро группы. Оценка выступления выставляется каждой микро группой и самим выступающим. А затем в конце учебного занятия подводятся общие итоги.

Такой вид деятельности развивает у обучающихся умение работать в группе, выступать перед аудиторией, оценивать свою и чужую деятельность, брать на себя ответственность за работу команды (ОК 6 , ОК7).

При изучении теоретического материала по МДК.01.01. Технология приготовления полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции по теме «Приготовление полуфабрикатов из говядины» целесообразно начать занятие с актуализации знаний - повторения изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Раннее была изучена тема «Сортировка и кулинарное использование частей мяса туши говядины и приемы, применяемые при приготовлении полуфабрикатов».

Перед студентами ставятся задачи:

  • на схеме разруба туши говядины определить части мяса, предназначенные для различных видов тепловой обработки, и обосновать свой ответ.
  • Ответить на вопросы:
  • Почему необходимо нарезать мясо поперек волокон?
  • Зачем отбивают нарезанные куски мяса?
  • Какой процесс способствует разрыхлению соединительной ткани мяса и придает мясу хороший вкус и аромат?

Затем на этапе усвоения новых знаний студентам предлагается самостоятельно поработать с  текстом лекции с подробным описанием технологии приготовления различных видов полуфабрикатов. Студенты должны в процессе изучения темы заполнить таблицу.

Части мяса

Виды полуфабрикатов

крупнокусковые

порционные

мелкокусковые

 

 

 

 

 

 

 

 

Для закрепления материала демонстрирую студентам муляжи различных видов полуфабрикатов, а студенты должны определить, к какой группе относятся демонстрируемые полуфабрикаты.

В результате формируются ОК1,ОК2, ОК4,ОК5,ОК8, ПК1.1.

В качестве домашнего задания предлагаю:

1 Обязательное - составить технологическую карту для выполнения лабораторной работы по данной теме.

2 По желанию  - составить кроссворд с ключевым словом (рисунок 1), разработать тестовое задание по пройденной теме.

Выполнение домашнего задания требует от студентов проявления самостоятельности, способствует углублению знаний и формирует потребность как в применении, так и в углублении полученных знаний.

Рисунок 1 – Пример кроссворда с ключевым словом

2.2 Организация самостоятельной деятельности студентов на учебном занятии

По изученной теме каждый студент составляет кроссворд (возможен кроссворд с ключевым словом), а затем продукт этой работы используется на этапе закрепления учебного материала, текущего контроля усвоения темы.

Такой вид деятельности способствует формированию способности студентов оценивать свою и чужую деятельность, развивает здоровое чувство соперничества, способствует активизации деятельности на учебном занятии и создаёт атмосферу психологического комфорта, чувства удовлетворённости результатами своей деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС большое внимание уделяется самостоятельной работе при проведении практических и лабораторных занятий.

Практическая работа ставит целью формирование практических умений и начальных навыков выполнения технологических расчётов, пользования нормативной документацией, необходимой для составления технологических карт по приготовлению блюд.

Например, задание на выполнение практической работы по МДК01.01 звучит так: рассчитать количество порций полуфабриката и количество продуктов на расчётное количество порций для блюда «Рыба, жаренная во фритюре», если на производстве пять килограмм рыбы - окунь морской, десять штук яиц, один килограмм пшеничной муки. При выполнении задания студенты самостоятельно решают производственную ситуацию, используя нормативную документацию.

Задание на выполнение практической работы по МДК.02.01: рассчитать количество порций и продуктов на расчётное количество порций для приготовления блюда «Салат, мясной», если на производстве имеется два килограмма говядины, языка говяжьего -  полтора килограмма, картофеля -  три килограмма, десять штук яиц.

Лабораторная  работа ставит целью формирование умений и начальных навыков приготовления блюд и кулинарных изделий.

Например, задание на выполнение лабораторной работы по МДК.01.01: приготовление рубленой массы и полуфабрикатов из нее, по МДК.02.01: приготовление холодных блюд и закусок из мяса сложного приготовления. Для успешного выполнения работы у студентов имеются подробные методические рекомендации по выполнению ЛПР.

Необходимо отметить важную роль практических и лабораторных занятий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов  (ОК 1, 2, 3, 6, 9, ПК 1.1-1.3;2.1-2.3).

2.3 Развитие творческих способностей студентов в процессе внеаудиторной деятельности

Развитию творческих способностей студентов способствуют проводимые в техникуме ежегодно мероприятия профессиональных недель. В 2015 году я была ответственным преподавателем за организацию и проведение оригинального конкурса профессионального мастерства  «Овощи на нашем столе - черный ящик». Каждый участник конкурса должен приготовить блюдо из предложенного набора продуктов с одним заранее неизвестным ингредиентом (находящимся в черном ящике), оригинально оформить и подать приготовленное блюдо.

В результате конкурса обучающие получают опыт анализировать полученную информацию, систематизировать её, делать выводы и применять полученные знания и умения  на практике (формирование ОК 2,3,4,8).Таким образом  больше всего развиваются творческие способности  обучающихся.

2.4 Проведение мастер-классов

На сегодняшний момент в каждом городе достаточное количество предприятий общественного питания, поэтому между ними создается вполне здоровая конкуренция. Для привлечения посетителей работники сферы общественного питания должны владеть нетрадиционными технологиями оформления и подачи блюд. Одной из эстетичных технологий является карвинг - искусство художественной резьбы по овощам.

Свои способности студенты проявляют при проведении мастер-классов с применением этой технологии под руководством преподавателя на мероприятиях различного уровня: внутритехникумовских - День открытых дверей; городских - Ярмарка вакансий рабочих и учебных мест; областных конкурсов и фестивалей.

Это повышает интерес к выбранной профессии, специальности (ОК 1).

2.5 Организация научно-исследовательской деятельности студентов

Сейчас одним из средств формирования востребованных качеств личности  обучающихся также является организация исследовательской деятельности, что имеет важное значение для формирования у студентов следующих  ОК:

- организовывать собственную деятельность выбирать методы и способы выполнения задач , оценивать их  эффективность;

- принимать решения  в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование необходимой информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития;

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Я использую элементы исследовательской деятельности при организации учебной и воспитательной деятельности (подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций к занятиям). В процессе выполнения исследований студенты учатся:

- производить подбор необходимой специальной, научной и учебной литературы;

- собирать фактический материал;

- проводить обработку, анализ и использование информации;

- применять свои знания при решении конкретных задач;

- оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-исследовательской работы, компьютерной презентации с соблюдением определённой структуры и требований к оформлению.

Для исследовательской деятельности и педагог должен обладать определёнными компетенциями:

- сам быть творческой личностью;

- постоянно заниматься самообразованием;

- иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;

- уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности студента;

- уметь налаживать деловые формы в общении со студентами.

Я стремлюсь систематически повышать свой уровень как педагог и наставник, и в этом большую помощь оказывает методическая служба техникума.

В 2014 году со студенткой Ефремовой Еленой мы решили проанализировать проблему быстрого питания и выявить все положительные и отрицательные стороны блюд быстрого приготовления. Студентка под моим руководством выполнила исследовательскую работу и стала победителем зонального этапа областных инженерно-технических чтений в 2014году.

2.6 Подготовка участников конкурсов профессионального мастерства

Творческая работа педагога проецируется на успехи и достижения его студентов. Нижний Новгород стал центром проведения Международных бизнес-саммитов, где одновременно происходит региональный чемпионат «WortdSkills Russia Нижний Новгород»:

  • в 2014 году студент ГБПОУ ДТБТ Фролов Е. занял второй место по компетенции «Поварское дело»;
  • в 2014году наш техникум был организатором рабочей площадки областной олимпиады «Лучший по профессии», где студент Федотов Р. занял второе место по специальности Технология продукции общественного питания;
  • в 2015 году студент ГБПОУ ДТБТ Давыдов М. занял первое место по компетенции «Поварское дело».

В этих результатах есть доля и моего вклада, как наставника.

Заключение

Таким образом, применение различных форм организаций аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов позволяет формировать успешного, компетентного специалиста сферы общественного питания, активного, целеустремлённого, креативного, востребованного на рынке труда Дзержинска и Нижнего Новгорода.

Роль педагога в этом процессе  - роль тьютора, наставника, и от того, насколько компетентен преподаватель, насколько он сам креативен, успешен, мобилен зависит и результат этого творческого сотрудничества между педагогом и обучающимся. Стараться «заразить» студентов своей энергетикой, привить им желание  постоянного саморазвития, творческого поиска, карьерного продвижения – в этом я вижу сегодня задачу педагога системы профессионального образования.

 

Приложение: Фотоматериалы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*