Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система экологического воспитания в БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж» (из опыта работы)

29.10.2015 3078 5052
Лущенко Татьяна Альбертовна
Лущенко Татьяна Альбертовна, заместитель директора по ВР и социальным вопросам

Мезенский педагогический колледж

Сегодня нет ни одного человека, который бы не слышал о таких понятиях, как экология, охрана окружающей среды, экологические проблемы и т.д.

В Мезенском педагогическом колледже уделяется большое внимание экологическому воспитанию студентов, в ходе которого успешно решаются задачи формирования у студентов экологического сознания и создания условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранительной деятельности, осуществление действенной заботы об окружающей среде.

Учебно-воспитательная работа в колледже направлена на формирование социальных ключевых компетентностей личности, в содержание которых входят аспекты, отражающие умение человека гармонично выстраивать свои отношения с окружающим миром – природой и социумом, осознавать свою ответственность за поведение и образ жизни.

Экологическое воспитание студентов осуществляется в соответствии с разработанными в колледже Концепцией воспитательной работы на 2015-2020 гг., программой экологического воспитания, социальным проектом «Здоровьесбережение как компонент успешного будущего».

Экологическое образование и воспитание в Мезенском педагогическом колледже направлено, прежде всего, на формирование экологической культуры студентов, которая выступает интегрирующим началом в системе отношений «природа - человек – общество» и понимается как синтез знаний и опыта взаимодействия студентов с окружающей средой – природной и социальной.

Учебно-воспитательная система колледжа, направленная на формирование экологической культуры студентов, включает в себя три уровня:

первый уровень – образовательный. Включает в себя изучение вопросов экологии в таких учебных курсах, как «Обществознание», «Биология», «Анатомия», «Экологические основы природопользования», «Химия с элементами экологии», «Теория и методика экологического образования». Экологическое образование осуществляется в разных формах: на классных часах, лекториях, семинарских занятиях и научно-практических конференциях;

второй уровень – исследовательский. Предполагает самостоятельное изучение студентами вопросов экологии через написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, статей, выполнение творческих работ;

третий уровень – практический. Предполагает осуществление пропаганды здорового образа жизни и природоохранной деятельности через деятельность научного студенческого общества «Посейдон», студенческого Клуба знатоков права, студенческого Пресс-центра, экологических и волонтёрских отрядов, выпуск студенческой газеты «ФИЛИН», участие студентов в областных конкурсах, акциях, экологических субботниках и т.д.

Таким образом, экологическое просвещение и воспитание студентов колледжа осуществляется через организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий. Теоретические знания по экологии, полученные студентами при изучении соответствующих дисциплин, в дальнейшем углубляются благодаря исследовательской работе - при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, статей и т.д.

Полученные теоретические знания, студенты применяют в период прохождения педагогической практики в дошкольных и общеобразовательных организациях. Они проводят с детьми учебные занятия и внеклассные мероприятия экологической направленности: классные часы, экскурсии на природу, игры, викторины и т.д.

В колледже уделяется также внимание формированию эколого-правовой компетентности – способности студентов комплексно применять имеющиеся экологические и правовые знания для разрешения конфликтных экологических ситуаций. Члены созданного в колледже студенческого историко-правового Клуба разработали правовой лекторий «Экологическое право», на котором они знакомят студентов с основами экологического законодательства Российской Федерации, видами юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.

Как известно, экологически культурного человека отличает умение достигать гармонии не только с внешним, но и со своим внутренним миром. Одной из важнейших задач экологического воспитания в колледже является воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, потомкам, которым нужно оставить нашу Землю пригодной для полноценной жизни.

Учебно-воспитательная работа в колледже, направленная на формирование нравственной экологической позиции личности, включает в себя три направления:

- здоровьесберегающее;

- познавательное;

- природоохранное.

Вопросы здоровьесбережения и развития эколого-развивающей среды в колледже регулярно рассматриваются на Педагогических советах, заседаниях Службы здоровья, Совета классных руководителей, административных совещаниях и заседаниях студенческого совета.

В методическом кабинете размещены материалы по экологическому воспитанию студентов, регулярно проводятся выставки методических материалов.

Экологическое воспитание студентов колледжа осуществляется в различных формах:

- проведение часов общения по программе экологического воспитания («Экология и здоровый образ жизни», «Экологический бумеранг», «Заповедные места России» и др.), экологических конференций, круглых столов;

- участие во Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» и экологическом двухмесячнике, в ходе которых приводятся в порядок территория колледжа, клумбы и цветники, производятся опилка сухих ветвей и деревьев, санитарная очистка от бытового мусора территории, прилегающей к колледжу;

- проведение парковых дней (еженедельно), во время которых студенты приводят в порядок закреплённые за их группами территории;

- проведение экологических акций;

- реализация социального проекта «Сбереги и сохрани наш общий дом», в рамках которого студенческий экологический отряд благоустраивает территорию дендропарка, расположенного на берегу реки Мезенка;

- правовой лекторий «Экологическое право», на котором студенты знакомятся с основами экологического законодательства в РФ;

- КТД экологической направленности: разбивка цветников и клумб, озеленение кабинетов, посадка деревьев;

- выпуск фоторепортажей о проведении экологических субботников и акций, тематических стенгазет «Мы любим нашу землю»; «Экологический дневник» и др.;

- освещение хода экологического двухмесячника в студенческой газете «ФИЛИН»;

- проведение фотоконкурса «Зелёное ожерелье Орловщины»;

- участие в областных экологических конференциях и семинарах.

В план воспитательной работы колледжа ежегодно вносятся единые часы общения «Экология и здоровый образ жизни», которые проводятся классными руководителями в различных формах. Разнообразна и тематика таких классных часов: «Чернобыль: трагедия или предупреждение?»; «Заповедные места России»; «Отражение экологических проблем в современном искусстве»; «Влияние окружающей среды на здоровье человека»; «Экологический бумеранг»; «Планета – наш общий дом»; «Пусть чище будет мир»; «Современные экологические проблемы»; «Строим дом своего здоровья» и т.д.

Большую работу по формированию экологической культуры у студентов колледжа проводит студенческий совет, на заседаниях которого регулярно рассматриваются вопросы организации природоохранной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Ромасевич, Д. И. Природоохранное движение как фактор экологического воспитания / Д. И. Ромасевич // СПО. – 2006. – № 10. – С. 50 - 52.
  2. Гришаева, Ю. М. Образовательное пространство развития экологической компетентности личности / Ю. М. Гришаева // СПО. – 2012. – № 5. – С. 45 - 48.
  3. Удовиченко, И. А. Понятие эколого-правовой компетентности в общем образовании / И. А. Удовиченко // СПО. – 2012. – № 1. С. 31 - 31.
  4. Шилова, В. С. Содержание социально-экологического образования студентов / В. С. Шилова // СПО. – 2012. – № 2. –С. 9 - 10.
  5. Глущенко, О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей / О. Глущенко, Т. Чугайнова // Воспитательная работа в школе. – 2010. – № 6. – С. 45 - 49.
  6. Марлинская С. Продуктивное экологическое образование / С. Марлинская, Е. Шишмакова // Народное образование. – 2008. – № 10. – С. 85 - 89.
  7. Макаров Ю. Работа над экологическими проектами / Ю. Макаров // Школьные технологии. – 2008. № 6. – С. 93 - 99.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*