Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Освоение профессиональных компетенций будущими бухгалтерами в процессе деловой игры

06.11.2015 1053 1799
Сидякова Нина Александровна
Сидякова Нина Александровна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности.

В настоящее время она используется в учебном процессе образовательных учреждений, как педагогическая технология или один из методов активного обучения,  для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников. Развитие компьютерных технологий позволило расширить возможности деловой игры, достигая максимального образовательного эффекта.

Психолого-педагогическими принципами организации деловой игры являются:

- принцип имитационного моделирования конкретных условий производства.

Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой метода интерактивного обучения;

- принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности.

Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

 - принцип совместной деятельности.

В деловой игре этот принцип  реализуется посредством вовлечения в профессиональную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия  должностных  лиц;

- принцип общения в форме диалога.

В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления об изучаемых процессах профессиональной деятельности.

- принцип двуплановости;

Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимися двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

  - принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в процессе деловой игры.

Как правило, любая деловая игра состоит из нескольких обязательных элементов: сценарий (текст, описывающий сюжет игры), проблема (информация, представляемая участникам в процессе игры для принятия решения), последовательность цикла (условия игры, вводный цикл, заключительный цикл, оценка результата), правила (приемы и способы деятельности), роли (характеры с заданными моделями поведения), последовательность действий игроков, взаимосвязи между ними, система учета (набор установленных процедур, комплект первичной учетной документации, с помощью которых обрабатываются результаты игры), символика (наглядные пособия, содержащие ряд характеристик некоторых игровых понятий), оборудование  и необходимый реквизит для обеспечения игры.

В качестве примера можно привести описание деловой игры «Инвентаризация материально-производственных запасов», которую целесообразно организовать в рамках практического занятия по теме «Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации» в процессе изучения профессионального модуля «Ведение  бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».

Дидактические цели деловой игры – приобретение навыков подготовки и  проведения инвентаризации, освоение приемов и методов фактического контроля имущества, составление необходимой документации, отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета.

В процессе деловой игры студенты приобретают навыки системного мышления, включающего понимание профессиональной деятельности, обучение работе в коллективе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов сочетается с воспитанием ответственного отношения к делу, интерес и уважение к будущей профессии.

Ситуация, являющаяся основой данной деловой игры, входит в сферу контрольной функции бухгалтерского учета, одним из направлений которой является обеспечение сохранности собственности организации. Обеспечение сохранности собственности тесно связано с совершенствованием системы бухгалтерского учета. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономикии внешнеэкономической деятельности значение контрольной функции возрастает.

Инвентаризация имущества организации, в целом, позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. При инвентаризации используются средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения.

Порядок проведения деловой игры.

Преподаватель – координатор деловой игры производит назначение на должности: руководителя организации – директора (1 человека), главного бухгалтера (1 человека), юрисконсульта (1 человека), работников бухгалтерии (3 человека), председателя и членов инвентаризационной комиссии (3 человека), материально ответственных лиц – работников складского хозяйства (3 человека), других работников организации (2 человека).

Деловая игра предусматривает использование мультимедийной техники,  возможности которой позволяют модернизировать классические технологии преподавания и активно создавать электронные учебные материалы, использовать данную технику с максимальной отдачей.

Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски позволяет  демонстрировать видеоматериалы, формы первичных учетных документов (приказ о проведении инвентаризации, договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности, приказ об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности), перечень инвентаризуемых материальных ценностей, инвентаризационную опись и сличительную ведомость.

В деловой игре выделяются следующие этапы:

- вводная часть;

- формирование состава участников;

- документальное оформление основания проведения инвентаризации, договоров материальной ответственности и др.

- ознакомление с причинами проведения инвентаризации;

- подготовка к инвентаризации: инструктаж с членами инвентаризационной комиссии (получение председателем комиссии контрольного пломбира, проверка состояния весового и  измерительного хозяйства);

- проведение инвентаризации (получение расписки материально-ответственного лица, составление инвентаризационной описи; решение проблем, возникших в ходе инвентаризации; оформление инвентаризационной описи, получение объяснительной записки виновного в недостаче и излишках материально-ответственного лица);

- оформление результатов, составление сличительной ведомости, составление бухгалтерских записей;

- урегулирование расхождений, выявленных в ходе инвентаризации;

- разрешение проблем, возникших при оформлении результатов;

- анализ и юридическое обоснование принятых решений;

- подведение итогов деловой игры.

Основной замысел игры заложен в принципе максимального приближения к реальной практике фактов хозяйственной жизни в профессиональной деятельности руководителя, специалистов и других работников организации.

Преподаватель-координатор в процессе деловой игры организует и направляет действия обучающихся.

Основное условие - деловая игра проводится со студентами, имеющими представление по следующим вопросам теоретического курса дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ»:

1. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение инвентаризации?

2. Где может проводиться инвентаризация?

3. Какие объекты подвергаются инвентаризации?

4. Какие цели достигаются в ходе проведения инвентаризации?

5. Какие требования предъявляются к проведению инвентаризации?

6. В каких случаях следует проводить инвентаризацию?

Деловая игра начинается с беседы преподавателя – координатора с группой по вышеуказанным вопросам, подводя обучающихся к теме игры.

На интерактивной доске перечень назначений на должности и фамилии студентов, участвующих в игре. Остальная часть группы является активными помощниками в возникающих в процессе игры вопросах.

Перед началом игры раздаются комплекты методического материала на бумажных носителях:

- форма приказа об инвентаризации;

-бланк договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности;

-приказ директора об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности;

- перечень инвентаризуемых материальных ценностей по складу № 1 и складу № 2;

- инвентаризационная опись (ф. № ИНВ-3);

- сличительная ведомость (ф. № ИНВ-19);

Директор зачитывает приказ о проведении инвентаризации материальных ценностей на складе № 1 по причине смены материально-ответственного лица в связи с увольнением и на складе № 2 по причине того, что стали известны факты недобросовестного поведения (хищений) материально ответственного лица – кладовщика.

Назначенный председатель инвентаризационной комиссии проводит инструктаж с членами комиссии.

Преподаватель-координатор задает вопросы, касающиеся действий  председателя и членов инвентаризационной комиссии, направляет и корректирует их.

После получения расписки  материально ответственного лица студенты группы работают с перечнем инвентаризуемых ценностей склада № 1 и склада № 2 и заполняют инвентаризационную опись (ф. № ИНВ–3).

Председатель инвентаризационной комиссии, проверив расчеты с членами комиссии, докладывает результаты инвентаризации. Материально ответственные лица объясняют причины отклонений фактического наличия материальных ценностей от данных бухгалтерского учета.

Для разрешения конфликтной ситуации привлекается студент, назначенный на должность юриста. Выслушиваются аргументы всех сторон конфликтующих сторон. Студенты всей группы принимают активное участие в решении возникшей проблемы.

Получив фактические данные о наличии материальных ценностей, обучающиеся составляют сличительную ведомость (ф. № ИНВ-19). Главный бухгалтер вместе с работниками бухгалтерии на основании сличительной ведомости составляет бухгалтерские проводки по отражению результатов инвентаризации.

На интерактивной доске работники бухгалтерии объясняют порядок оформления результатов инвентаризации, давая объяснения бухгалтерским записям.

Преподаватель-координатор контролирует правильность действий обучающихся и усложняет поставленную задачу вопросом о влиянии результатов инвентаризации на налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Завершается деловая игра подведением итогов преподавателем- координатором.

Положительными моментами деловой игры является следующее:

- сокращается время накопления профессионального бухгалтерского опыта;

- моделируется реальная ситуация;

- формируется целостный образ профессиональной ситуации;

- игра позволяет формировать у будущих бухгалтеров целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике.

Таким образом, деловая игра формирует: самостоятельность мышления, способность ориентироваться в производственной обстановке, навыки и умения работы с реальным материалом, личность современного специалиста.            

Список  использованной литературы

1.Бородин В.А. Бухгалтерский учет (учебник для вузов)М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 528с.

2.Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета (учебник) Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 334с.

3.Сайт // www.festival.1september.ru.

4.Сайт //www.saitpedagoga.narod.ru.

5.Сайт //www.bibliofond.ru. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*