Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

А.С. Пушкин и Г.В. Свиридов: два гения в своем деле

27.10.2015 385 569
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, методист, преподаватель математики и информатики

Чирков Андрей Юрьевич
Чирков Андрей Юрьевич, студент

Вятский колледж культуры

...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры,

воплощающие в себе высшее устремление человека,

устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира...

Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни,

но в то же время является преодолением этого трагизма.

Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека -

вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.

Г. Свиридов

В 2016 году в России отмечается 100 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, героя Социалистического труда, лауреата множества государственных и негосударственных премий, народного артиста СССР.

Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой – ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота – следствие глубокого  постижениясложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней  просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности индивидуальности каждого художника слова, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а за тем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста. В творчестве композитора восхищает то, что каждое его обращение к литературе – это всегда открытие. Г.В. Свиридов берет поэзию не для того, чтобы обогатиться, она обогащает поэзию сама, раскрывает, углубляет её, заставляет звучать полнее и громче. Так Г.В. Свиридов открыл музыке С. Есенина, А. Исаакяна, он многократно обращался к творчеству А. Блока, В. Маяковского, Р. Бернса, В. Шекспира. Талант Г.В. Свиридова не мог обойти стороной и творчество великого А.С. Пушкина.

Первое обращение состоялось в 1935 году, тогда Г.В. Свиридовым были созданы знаменитые «Шесть романсов на слова А.С. Пушкина».Это была непросто большая удача учащегося последнего курса техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Впервые ясно, с большой определенностью обнаружились в них особенности композиторской индивидуальности Г. Свиридова.

Был задуман вокальный цикл из шести романсов. А.С. Пушкин писал эти стихотворения в разные годы: «Зимний вечер» и «19 октября» («Роняет лес...») – в 1825-м, «Зимнюю дорогу» – в 1826-м, «Няне» (Свиридов назвал его «К няне») – в 1827-м, «Предчувствие» – в 1828-м и «Подъезжая под Ижоры» – в 1829-м. Не все стихи Свиридов использовал полностью. Так, из большого стихотворения «19 октября», посвященного лицейской годовщине, взяты всего два первых восьмистишия. «Зимняя дорога» использована полностью, как и небольшое стихотворение «Няне». В стихотворении «Зимний вечер» изъяты четыре строки третьей строфы. «Предчувствие», состоящее из трех восьмистрочных строф, также легло на музыку полностью, как и заключающий цикл романс «Подъезжая под Ижоры». Его автор посвятил выдающемуся музыканту, профессору Ленинградской консерватории Петру Борисовичу Рязанову, в класс которого Г. Свиридов поступил в 1936 году.

Работа над романсами началась летом 1935 года и протекала в трудное для молодого музыканта время. У него была койка в общежитии техникума, которую делили около 15 человек. Жил впроголодь; поэтому много работал.Многие годы спустя, в 1987 году, в дневнике композитор записал: «1935 год. «Пушкинские романсы» — переменили мою жизнь». А в еще более поздней тетради Г. Свиридов записывает: «Пушкинский цикл. Одна из лучших моих вещей. Его бы надо назвать «Бедная юность». Именно такой была моя юность. Бедная, нищая (с той поры я навсегда смирён с нищетою, никогда на нее не обижался, не сетовал), бесприютная, бездомная. Такой стала вся моя жизнь и жизнь всей России, всего русского народа, лишившегося дома, крова над головою каждого человека. Надежды сулила лишь сама жизнь, судьба, бессознательная надежда на Бога. А помощи было ждать неоткуда.... «Зимний вечер» надо сделать заново, по смыслу. Вьюга за окном тихая, негромкая (скрытая сила), буря жизни окружает человека со всех сторон. Образы Пушкина — от Русской природы и сходной с ней жизни. Жизнь всякого человека связана с Природой, со сменой времен года, со сменой дня и ночи (а в России много ночи, много ночного)».

В 1935 году романсы на стихи А.С. Пушкина были изданы,  исполнены на радио с 1937 года, а сейчас в связи с торжественным празднованием 100-летия со дня смерти поэта, вошли в репертуар таких выдающихся исполнителей, как С.Я. Лемешев, А.М. Пирогов, С.И. Мигай.

Следующий этап развития пушкинской темы в русском романсе начинается во второй половине XIX века и в определённом смысле продолжается до наших дней.

В советское время значение А.С. Пушкина как родоначальника русской лирической поэзии, гордости отечественной культуры укрепляется. В музыке этого периода поэзия Пушкина играет большую роль в поисках новой гармонии и «новой простоты» средств, помогая соединить выражение личного, своего и общезначимого.

«Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека – вот то, что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине. Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому – либо времени, каждое время поёт его по – своему. Поэтому, сочиняя музыку, я не хотел стилизовать её под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, какой у меня сложился. Я не пытался также «осовременить» Пушкина, приспособить его для выражения каких – либо «злободневных» мыслей, соображений, а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил» - говорит Г. В. Свиридов.

Если мы обратимся к творчеству Свиридова, то обнаружим, что к произведениям А.С. Пушкина композитор обращается на протяжении всего творческого пути – Г.В. Свиридов вошел в музыку с циклом романсов на стихи А.С. Пушкина, через некоторое время он приступил к созданию оратории «Декабристы», где использовал стихотворение А.С. Пушкина «Послание в Сибирь» и стихи поэтов – декабристов (1954). В 1964 году Свиридовым был создан романс «Ворон к ворону летит», который стал любимой «музыкальной иллюстрацией» к повести «Метель». В 1978 году был написан хоровой концерт «Пушкинский венок». Всё это свидетельствует не только о глубоком постижении идей и образов, созданных гением поэта, но и о несомненном чувстве любви к творчеству А.С. Пушкина, стремлении проникнуть в круг его образов и переживаний.

У Г. Свиридова особое отношение к творчеству А. Пушкина. Именно благодаря циклу романсов, написанных на стихи А.С. Пушкина, Г.В. Свиридов заявил о себе в среде музыкального мира. К поэзии А.С. Пушкина обращались многие композиторы еще при жизни поэта, однако Г.В. Свиридов смог внести нечто новое, наполнить новыми красками пушкинские стихи. Особенностью подхода Г.В. Свиридова является то, что он не стремился к стилизации, с одной стороны, с другой – не приспосабливал его к современности.

Таким образом, Г.В. Свиридов стал одним из тех наших современников, кто сумел разглядеть значение «пушкинской программы» для ныне живущих и попытался с новой глубиной осмыслить и художественно освоить её. Его музыка на великого поэта и сейчас воспринимаются свежо, часто исполняется лучшими нашими певцами. Эти песни, романсы впечатляют яркостью красок, особым юношеским восприятием жизни, что присуще и стихам великого поэта, и музыке начинающего композитора.

Список литературы

  1. Третьякова, Л.С. Советская музыка [Текст]. – М.: «Просвещение», 1987. - 135с.
  2. Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Кафедра истории музыки. Советская музыкальная литература [Текст]. – Вып.1. – Изд. Пятое . – М.:«Музыка», 1981. - 516с.
  3. Живов, В. Вокально-хоровая музыка Георгия Свиридова. Заметки хорового дирижера [Текст]. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005 - 210с.
  4. Георгий Свиридов. Сборник статей и исследований [Текст]. – М.: «Музыка», 1979. - 70с.
  5. Михеева, Л. Свиридов. Шесть романсов на слова Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/or-sviridov-pushkin.html.
  6. Свиридов. Анализ романсов на стихи Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fiercest.ru/analiz/sviridov-analiz-romansov-na-stihi-pushkina/.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*