Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное воспитание студентов педагогического колледжа (из опыта работы)

05.11.2015 1069 1546
Лущенко Татьяна Альбертовна
Лущенко Татьяна Альбертовна, заместитель директора по ВР и социальным вопросам

Мезенский педагогический колледж

Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации профессионального образования, внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения значительно повышаются требования к выпускникам педагогических колледжей и техникумов.

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

Выбор профессии  – серьёзный шаг в  жизни каждого человека, который определяет его будущее. Каждая профессия предъявляет к профессиональным качествам человека свои специфические требования. Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без них нет и дальнейшего профессионального совершенствования. Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями и компетенциями — это и есть содержательная сторона процесса профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений. Педагогическая наука исходит из того, что профессиональная подготовка и воспитание — это единый процесс.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не выделяется профессиональное воспитание как отдельная категория. Между тем, профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия».  Профессиональное воспитание является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик,  интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Термин «профессиональное воспитание» впервые появился в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Под ним подразумевалось формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств. Приблизительно с 2002 года  понятие «профессиональное воспитание» входит в ряд активно используемых категорий.

Профессиональное воспитание - это «деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект)» (Н. М. Борытко).

По мнению В.Ф. Орлова, профессиональное воспитание - это «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств...».   

В Мезенском педагогическом колледже разработана программа профессионального воспитания студентов, которая предполагает поэтапное формирование осознанной профессиональной мотивации студентов, их профессиональных компетенций и основ педагогического мастерства.

Основной целью профессионального воспитания студентов колледжа является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональное воспитание студентов колледжа имеет следующие задачи:

  • формирование сознательного отношения к выбранной профессии, профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;
  • формирование осознанной профессиональной мотивации;
  • воспитание гордости и любви к профессии педагога, понимания обще­ственной миссии своей профессии;
  • воспитание чувства ответ­ственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, ос­мысленного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности;
  • формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности;
  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности студентов к осуществлению трудовой деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде;
  • приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях;
  • воспитание у студентов бережливости, формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту. 

К основным компонентам профессионального воспитания  относят:  мотивацию обучающихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании и формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.

Формирование профессиональных компетенций (специальных, социальных, личностных, методических и психолого-педагогических) у студентов колледжа осуществляется  в различных формах.

Специальные компетенции формируются через изучение предметов, различные виды практик, экскурсии в образовательные учреждения, предметные недели, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам. Учебная деятельность, включающая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана специальности  влияет также на профессиональную мотивацию студентов.

В процессе формирования социальной компетенции используются следующие формы работы:

  • организация работы со студентами первого курса по адаптации к профессиональной системе обучения, усвоению ими традиций колледжа и правил поведения;
  • экскурсии в музей МПК (знакомство с историей Мезенского педагогического колледжа, вкладом его педагогов в развитие системы образования в Орловской области, выдающимися выпускниками);
  • освещение вопросов профессионального обучения и воспитания в студенческой газете «ФИЛИН», выпуск предметных газет по учебным дисциплинам;
  • проведение встреч с практическими работниками системы образования – воспитателями, ветеранами педагогического труда, выпускниками колледжа, работающими в системе образования;
  • деятельность службы содействия трудоустройству и профессиональной ориентации выпускников, в рамках которой проводятся психологические тренинги («Общение без границ», «Успех в профессиональной деятельности», «Мир моими глазами» и др.), семинары-презентации («Эффективные навыки общения», «Идеальный учитель – это…», «Имидж современного учителя» и т.д.),
  • участие студентов в работе органов студенческого самоуправления;
  • участие студентов колледжа в реализации социальных проектов («Радуга добрых дел», «Марафон здоровья», «Шанс», «Сбереги и сохрани наш общий дом» и др.).

Личностная компетентность формируется через организацию работы педагогического отряда «Радуга», проведение конкурса студенческого профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», конкурсов педагогического мастерства «Защита профессии» на отделениях колледжа, участие студентов в подготовке и проведении классных часов,  общеколледжных мероприятий (Дня знаний,  Дня учителя,  праздников «Посвящение в студенты», «Посвящение в спортсмены», «Последний звонок»),  в областных конкурсах (рекламы - презентации профессий в рамках программы «Арт-Профи- ФОРУМ», «Лучший вожатый», «Формула успеха», «Вот и лето прошло»  и др.), фотоконкурсах «Моя будущая профессия», «Мои первые шаги в профессии»,  в профориентационной работе, в областной ярмарке профессий.

Формированию методических компетенций способствуют:

- самостоятельный поиск профессиональной информации студентами (рефераты, доклады, олимпиады, «круглые столы» и т.п.);

- развитие научно-исследовательской деятельности студентов:  участие в научно-практических конференциях, работе НСО «Посейдон»;

- организация книжных выставок, просмотров и обзоров литературы профессиональной направленности библиотекой колледжа.

Большую роль в формировании психолого-педагогических компетенций у студентов колледжа играет социально-психологическая служба колледжа и служба содействия трудоустройству и профессиональной ориентации выпускников.

Программа профессионального воспитания студентов предусматривает постановку конкретных задач на каждой ступени обучения и их поэтапную реализацию через различные формы воспитательной работы.

Например, на первом курсе ставятся следующие задачи профессионального воспитания:

  • воспитание интереса к педагогической профессии;
  • знакомство с требованиями к личностным и профессиональным качествам педагога;
  • мотивация студентов к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании;
  • развитие коммуникативных навыков общения, личностного роста;
  • формирование умений и навыков самовоспитания и самообразования.

На первом этапе используются такие  формы воспитательной работы, как:

  • тематические экскурсии в музее МПК «История нашего колледжа», «Наши выпускники» и др.;
  • анкетирование с целью изучения мотивации избранной профессии;
  • экскурсии в образовательные организации;
  • классные часы: «Учитель, перед именем твоим…», «Мой первый учитель», «Моя будущая профессия», «Самопознание есть первое условие мудрости», «Великие педагоги и мыслители» («Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского», «В.А. Сухомлинский. Педагог, мыслитель, гуманист», «Великий гений воспитания» ( о Макаренко и др.), «Роль учителя в жизни человека», «Как найти своё место в обществе»;
  • участие в реализации социальных проектов;
  • участие в творческих конкурсах профессиональной направленности;
  • психологические тренинги: «Общение – это…», «Я – личность, я – будущий учитель!»;
  • встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками колледжа, работающими в системе образования;
  • круглый стол «Учитель 21 века»;
  • семинар-презентация «Имидж современного учителя»
  • участие в праздниках «День знаний», «День учителя», «Посвящение в студенты», «Посвящение в спортсмены»;

Задачи и формы  профессионального воспитания выпускников колледжа (4 курс) имеют свою специфику:

задачи профессионального воспитания:

  • формирование мотивационной стабильности выбора профессии;
  • формирование современного педагогического сознания;
  • развитие профессиональных компетенций и основ педагогического мастерства;

Формы воспитательной работы:

  • конкурс студенческого профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»;
  • конкурсы педагогического мастерства «Защита профессии» на отделениях колледжа;
  • классные часы: «Профессиональная этика и культура общения», «Защита педагогической профессии», «Педагог звучит гордо» и др.;
  • мероприятия в рамках службы содействия трудоустройству и профессиональной ориентации выпускников:
  • индивидуальные и групповые психологические консультации;
  • тренинг «Успех в профессиональной деятельности»;
  • презентация «Имидж преподавателя»;
  • семинар-презентация «Идеальный учитель – это…»;
  • тренинг «Общение без границ»;
  • практикум по написанию резюме, анкеты при поступлении на работу;
  • практикум «Правила прохождения собеседования при приёме на работу»;
  • тренинг по развитию временной перспективы «Мир моими глазами»;
  • правовые консультации «Государственная поддержка молодых специалистов», «Правовой статус педагога» и др.;
  • классные часы: «Профессиональная этика и культура общения», «Защита педагогической профессии», «Педагог звучит гордо»;
  • установочные и отчётные конференции по всем видам практик;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • социальное проектирование, участие в реализации социальных проектов;
  • участие в творческих конкурсах профессиональной направленности (фотоконкурсе «Мои первые шаги в профессии» и др.).

Педагогический коллектив Мезенского педагогического колледжа стремится совершенствовать формы и методы профессионального воспитания студентов в процессе учебных занятий и во внеучебное время.  

Список использованной литературы:

  1. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов// Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – 2006. – Выпуск № 14 том 6.
  2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов ВУЗа. / Н.М. Борытко //Учебно-методическое пособие – Волгоград: Издательство ВГИПК РО. – 2004.
  3. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  4. Черменёва С.И. Формы работы по профессиональному воспитанию студентов педколледжа. / С.И. Черменёва // Социальная сеть работников образования. – 23.05. 2012. nsportal.ru
  5. ФЗ от 29.12 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».ru›document/cons_doc_LAW_146342/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*