Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Направления инновационной деятельности в СПО на примере ГБОУ СПО РС(Я) «Якутский медицинский колледж»

28.10.2015 255 348
Ядреева Надежда Ивановна
Ядреева Надежда Ивановна, к.м.н., заместитель директора по научно-методической работе

Якутский медицинский колледж

Якутский медицинский колледж – старейшее образовательное учреждение медицинского профиля в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока, которому в  сентябре 1916 г. исполнится 110 лет со дня основания. В настоящее время колледж - современное учебное заведение, где обучается свыше 1000 студентов (с филиалами в городах Мирный, Ленск) по 6 специальностям базовой и углубленной подготовки среднего профессионального образования. Колледж является ведущим инновационным учебным заведением, совершенствующим систему среднего медицинского образования в регионе в соответствии с требованиями потребителей.

Инновационные организационно-управленческие и педагогические технологии широко внедряются в образовательный процесс колледжа. Работа по их созданию и модернизации ведется по следующим направлениям.

Первое направление – внедрение и совершенствование  системы менеджмента качества, которое гарантирует стабильное развитие образовательного учреждения, повышение его конкурентоспособности. Ежегодно пересматривается и совершенствуется нормативная правовая база деятельности образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ, Федеральным Законом № 273 - ФЗ «Об образовании», № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», с внедрением ФГОС нового поколения. В целях системного контроля реализации учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС, их научно-методического обеспечения, объективной оценки содержательных показателей введена рейтинговая оценка деятельности преподавателей, которая состоит их трех модулей: организационного, учебно-методического, научно-методического. Модули в свою очередь, состоят из блоков, блоки - из критериев. Постоянно проводимый мониторинг рейтинговой оценки деятельности преподавателей позволяет проследить динамику роста профессиональной компетентности преподавателя, эффективное использование и распространение передового опыта работы. По требованиям к инновационным средним специальным учебным заведениям, в ГБОУ «ЯМК» проводится работа по повышению квалификации и научного потенциала преподавательского состава.

Второе направление — разработка и внедрение информационно-образовательной системы. Информатизация образовательного пространства ведется по следующим направлениям:

  • Усовершенствование локальной управленческой и организационной сети;
  • Работа по совершенствованию имиджевой политики колледжа через работу сайта;
  • Увеличение выхода в ИНТЕРНЕТ;
  • Совершенствование деятельности библиотеки – внедрение программы МАРК-SOL, доступ к Электронной Библиотечной Системе Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, к электронной библиотечной системе IPRBOOKSHOP;
  • Приобретение и обучение преподавателей программному обеспечению лечебно-профилактических учреждений;
  • Подключение в медицинскую сеть МЗ РС(Я);
  • Разработка учебно-программных, контролирующих, обучающих, игровых материалов;
  • Приобретение и обновление компьютерной и многофункциональной техники.

Составными элементами информационно-образовательной системы колледжа являются: нормативно-правовые документы, обучающе-контролирующие компьютерные программы, презентационные учебно-методические комплексы, электронные учебные пособия, лекции, задания - тесты для СРС,  методические рекомендации, указания, рабочие тетради для студентов и преподавателей, графструктуры, упражнения-тренинги.

Третье направление — реализация  практикоориентированного подхода в обучении как фактора эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста со средним медицинским образованием.

С целью улучшения качества подготовки выпускников, их востребованности на рынке труда и целевого трудоустройства внедрен проект инновационного социального партнерства «Практикоориентированность в подготовке медицинских сестер ХХI века», рассчитанный на 2014-2017 гг.

В настоящее время здравоохранение республики, в том числе лечебно-профилактические организации, являющиеся клиническими базами Якутского медицинского колледжа, испытывают трудности в укомплектовании рабочих мест средним медицинским персоналом. Поэтому возникла необходимость в персональном установлении связи между обучающимися медицинского колледжа и будущими работодателями в профессиональной ориентации, практической подготовке, подготовке в направлении пациентоориентированности.

Цель проекта:   совершенствование качества среднего медицинского образования через оказание практической помощи в подготовке будущих  средних медицинских работников со стороны работодателей

Задачи данного проекта:

-   укрепление связей с медицинскими учреждениями;

- повышение ответственности медицинских учреждений за подготовку специалистов;

- профессиональная ориентированность обучающихся с 1 курса и возможность выбора будущего рабочего места;

- развитие пациентоориентированности в подготовке специалистов;

- возможность воспользоваться материалами отделений при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных  проектов) и формирование тематики курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных  проектов) по заявкам медицинских учреждений. Организационно-методические обеспечение разработано, проект на этапе реализации.

  • Реализован и продолжает совершенствоваться проект, ставший победителем Гранта Президента РС(Я) в 2012 г. – это «Практикоориентированный подход – важнейшее условие реализации модели специалиста со средним медицинским образованием в условиях модернизации здравоохранения» - реорганизация кабинетов доклинической практики и обеспечение их тренажерами.
  • Новые подходы, нововведения к образовательному процессу позволяют готовить высококвалифицированных специалистов со средним медицинским образованием, способных адаптироваться к постоянно меняющимся экономическим условиям. Преподавателями применяются на уроках такие формы и методы, как интерактивные технологии преподавания, технологии проблемного обучения, нестандартные уроки, ситуации, ролевые и деловые игры, самостоятельная работа студентов, исследовательская работа, внедряется в учебный процесс по ряду дисциплин  проектный метод обучения, что значительно повышает уровень педагогического мастерства и педагогической культуры. Учебные занятия (теоретические, практические) проводятся на основе личностно – ориентированной технологии преподавания, что  активизирует самостоятельность студентов в приобретении полученных знаний на практике. Для этого созданы условия в инновационных тренажерно-симуляционных кабинетах по доклинической практике – манипуляционные кабинеты - 2; кабинет медицины катастроф, кабинет сестринского ухода в хирургии, акушерства и гинекологии
  • Проект «Непрерывное медицинское образование» - достигнута договоренность с медицинским институтом Северо-Восточного федерального университета о подготовке выпускников отличников и хорошистов и принятие их в МИ без ЕГЭ. В настоящее время в МИ СВФУ обучаются 86 выпускников колледжа.

Четвёртое направление —  развитие и пропаганда здорового образа жизни, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

- Внедрена Программа «Интеграция здоровъесберегающих технологий как фактор формирования ценностей ЗОЖ» до 2018 г. Традиционным является проведение НПК по ЗОЖ каждые 2 года среди ССУЗ РС(Я). Студенты с 1 курса проводят самомониторинг здоровья.

- Волонтерское движение «Милосердие» имеет 4 направления: работа с Домом престарелых г.Якутска, курирование в детском Доме «Берегиня», работа в РБ-2 ЦЭМП по уходу за пациентами, шефство с РДТС им. Дмитриевой, а также социальная помощь на дому престарелым Строительного округа г.Якутска.

- Внедрена организация медосмотров студентов узкими специалистами. Обеспечение санаторно-курортным лечением сирот.

- Организованы утренние зарядки, постоянно действующая спортивная площадка перед общежитием в весенне-осенний период.

- Внедрены:

  • Самомониторинг здоровья студентов
  • Медосмотры
  • Обеспечение санаторно-курортным лечением сирот
  • Горячее питание в столовой и буфете
  • Социальная стипендия и пособия на питание
  • Спортивная площадка общежития
  • Утренние зарядки
  • Обеспечение досуга студентов
  • Донорство
  • Внедрение и деятельность кабинета собриологии

Таким образом, нновационная деятельность в колледже осуществляется через систему менеджмента качества  во всех подразделениях колледжа (через работу творческих групп). Внедрена СМК, получен и подтвержден сертификат ИСО. Большое внимание уделяется практикоориентированности образования и удовлетворению потребностей работодателей в специалистах со средним медицинским образованием. В связи с этим, внедрены инновационные проекты по развитию практикоориентированности и социальному партнерству. Большая работа проводится по оснащению кабинетов доклинической практики, многие из которых перепрофилированы в манипуляционные кабинеты, приближенные к условиям лечебно-профилактических учреждений.

Создание и поддержание в колледже инновационного информационного пространства является требованием времени. В колледже создана служба компьютерного обеспечения, локальная управленческая сеть, обеспечен доступ в глобальную сеть Internet, функционирует сайт образовательного учреждения, внедряется система 1С-Колледж, проведен доступ в единую сеть МЗ РС(Я). Кроме этого, для обучения студентов установлены программы АРМ в ЛПУ.

К инновационной деятельности относится и повышение научного потенциала преподавательского и управленческого состава колледжа, редакционно-издательская деятельность и научные публикации, по которым плановая работа будет продолжена.

Работа по направлению здоровьесбережения является традицией колледжа, но внедряются новые формы и методы деятельности по данному направлению.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*