Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Предполагаемая модель формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа

05.11.2015 348 444
Кутузова Зоя Юрьевна
Кутузова Зоя Юрьевна, преподаватель французского языка

Мезенский педагогический колледж

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) является не новым образовательным документом для педагогов, который в течение некоторого времени подвергался глубочайшему анализу и изучению. Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции (далее ПК и ОК), совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Благодаря ФГОС среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) были разработаны педагогами такие значимые для профессиональных учреждений документы как: Программы, Фонды оценочных средств, Комплексы оценочных средств; было внесено ряд изменений в программы дисциплин. Все эти реорганизации несомненно положительно влияют и на формирование профессиональных компетенций будущих учителей.

В данной статье мы предлагаем смоделировать процесс формирования профессиональных компетенций у будущих учителей, например, по средствам программных продуктов в области реализации CASE-технологий.

CASE (англ. Computer-Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов.[1] Также под CASE понимают совокупность методов и средств проектирования информационных систем с использованием CASE-инструментов. То есть это специальная программа, выступающая как мощный инструмент решения исследовательских и проектных задач.

Данная программа позволяет моделировать как учебный процесс, так и содержание образования в виде схем и структур. Программа достаточно проста в использовании и способна смоделировать, не только схему или структуру, но и показать взаимосвязь между компонентами схемы либо структуры. 

Таким образом предлагаемая модель основана на взаимосвязанных между собой  этапах, позволяющая детально показать уровень сформированности  профессиональных компетенций у будущих учителей, специалистов среднего звена. В начале модели выступает абитуриент, поступивший в педагогический колледж, с которым в течение четырех лет проводит огромную работу преподаватель: воспитательную, методическую, практическую и т.д. Специалист среднего звена, молодой учитель обладает профессиональными качествами, проходит морально-психологическую и профессиональную подготовку. Речь идет о том, что  выпускник полностью подготовлен к учебному процессу и не уступает ни в педагогической ни в методической подготовке выпускнику, имеющему высшее образование.

В педагогическом колледже профессиональные компетенции у студентов формируют преподаватели общепрофессиональных и профессиональных циклов. Педагоги в своей работе сталкиваются со следующими проблемами:

- отсутствие целеполагания, стихийность при общении, то есть студенты обладают маленьким словарным запасом и не могут выступать на публике;

- слабая мотивация студентов, будущих учителей;

Перед педагогами стоит сложная задача: использование психолого-педагогических основ формирования профессиональных компетенций и профессионально-ориентированную технологию обучения.

Что касается психолого-педагогических основ профессиональных компетенций, студенты проходят базовую подготовку и получают профессиональные и психолого-педагогические знания.

Учитывая профессиональные компетенции необходимо формировать у студентов представление о дидактических требованиях ФГОС-а к современному уроку, выработки умений методически грамотно проектировать уроки, приобретать собственный практический опыт разработки уроков с учетом требований стандарта. И поэтому особое внимание необходимо уделить практике и методике, так как именно практика студентов педагогических колледжей является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы ПО (ОПОП ПО).

Практика формирует общие и профессиональные компетенции и позволяет лучше усваивать все виды профессиональной деятельности.[2]

В настоящее время в педагогических колледжах активно внедряется профессионально-ориентированная технология обучения. Суть данной технологии состоит в том, что студенту предоставлена возможность самостоятельно решать организационные, нравственные, моральные проблемы, учебный процесс организован с учетом профессиональной специализации, например: воспитатели, учителя начальных классов или учителя физкультуры выступают в качестве педагогов, а их сверстники – учениками. Данная технология позволяет сделать обучение комфортным, развить интеллект будущего специалиста, нравственность,  это дает возможность самостоятельно научиться выступать перед учениками, педагогами.

Как результат, мы видим довольно высокий уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускника педагогического колледжа, обладающего профессионально-значимыми качествами.

Предполагаемая модель формирования профессиональных технологий может быть спроектирована с помощью CASE-технологий, что является удобным методом демонстрации той или иной модели.

Благодаря данной программе можно смоделировать не только модель формирования профессиональных или общих компетенций, но и разработать приложения, провести анализ учебного процесса, планировать и проводить проекты и т.д. Для педагогов данная программа удобна в применении, но требует определенных навыков, изучения специальной литературы.

Данная модель позволяет четко представить формирование профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа, которая заключается в неразрывности системы, имеет результат, условия. Компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию процесса обучения. Модель является предполагаемой, так как могут быть другие модели, в зависимости от того, как видит педагог процесс обучения в образовательном учреждении, каковы условия и технологии образовательного обучения.

Проектирование, конструирование и реализация любой педагогической системы подразумевает проведение педагогического исследования. Одним из эффективных методов, позволяющих существенно сократить материальные и временные затраты в ходе исследования, является моделирование, активно применяемое в последнее время.

В педагогике принято моделировать как учебную деятельность, так и содержание образования. При этом в общем виде под моделью понимают искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, подобный исследуемому объекту (или явлению) и отображающий в более простом виде структуру, свойства взаимосвязи и отношения между элементами данного объекта [3].

Таким образом, смоделировав простую схему формирования профессиональных компетенций у будущего специалиста среднего звена в педагогическом колледже можно сделать вывод, что использование CASE-технологий является важным фактором в научно-исследовательской деятельности и развитии педагогики. Предполагаемая модель позволяет описать процесс формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей, будущих учителей. Компоненты модели взаимосвязаны, их можно заменить, однако структура модели останется неизменной.

Список используемой литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/CASE
  2. Кутузов А.В. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса: автореф. дис.... кандидата пед.наук. - Орел, 2014. - 24с.
  3. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления [Электронный ресурс] / А. Н. Дахин // Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/modelirovanie_v_pedagogike_popitka_osmisleniya.html (дата обращения 17.01.2013).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*