Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации профессионального образования, внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения значительно повышаются требования к выпускникам педагогических колледжей и техникумов.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.
Выбор профессии – серьёзный шаг в жизни каждого человека, который определяет его будущее. Каждая профессия предъявляет к профессиональным качествам человека свои специфические требования. Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без них нет и дальнейшего профессионального совершенствования. Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями и компетенциями — это и есть содержательная сторона процесса профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений. Педагогическая наука исходит из того, что профессиональная подготовка и воспитание — это единый процесс.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не выделяется профессиональное воспитание как отдельная категория. Между тем, профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия». Профессиональное воспитание является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.
Термин «профессиональное воспитание» впервые появился в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Под ним подразумевалось формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств. Приблизительно с 2002 года понятие «профессиональное воспитание» входит в ряд активно используемых категорий.
Профессиональное воспитание - это «деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект)» (Н. М. Борытко).
По мнению В.Ф. Орлова, профессиональное воспитание - это «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств...».
В Мезенском педагогическом колледже разработана программа профессионального воспитания студентов, которая предполагает поэтапное формирование осознанной профессиональной мотивации студентов, их профессиональных компетенций и основ педагогического мастерства.
Основной целью профессионального воспитания студентов колледжа является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Профессиональное воспитание студентов колледжа имеет следующие задачи:
В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.
К основным компонентам профессионального воспитания относят: мотивацию обучающихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании и формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.
Формирование профессиональных компетенций (специальных, социальных, личностных, методических и психолого-педагогических) у студентов колледжа осуществляется в различных формах.
Специальные компетенции формируются через изучение предметов, различные виды практик, экскурсии в образовательные учреждения, предметные недели, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам. Учебная деятельность, включающая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана специальности влияет также на профессиональную мотивацию студентов.
В процессе формирования социальной компетенции используются следующие формы работы:
Личностная компетентность формируется через организацию работы педагогического отряда «Радуга», проведение конкурса студенческого профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», конкурсов педагогического мастерства «Защита профессии» на отделениях колледжа, участие студентов в подготовке и проведении классных часов, общеколледжных мероприятий (Дня знаний, Дня учителя, праздников «Посвящение в студенты», «Посвящение в спортсмены», «Последний звонок»), в областных конкурсах (рекламы - презентации профессий в рамках программы «Арт-Профи- ФОРУМ», «Лучший вожатый», «Формула успеха», «Вот и лето прошло» и др.), фотоконкурсах «Моя будущая профессия», «Мои первые шаги в профессии», в профориентационной работе, в областной ярмарке профессий.
Формированию методических компетенций способствуют:
- самостоятельный поиск профессиональной информации студентами (рефераты, доклады, олимпиады, «круглые столы» и т.п.);
- развитие научно-исследовательской деятельности студентов: участие в научно-практических конференциях, работе НСО «Посейдон»;
- организация книжных выставок, просмотров и обзоров литературы профессиональной направленности библиотекой колледжа.
Большую роль в формировании психолого-педагогических компетенций у студентов колледжа играет социально-психологическая служба колледжа и служба содействия трудоустройству и профессиональной ориентации выпускников.
Программа профессионального воспитания студентов предусматривает постановку конкретных задач на каждой ступени обучения и их поэтапную реализацию через различные формы воспитательной работы.
Например, на первом курсе ставятся следующие задачи профессионального воспитания:
На первом этапе используются такие формы воспитательной работы, как:
Задачи и формы профессионального воспитания выпускников колледжа (4 курс) имеют свою специфику:
задачи профессионального воспитания:
Формы воспитательной работы:
Педагогический коллектив Мезенского педагогического колледжа стремится совершенствовать формы и методы профессионального воспитания студентов в процессе учебных занятий и во внеучебное время.
Список использованной литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.