Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Предполагаемая модель формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа

05.11.2015 1333 2191
Кутузова Зоя Юрьевна
Кутузова Зоя Юрьевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) является не новым образовательным документом для педагогов, который в течение некоторого времени подвергался глубочайшему анализу и изучению. Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции (далее ПК и ОК), совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Благодаря ФГОС среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) были разработаны педагогами такие значимые для профессиональных учреждений документы как: Программы, Фонды оценочных средств, Комплексы оценочных средств; было внесено ряд изменений в программы дисциплин. Все эти реорганизации несомненно положительно влияют и на формирование профессиональных компетенций будущих учителей.

В данной статье мы предлагаем смоделировать процесс формирования профессиональных компетенций у будущих учителей, например, по средствам программных продуктов в области реализации CASE-технологий.

CASE (англ. Computer-Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов.[1] Также под CASE понимают совокупность методов и средств проектирования информационных систем с использованием CASE-инструментов. То есть это специальная программа, выступающая как мощный инструмент решения исследовательских и проектных задач.

Данная программа позволяет моделировать как учебный процесс, так и содержание образования в виде схем и структур. Программа достаточно проста в использовании и способна смоделировать, не только схему или структуру, но и показать взаимосвязь между компонентами схемы либо структуры. 

Таким образом предлагаемая модель основана на взаимосвязанных между собой  этапах, позволяющая детально показать уровень сформированности  профессиональных компетенций у будущих учителей, специалистов среднего звена. В начале модели выступает абитуриент, поступивший в педагогический колледж, с которым в течение четырех лет проводит огромную работу преподаватель: воспитательную, методическую, практическую и т.д. Специалист среднего звена, молодой учитель обладает профессиональными качествами, проходит морально-психологическую и профессиональную подготовку. Речь идет о том, что  выпускник полностью подготовлен к учебному процессу и не уступает ни в педагогической ни в методической подготовке выпускнику, имеющему высшее образование.

В педагогическом колледже профессиональные компетенции у студентов формируют преподаватели общепрофессиональных и профессиональных циклов. Педагоги в своей работе сталкиваются со следующими проблемами:

- отсутствие целеполагания, стихийность при общении, то есть студенты обладают маленьким словарным запасом и не могут выступать на публике;

- слабая мотивация студентов, будущих учителей;

Перед педагогами стоит сложная задача: использование психолого-педагогических основ формирования профессиональных компетенций и профессионально-ориентированную технологию обучения.

Что касается психолого-педагогических основ профессиональных компетенций, студенты проходят базовую подготовку и получают профессиональные и психолого-педагогические знания.

Учитывая профессиональные компетенции необходимо формировать у студентов представление о дидактических требованиях ФГОС-а к современному уроку, выработки умений методически грамотно проектировать уроки, приобретать собственный практический опыт разработки уроков с учетом требований стандарта. И поэтому особое внимание необходимо уделить практике и методике, так как именно практика студентов педагогических колледжей является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы ПО (ОПОП ПО).

Практика формирует общие и профессиональные компетенции и позволяет лучше усваивать все виды профессиональной деятельности.[2]

В настоящее время в педагогических колледжах активно внедряется профессионально-ориентированная технология обучения. Суть данной технологии состоит в том, что студенту предоставлена возможность самостоятельно решать организационные, нравственные, моральные проблемы, учебный процесс организован с учетом профессиональной специализации, например: воспитатели, учителя начальных классов или учителя физкультуры выступают в качестве педагогов, а их сверстники – учениками. Данная технология позволяет сделать обучение комфортным, развить интеллект будущего специалиста, нравственность,  это дает возможность самостоятельно научиться выступать перед учениками, педагогами.

Как результат, мы видим довольно высокий уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускника педагогического колледжа, обладающего профессионально-значимыми качествами.

Предполагаемая модель формирования профессиональных технологий может быть спроектирована с помощью CASE-технологий, что является удобным методом демонстрации той или иной модели.

Благодаря данной программе можно смоделировать не только модель формирования профессиональных или общих компетенций, но и разработать приложения, провести анализ учебного процесса, планировать и проводить проекты и т.д. Для педагогов данная программа удобна в применении, но требует определенных навыков, изучения специальной литературы.

Данная модель позволяет четко представить формирование профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа, которая заключается в неразрывности системы, имеет результат, условия. Компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию процесса обучения. Модель является предполагаемой, так как могут быть другие модели, в зависимости от того, как видит педагог процесс обучения в образовательном учреждении, каковы условия и технологии образовательного обучения.

Проектирование, конструирование и реализация любой педагогической системы подразумевает проведение педагогического исследования. Одним из эффективных методов, позволяющих существенно сократить материальные и временные затраты в ходе исследования, является моделирование, активно применяемое в последнее время.

В педагогике принято моделировать как учебную деятельность, так и содержание образования. При этом в общем виде под моделью понимают искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, подобный исследуемому объекту (или явлению) и отображающий в более простом виде структуру, свойства взаимосвязи и отношения между элементами данного объекта [3].

Таким образом, смоделировав простую схему формирования профессиональных компетенций у будущего специалиста среднего звена в педагогическом колледже можно сделать вывод, что использование CASE-технологий является важным фактором в научно-исследовательской деятельности и развитии педагогики. Предполагаемая модель позволяет описать процесс формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей, будущих учителей. Компоненты модели взаимосвязаны, их можно заменить, однако структура модели останется неизменной.

Список используемой литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/CASE
  2. Кутузов А.В. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса: автореф. дис.... кандидата пед.наук. - Орел, 2014. - 24с.
  3. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления [Электронный ресурс] / А. Н. Дахин // Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/modelirovanie_v_pedagogike_popitka_osmisleniya.html (дата обращения 17.01.2013).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*