Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Бинарный урок

02.11.2015 247 304
Маятникова Нелля Ивановна
Маятникова Нелля Ивановна, председатель ЦМК «Лабораторная диагностика», преподаватель

Амурский медицинский колледж

На базе Амурского медицинского колледжа для студентов 4 курса с участием студентов 2 курса специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» был проведенбинарный урок. Его организаторы и разработчики- преподаватель высшей квалификационной категории Маятникова Нелли Ивановнаи кандидат биологических наук, преподаватель I квалификационной категории Стринадко Татьяна Валерьевна.

Бинарный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении определённой темы. Урок ведут два преподавателя. На уроке  изучается взаимосвязанный материал трёх  предметов:ОП.05 Химия Тема: Аминокислоты. Белки, раздел Органическая химия» МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований  Тема: Синтез белка, раздел «Общая биохимия»

ОП.09 Молекулярная биология: Тема: Полимеразная цепная реакция. Первые две дисциплины изучались вторым курсом год назад, а четвёртым курсом – два года назад. Целесообразность такого урока проявляется в том, что  знание материала химии, изучаемого на 1 курсе по теме «Аминокислоты» и «Белки» и «Биосинтез белка», необходимо для понимания материала молекулярной биологии, изучаемого на 4 курсе по теме «Полимеразная цепная реакция». Такой бинарный урок делает обучение целостным и системным.

Педагоги ставили перед собой задачи:

- установить межпредметные связи,

- восстановить в памяти ранее изученный материал, который необходим для понимания новой темы;

- формировать деятельностный подход в обучении.

Методическая разработка представляет собой описание последовательности этапов занятий в содержательном и организационном плане, и направлена на то, чтобы  наиболее эффективно организовать  занятие, и обеспечить глубокое усвоение  материала.

Структура методической разработки теоретического занятия включает в себя: 

Цели занятия:

1. Учебные:

  • Формирование знаний о механизмах биосинтеза белка, показав принципполимеразной цепной реакции, метода, имитирующего естественную репликацию ДНК и позволяющего обнаружить единственную специфическую молекулу ДНК в присутствии миллионов других молекул.

2. Дидактические:

  • Формирование элементов ПК 7.2. Осуществлять высокотехнологичные клинические лабораторные исследования биологических материалов. Выработка умений применять методики современных исследований молекулярной биологии, используемых в лабораторной диагностике.

3. Развивающие:

  • прививать устойчивый интерес к своей будущей профессии – ОК 1;
  • развивать организаторские  способности,  умения  выбирать  типовые  методы  и  способы выполнения типовых задач, оценивать их эффективность и качество – ОК 2;
  • развивать способность к поиску и анализу полученной информации – ОК 4;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 5.

Планируемые результаты:

Студент должен знать:

  • строение ДНК и РНК
  • стадии биосинтеза белка
  • механизм ПЦР
  • практическое применение метода ПЦР

Студент должен уметь:

  • писать формулы ДНК
  • применять основные методики современных исследований молекулярной биологии, используемые в лабораторной диагностике

Методы контроля:

Фронтальная беседа, вопросно-ответная форма и монологический ответ студента.

Продолжительность занятия: 90 мин

Используемые педагогические технологии:

  1. Информационно – коммуникационная технология. Активно использовался ресурс Интернета, использовалась презентация, фильм.
  2. Технология проблемного обучения. С помощью  постановки проблемы  обеспечивается  достижение  трех  основных дидактических целей: 1. Усвоение студентами теоретических знаний; 2. Развитие теоретического мышления; 3. Формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. В  течение  лекции  мышление  студентов  происходит  с  помощью  создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию,  составляющую  для  них  новое  знание.  Таким образом,  студенты  самостоятельно  пробуют  найти  решение  проблемной ситуации.
  3. Обучающие игровые технологии. Обучение в игре позволяет визуализировать в более свободной, психологически раскрепощённой форме стадии биосинтеза белка и стадии ПЦР.
  4. Здоровьесберегающие технологии. Студенту обеспечивается возможность сохранения здоровья за период нахождения его на занятии путём:
  • многократной смены видов деятельности: фронтальная беседа, игра, терминологический диктант, фильм, объяснение.
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Функции педагогической деятельности, используемые на занятии

  • Проектирование. Формирование целей.
  • Конструирование. Подбор и разработка заданий для самостоятельной работы студентов, выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.
  • Организация. Использование активных форм обучения; организация самостоятельного изучения материала; чёткое изложение материала, выделение ключевых понятий.
  • - Социально-психологическое регулирование. Дисциплина студентов; установление обстановки сотрудничества; активизация познавательной деятельности студентов.

II. Ключевые компетентности, используемые на занятии:

1. Интегративность-выявление ряда однородных или близкородственных умений и знаний.

2. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение знаний из различных источников информации;

3. Компетентность формирования умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

4. Компетентность формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

5. Компетентность формирования умения и навыков самообразования;

6. Компетентность формирования умения сформулировать  задачу и кооперативно ее решить;

7. Компетентность формирования навыков самоконтроля

Мотивация

Отличительная черта современной медицины – активное внедрение достижений химии в теорию и практику исследований функций живого организма. Еще великий ученый М.В. Ломоносов говорил, что «химия и медицина неотделимы». Большинство процессов, происходящих в живом организме, объясняется на основании теоретических положений химии.  На всех специальных дисциплинах мы встречаемся с различными химическими веществами. Мы их изучаем и анализируем, поэтому, о них надо много знать.

1блок информации

Проблема: Строение нуклеиновых кислот

2 этап изучения темы.

Проблема: Значение белка в организме

3 блок информации.

Проблема: Биосинтез белка

4 этап изучения темы. Этот этап  базируется на знаниях первых трёх.

Проблема: полимерная цепная реакция

Мотивация

Полимеразная цепная реакция - это метод, имитирующий естественную репликацию ДНК и позволяющий обнаружить единственную специфическую молекулу ДНК в присутствии миллионов других молекул. Открытие метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) стало одним из наиболее выдающихся событий в области молекулярной биологии за последнее десятилетие. Это позволило поднять лабораторную диагностику на качественно новый уровень.

Заключение

Занятие достигло поставленной цели, раскрыло широкий творческий диапазон преподавателей. Подтвердило высокую активность и заинтересованность студентов при проведении занятия.

Основные источники:

  1. Пустовалова Л.М. Общая химия. Серия «Среднее профессиональное образование».– Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 352 с.
  2. Крючкова-Чернобельская Г.М. Неорганическая химия, М., «Медицина», 2009

Дополнительные источники:

  1. Артёменко А.И. органическая химия,М., «Высшая школа», 1998.
  2. Крючкова-Чернобельская Г.М. неорганическая химия, М., «Медицина», 1991
  3. Зеленин К.Н. Химия. Санкт-Петербург, «Специальная литература»,1997
  4. Тюкавкина Н.А. Биологическая химия, М., «Медицина», 1991.
  5. Потапов В.М. Органическая химия, М., «Просвещение», 1994.
  6. Шилов Ю.М. Общая химия,М., «Медицина», 1983
  7. Павлов Б.А. Курс органической химии, М., «Химия», 1990



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*