Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу предприятия, страны в целом, её социально-экономическое процветание.
В соответствии с ФГОС важно усилить мотивацию студентов к творчеству, направить их деятельность на формирование общих и профессиональных компетенций.
Необходимо продемонстрировать студентам, что учебные занятия - это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, к самостоятельной профессиональной деятельности, поиск полезной информации для её дальнейшего совершенствования.
1 Требования к современному учебному занятию
Как же построить учебное занятие, чтобы реализовать требования стандартов нового поколения? В соответствии с современными требованиями следует уделять больше внимания взаимодействию самих студентов между собой, а так же студентов с преподавателем (технологии сотрудничества). Студент должен стать субъектом образовательного процесса.
Для построения учебного занятия в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности учебного занятия. Можно выделить следующие:
- цели учебного занятия задаются с тенденцией передачи функции обучения от преподавателя к студенту;
- на учебном занятии у студентов формируется умение осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
- эффективно сочетается репродуктивная и проблемная (поисковая) формы обучения; студенты обучаются навыкам работы по алгоритму (при выполнении практических работ) и навыкам творческого подхода к организации своей деятельности (при выполнении лабораторных работ);
- на учебном занятии ставятся задачи и критерии самоконтроля и самооценки (формирование контрольно-оценочной деятельности студента) ;
- преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, владеет технологией диалога, обучает студента ставить и адресовать вопросы;
- преподаватель стремится оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
- преподаватель принимает и поощряет выраженную студентом собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
- стиль, тон отношений, задаваемый на учебном занятии создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта;
- на учебном занятии осуществляется глубокое личностное взаимодействие «преподаватель-студент» через отношения, совместную деятельность.
2 Методы активизации творческой познавательной деятельности студентов при изучении профессиональных модулей (из опыта работы)
В своей педагогической деятельности я применяю различные способы активизации творческой познавательной деятельности студентов при изучении профессиональных модулей.
2.1 Групповые формы организации деятельности
При изучении объёмного теоретического материала по МДК.01.01 и МКД.02.01 группа делится на микро группы, каждая из которых составляет кластер по своему индивидуальному заданию согласно теме занятия. Затем в микро группах выбирается студент, который представляет кластер своей микро группы. Оценка выступления выставляется каждой микро группой и самим выступающим. А затем в конце учебного занятия подводятся общие итоги.
Такой вид деятельности развивает у обучающихся умение работать в группе, выступать перед аудиторией, оценивать свою и чужую деятельность, брать на себя ответственность за работу команды (ОК 6 , ОК7).
При изучении теоретического материала по МДК.01.01. Технология приготовления полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции по теме «Приготовление полуфабрикатов из говядины» целесообразно начать занятие с актуализации знаний - повторения изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Раннее была изучена тема «Сортировка и кулинарное использование частей мяса туши говядины и приемы, применяемые при приготовлении полуфабрикатов».
Перед студентами ставятся задачи:
Затем на этапе усвоения новых знаний студентам предлагается самостоятельно поработать с текстом лекции с подробным описанием технологии приготовления различных видов полуфабрикатов. Студенты должны в процессе изучения темы заполнить таблицу.
Части мяса |
Виды полуфабрикатов |
||
крупнокусковые |
порционные |
мелкокусковые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для закрепления материала демонстрирую студентам муляжи различных видов полуфабрикатов, а студенты должны определить, к какой группе относятся демонстрируемые полуфабрикаты.
В результате формируются ОК1,ОК2, ОК4,ОК5,ОК8, ПК1.1.
В качестве домашнего задания предлагаю:
1 Обязательное - составить технологическую карту для выполнения лабораторной работы по данной теме.
2 По желанию - составить кроссворд с ключевым словом (рисунок 1), разработать тестовое задание по пройденной теме.
Выполнение домашнего задания требует от студентов проявления самостоятельности, способствует углублению знаний и формирует потребность как в применении, так и в углублении полученных знаний.
Рисунок 1 – Пример кроссворда с ключевым словом
2.2 Организация самостоятельной деятельности студентов на учебном занятии
По изученной теме каждый студент составляет кроссворд (возможен кроссворд с ключевым словом), а затем продукт этой работы используется на этапе закрепления учебного материала, текущего контроля усвоения темы.
Такой вид деятельности способствует формированию способности студентов оценивать свою и чужую деятельность, развивает здоровое чувство соперничества, способствует активизации деятельности на учебном занятии и создаёт атмосферу психологического комфорта, чувства удовлетворённости результатами своей деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС большое внимание уделяется самостоятельной работе при проведении практических и лабораторных занятий.
Практическая работа ставит целью формирование практических умений и начальных навыков выполнения технологических расчётов, пользования нормативной документацией, необходимой для составления технологических карт по приготовлению блюд.
Например, задание на выполнение практической работы по МДК01.01 звучит так: рассчитать количество порций полуфабриката и количество продуктов на расчётное количество порций для блюда «Рыба, жаренная во фритюре», если на производстве пять килограмм рыбы - окунь морской, десять штук яиц, один килограмм пшеничной муки. При выполнении задания студенты самостоятельно решают производственную ситуацию, используя нормативную документацию.
Задание на выполнение практической работы по МДК.02.01: рассчитать количество порций и продуктов на расчётное количество порций для приготовления блюда «Салат, мясной», если на производстве имеется два килограмма говядины, языка говяжьего - полтора килограмма, картофеля - три килограмма, десять штук яиц.
Лабораторная работа ставит целью формирование умений и начальных навыков приготовления блюд и кулинарных изделий.
Например, задание на выполнение лабораторной работы по МДК.01.01: приготовление рубленой массы и полуфабрикатов из нее, по МДК.02.01: приготовление холодных блюд и закусок из мяса сложного приготовления. Для успешного выполнения работы у студентов имеются подробные методические рекомендации по выполнению ЛПР.
Необходимо отметить важную роль практических и лабораторных занятий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов (ОК 1, 2, 3, 6, 9, ПК 1.1-1.3;2.1-2.3).
2.3 Развитие творческих способностей студентов в процессе внеаудиторной деятельности
Развитию творческих способностей студентов способствуют проводимые в техникуме ежегодно мероприятия профессиональных недель. В 2015 году я была ответственным преподавателем за организацию и проведение оригинального конкурса профессионального мастерства «Овощи на нашем столе - черный ящик». Каждый участник конкурса должен приготовить блюдо из предложенного набора продуктов с одним заранее неизвестным ингредиентом (находящимся в черном ящике), оригинально оформить и подать приготовленное блюдо.
В результате конкурса обучающие получают опыт анализировать полученную информацию, систематизировать её, делать выводы и применять полученные знания и умения на практике (формирование ОК 2,3,4,8).Таким образом больше всего развиваются творческие способности обучающихся.
2.4 Проведение мастер-классов
На сегодняшний момент в каждом городе достаточное количество предприятий общественного питания, поэтому между ними создается вполне здоровая конкуренция. Для привлечения посетителей работники сферы общественного питания должны владеть нетрадиционными технологиями оформления и подачи блюд. Одной из эстетичных технологий является карвинг - искусство художественной резьбы по овощам.
Свои способности студенты проявляют при проведении мастер-классов с применением этой технологии под руководством преподавателя на мероприятиях различного уровня: внутритехникумовских - День открытых дверей; городских - Ярмарка вакансий рабочих и учебных мест; областных конкурсов и фестивалей.
Это повышает интерес к выбранной профессии, специальности (ОК 1).
2.5 Организация научно-исследовательской деятельности студентов
Сейчас одним из средств формирования востребованных качеств личности обучающихся также является организация исследовательской деятельности, что имеет важное значение для формирования у студентов следующих ОК:
- организовывать собственную деятельность выбирать методы и способы выполнения задач , оценивать их эффективность;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование необходимой информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития;
- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Я использую элементы исследовательской деятельности при организации учебной и воспитательной деятельности (подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций к занятиям). В процессе выполнения исследований студенты учатся:
- производить подбор необходимой специальной, научной и учебной литературы;
- собирать фактический материал;
- проводить обработку, анализ и использование информации;
- применять свои знания при решении конкретных задач;
- оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-исследовательской работы, компьютерной презентации с соблюдением определённой структуры и требований к оформлению.
Для исследовательской деятельности и педагог должен обладать определёнными компетенциями:
- сам быть творческой личностью;
- постоянно заниматься самообразованием;
- иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
- уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности студента;
- уметь налаживать деловые формы в общении со студентами.
Я стремлюсь систематически повышать свой уровень как педагог и наставник, и в этом большую помощь оказывает методическая служба техникума.
В 2014 году со студенткой Ефремовой Еленой мы решили проанализировать проблему быстрого питания и выявить все положительные и отрицательные стороны блюд быстрого приготовления. Студентка под моим руководством выполнила исследовательскую работу и стала победителем зонального этапа областных инженерно-технических чтений в 2014году.
2.6 Подготовка участников конкурсов профессионального мастерства
Творческая работа педагога проецируется на успехи и достижения его студентов. Нижний Новгород стал центром проведения Международных бизнес-саммитов, где одновременно происходит региональный чемпионат «WortdSkills Russia Нижний Новгород»:
В этих результатах есть доля и моего вклада, как наставника.
Заключение
Таким образом, применение различных форм организаций аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов позволяет формировать успешного, компетентного специалиста сферы общественного питания, активного, целеустремлённого, креативного, востребованного на рынке труда Дзержинска и Нижнего Новгорода.
Роль педагога в этом процессе - роль тьютора, наставника, и от того, насколько компетентен преподаватель, насколько он сам креативен, успешен, мобилен зависит и результат этого творческого сотрудничества между педагогом и обучающимся. Стараться «заразить» студентов своей энергетикой, привить им желание постоянного саморазвития, творческого поиска, карьерного продвижения – в этом я вижу сегодня задачу педагога системы профессионального образования.
Приложение: Фотоматериалы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.