Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Коллоквиум как форма активизации самостоятельной работы студентов дирижерско-хорового отделения

16.01.2012 640 3623
Сумарокова Валентина Николаевна, преподаватель предметно-цикловой комиссии отделения «Хоровое дирижирование»

Забайкальское краевое училище искусств

Комплексное воспитание будущего музыканта-педагога  - главная задача учебного заведения искусства. Решать эту задачу должен весь педагогический коллектив и каждый преподаватель в отдельности. Каждый предмет, будь он предметом специального, музыкально-теоретического или общеобразовательного циклов, должен работать на студента, на развитие его интеллекта, его компетентности.


Обладать общими компетенциями – это значит понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.


Профессиональные компетенции дирижера хора и преподавателя-хоровика включают в себя:

1. целостное и грамотное восприятие и исполнение музыкального произведения, самостоятельное освоение хорового и ансамблевого репертуара;

2. использование комплекса музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения;

3. выполнение теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применения базовых теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений.


Вариативная часть Федерального  Государственного образовательного стандарта  дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентноспособного  выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможности продолжения образования.


Специальность хорового дирижёра по общему признанию является одной из самых сложных музыкальных специальностей. Она отличается многогранностью и требует от человека, посвятившего себя ей, целого комплекса различных качеств: духовных, моральных, умственных, физических. В дирижерской специальности имеется своя специфика, которая заключается в том, что каждый дирижер должен быть также и педагогом, ибо он непосредственно имеет дело с людьми, с коллективом. Как отмечал выдающийся представитель русского хорового искусства ХХ столетия Н. М. Данилин, «дирижеру вверяется не сухой бездушный инструмент, а инструмент особого склада, труднейшего типа, сложнейшего характера. Этот инструмент слагается из множества различных склонностей и способностей. Вот такому многоликому, в буквальном смысле слова, инструменту дирижер должен придать единство мысли, воли, чувства».


Будущему дирижёру, кроме музыкально-исполнительских данных, необходимо иметь целый ряд дополнительных качеств. Это, прежде всего, вокально-музыкальный слух, голос,  хороший дирижерский аппарат, физическая сила, выносливость, ярко выраженные воля и темперамент.


Большое внимание необходимо уделять формированию личности дирижёра, его человеческих качеств. Студент-хоровик должен вникать во все вопросы своей будущей профессии, критически осмысливать всё прочитанное, услышанное, развивать пытливость ума и способности к критическому мышлению.


Задачи комплексного воспитания будущего музыканта-педагога должны решаться всем педагогическим коллективом. Каждый предмет, будь он предметом специального, музыкально-теоретического или общеобразовательного циклов, должен работать на студента, на развитие его интеллекта, на формирование его компетентности.


С целью формирования у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций через активизацию самостоятельной работы,  на отделении «Хоровое дирижирование»  ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» ежегодно проводится комплексный коллоквиум по дисциплинам специального цикла.


Задачи коллоквиума:

  • формирование у студентов навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков работы с различными источникам информации (в том числе с аудио, видео, электронными);
  • углубление и расширение, а также систематизация теоретических знаний в области хорового искусства;
  • формирование умений правильно и кратко выражать свои мысли.       
Коллоквиум включает в себя целый комплекс разделов, касающихся различных сторон воспитания и образования будущих хоровиков. Это:
  • вопросы техники дирижирования;
  • история развития вокальных школ;
  • музыкальная терминология;
  • история возникновения и творческой деятельности выдающихся хоровых коллективов и их руководителей;
  • сведения о творчестве композиторов;
  • пение голосов и аккордов по вертикали  в произведениях  acappella.

По каждому разделу коллоквиума составлены вопросы для подготовки. При этом круг вопросов очень четко обозначен  по каждому году обучения. Наряду с теоретическими знаниями студенты должны продемонстрировать  на коллоквиуме и некоторые практические навыки. Например, раздел «Техника дирижирования» предполагает не только знание вопросов организации и постановки дирижерского аппарата, но и практический показ различных приемов дирижирования (ауфтактов, штрихов, динамики, темпов, агогики), дирижерских схем. Вопросы и задания составлены таким образом, чтобы  их выполнение помогло студентам подготовить качественно исполнительскую программу экзамена (зачета) по дирижированию - одной из важнейших специальных дисциплин, которая изучается на протяжении всего периода обучения и выносится на итоговую государственную аттестацию. Так, например, студент должен рассказать о творчестве композиторов, чьи произведения он в данный момент готовит по дисциплине «Дирижирование», а также наиграть на инструменте  или напеть несколько других произведений этих авторов.


Подготовка к коллоквиуму – это самостоятельная работа. Она предполагает поиск студентами необходимого материала, систематизацию и анализ добытой информации. При этом информация представлена не только в учебных пособия, но и в периодических изданиях, материалах конференций, видео- и аудиоматериалах, нотных сборниках. К сожалению, количество учебников и учебных пособий для студентов средних учебных заведений искусств очень ограничено. Многие из них представляют собой переиздания учебной литературы, созданной два-три десятилетия назад. Необходимая информация рассредоточена по различным источникам и студентам (особенно младших курсов) достаточно сложно выбрать необходимый материал.


В связи с этим актуальной стала проблема подготовки учебно-методического комплекса (далее - УМК), который помог бы студентам подготовиться к коллоквиуму. Такой комплекс был создан преподавателями дирижерско-хорового отделения. Он включает разделы, соответствующие разделам коллоквиума. В каждом разделе даны списки вопросов и заданий. По разделу «Выдающиеся коллективы и их дирижёры» разработаны лекции-конспекты о творчестве коллективов, а также подготовлены СD диски с записью концертных выступлений хоровых коллективов (всего 9 СD). В список выдающихся коллективов включены учебные хоры ведущих консерваторий страны, профессиональные хоровые коллективы, хорошо известные в России и за рубежом, популярные коллективы стран Прибалтики и др. Детские коллективы представлены лучшими хоровыми студиями и известными хорами мальчиков. 


Раздел «История развития вокальных школ» включает лекции по французской, немецкой, итальянской и русской школам.


УМК включает также:

  • список специальных музыкальных терминов, знание которых необходимо студентам в их дальнейшей практической деятельности;
  • список источников (литературы, аудио-, видеоматериалов) по разделам коллоквиума;
  • рекомендации для студентов.

Коллоквиум является обязательным мероприятием на ДХО, проводится два раза в учебном году непосредственно перед зачетами и экзаменами. Результаты коллоквиума оказывают влияние на результат аттестации студента по основной дисциплине - дирижированию. Студенты, не сдавшие коллоквиум, к сдаче экзамена или зачета по специальности не допускаются. Такие достаточно жесткие условия позволяют стимулировать студентов в период подготовки к сессии. И, как показывает опыт, студенты, успешно прошедшие коллоквиум, хорошо сдают экзамены по специальным дисциплинам.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*