Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности подготовки специалистов гидрометеорологической службы Росгидромета

22.10.2015 911 1599
Мерзликина Евгения Юрьевна
Мерзликина Евгения Юрьевна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

Каждый день миллионы людей в мире смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты, что бы узнавать о погоде.

Зависимость людей о погоде и важность  ее предсказания с каждым днем увеличивается. С одной стороны, научно-технический  прогресс способствует уменьшению нашей зависимости о погоде, но, с другой стороны, сложная современная техника и коммуникационные весьма чувствительные к неблагоприятной погоде, и даже кратковременный выход из строя может отрицательно сказывается на работе не только многих предприятий, но и целых отраслей народного хозяйства.

Не будем забывать об опасных факторах, изменения климата и проявлений экстремальной погоды, которые в наши дни, и в предстоящие десятилетие будут еще больше воздействовать на жизнь человека. Температуры в атмосфере и океане продолжают повышаться, ледяные шапки и ледянки по всему миру устойчиво уменьшаются, уровень моря повышается, а многие экстремальные явления погоды и климата становятся более частыми и интенсивными. Тропические циклоны, ураганные ветры, смерчи, град, сильные снегопады, наводнения не только принимают огромный экономический ущерб, но и уносит человеческие жизни, В атмосфере ежегодно возникают примерно  80 тропических циклонов, которые приводят к гибели почти 20 тысяч человек, а причиняемый ими экологический ущерб исчисляется миллиардами рублей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, главная цель деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды состоит в снижении угрозы жизни населения, ущерба окружающей среде и экономики страны от погодных климатических явлений.

Для достижения этой цели — создана система, позволяющая осуществлять постоянное наблюдение за состоянием атмосферы, изучать природу возникновения опасных явлений и прогнозировать их.

Одним из звеньев этой системы стало открытие в 1954 году новосибирского училища №7, которое предполагаю обучения профессии «Гидрометнаблюдатель» для работы на труднодоступных метеорологических станциях. В 2015 году после реорганизации училища обучения «Гидрометнаблюдатель»  не исчезло, а вступило в новый этап развития в составе «сибирского геофизического колледжа».

Основной целью своей педагогической работы я обозначила  - активизацию познавательной деятельности при подготовке компетентного специалиста, так как это одна из самых актуальных проблем всей системы профессионального образования.

В современных условиях, когда объем необходимых знаний для специалистов быстро возрастает, важно привить обучающимся стремительно усваивать выдаваемую информацию, быть готовым к самостоятельному овладению знаний, активизировать свою познавательную деятельность, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.

Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:

  • Анализ уровня подготовки обучающихся в начале обучения.
  • Создание условий, при которых обучающиеся научатся применять и использовать разнообразные источники и способы получения информации, пользоваться современными техническими средствами и программным обеспечением.
  • Создание комфортных условий для формирования устойчивого интереса к обучению.
  • Разработка учебно-методической документации в соответствии с ФГОС СПО по специальности 05.01.01.
  • Оснащение кабинета в соответствии с ФГОС СПО по специальности 05.01.01.
  • Организация конкурсов профессионального мастерства, повышающих имидж и статус профессии.
  • Непрерывное повышение квалификации.
  • Усилить творческую активность обучающихся:
  • Предоставлять студентам возможность активно задавать вопросы;
  • использовать личный пример творческого подхода к решению проблем;
  • Формировать активную, самостоятельную, творческую личность, способную жить в современных условиях.
  • Отслеживание результатов своей работы и проведение многоплановой диагностики.

Затем начинается кропотливая работа с использованием современных педагогических технологий, создаются определенные условия для повышения положительной мотивации на занятиях по спецдисциплине, которою я преподаю.

Это:

  • Создание комфортно-доверительной обстановки в студенческом образовательном пространстве
  • наличие качественного дидактического материала
  • поэтапный рост уровня самосознания обучающихся от более простых форм к более сложным
  • возможность и способность студентов заниматься самостоятельно образовательной деятельностью.
  • Для этого в своей работе я использую различные формы и методы, которые наиболее подходят для изучаемой темы:
  • Объяснительно-иллюстративный (таблицы, уроки-презентации, схемы, опорные конспекты, символические картинки...)
  • Репродуктивный (работа по заданному мною алгоритму)
  • Метод самостоятельной работы (написание рефератов, выпуск тематических бюллетеней, мультимедийный презентаций, информационных сообщений по вопросам, соответствующих тематике дисциплины).

В ходе работы с обучающимися, закладывается, отрабатываются следующие:

Профессиональные:

  • Эксплуатация технических средств и устройств применяемых для технологий гидрометеорологических наблюдений и работ;
  • Проверка приборов, используемых в гидрометеорологии.

Коммуникативные:

  • Способы взаимодействия с окружающими людьми
  • навыки работы в группе, коллективе;
  • владение различными социальными ролями.

Учебно-познавательные:

  • В сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности
  • Способы планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Ценностно-смысловые компетенции:

  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  • Ориентироваться в окружающем мире, осознавать свою роль и предназначение;
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать самостоятельные решения;
  • Обеспечение механизма самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности.

Информационные:

  • Владения и использование современными информационно-коммуникативными средствами информации (телевизор, магнитофон, компьютер, принтер и т.п.)
  • Осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, для эффективного выполнения профессиональных задач.

Именно коммуникативные компетенции вынесены на второе место потому, что наши специалисты работают на труднодоступных станциях (ТДС) очень малыми группами (в основном от 2 до 5 человек), и именно, атмосфера в доброжелательности, взаимовыручка, универсальность специалиста особо ценится на ТДС. Специалист даже самого высокого класса, но не обладающий коммуникативными компетенциями, не сможет работать на ТДС. То, что у наших выпускников, большей или в меньшей степени развиты эти компетенции, подтверждаются востребованностью специалистов — гидрометеорологов на ТДС.

Результаты освоения программ:

  • Готовность к решению профессиональных задач в области метеорологии, умение анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты работ, имеющих гидрометеорологическую направленность;
  • Готовность самостоятельно выполнять вычислительные исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств.
  • Специальная подготовка в области гидрометеорологии.

Считаю, что труд преподавателя только тогда будет приносить результаты, когда преподаватель не будет останавливаться на достигнутом, а постоянно будет идти вперед, искать новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и интересным, и тогда будет подготовлен специалист — компетентный, профессиональный, грамотный, мобильный, востребованный и конкурентоспособный на рынке труда.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*