Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста

22.10.2015 908 1207
Крашенинина Наталья Юрьевна
Крашенинина Наталья Юрьевна, преподаватель

Канский медицинский техникум

Современные социально-экономические условия, модернизация образования и  здравоохранения отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего медицинского звена.

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда студент не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов среднего звена возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки медицинского персонала среднего звена -формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность студентов. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Педагогическая технология это система значимых умений преподавателя по организации деятельности студента в целях максимального развития личности. Педагогические технологии в современном образовании позволяют оптимизировать и обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс. Задача педагога на современном этапе образования заключается в том, чтобы направить студента, способствовать самостоятельному получению знаний, нести ответственность за свои действия. Когда преподаватель определяет способы воздействия на студентов, он должен учитывать эмоционально-психологическое состояние, уровень культурного и возрастного развития, интеллектуальное развитие. Таким образом, формируется представление о студентах, которое и определяет выбор педагогических технологий в образовательном процессе. При выборе педагогической технологии необходимо ориентироваться на специфику содержания изучаемого профессионального модуля, возраст студентов, техническую оснащенность учебного процесса. Преподаватель вправе выбрать технологию, которая наиболее оптимально способствует решению определенных задач на конкретном этапе обучения.

Педагогическая технология включает в себя: целевую направленность, систему действия преподавателя и студента, средства и методы обучения, критерии оценки результата. Видов педагогических технологий достаточно много, на занятиях по своему профессиональному модулю я считаю наиболее оптимальным использование следующих технологий обучения:

  1. Технология объяснительно-иллюстрационного обучения.
  2. Технология личностно-ориентированного обучения.
  3. Технология развивающего обучения.
  4. Игровые, деятельностные технологии.
  5. Информационные, компьютерные технологии.
  6. Технологии проблемного обучения.
  7. Симуляционные технологии.
  8. Технологии сотрудничества.

В структуру образовательной технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть, состоящая из целей обучения, содержания учебного материала; описания технологического процесса, состоящего из организации учебного процесса, деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения учебного материала, методов и форм взаимодействия педагога и студентов и определения достижения целей.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные образовательные технологии. Технология объяснительно-иллюстрационного обучения является традиционной и не новой, но без нее невозможно построение учебного процесса. Она предполагает систематический характер обучения, упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала, организационную четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности педагога.

Технологии личностно-ориентированного обучения предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента и его способностей. В данном случае личность студента всегда в центре внимания преподавателя, активизируются его познавательные способности, преподаватель определяет лучшие качества студента, отсутствует прямое принуждение, ориентация на среднего студента. Личностно-ориентированные технологии обучения особенно актуальны для студентов разных возрастов, так как более взрослые студенты достаточно мотивированы на обучение и заинтересованы в получении знаний. Целью данной технологии является развитие активности личности студента в учебном процессе. Преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов, наблюдает за ними, беседует. При подготовке учебного материала к лекционному или практическому занятию педагог детально продумывает, как будет подан учебный материал, и как он будет связан с личным опытом и познаниями студентов. На лекционных занятиях, как правило, продуктивно проходит мозговой штурм. Студенты, используя, уже имеющиеся знания и опыт активны и заинтересованы в получении новых знаний. Методика опроса «мозговой штурм» активизирует студентов, включает их в работу с самого начала занятия. Технология личностно-ориентированного обучения требует от преподавателя определенного уровня квалификации. Необходимо хорошо ориентироваться в возрастных и психологических особенностях студентов и группы в целом, создать возможности для самореализации студентов. Таким образом, студент получает индивидуальный план развития как личность, что в дальнейшем формирует его как способного к конкуренции специалиста.

Технология развивающего обучения предполагает обучение студентов на примере затруднительных ситуаций. Это обеспечивает успешную подготовку к предстоящей профессиональной деятельности в условиях современного здравоохранения. Данная технология актуальна для проведения практических занятий по профессиональному модулю. Студент начинает быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, организованно и профессионально грамотно действовать, что крайне важно для профессионала-медика. При использовании данной технологии студент воспринимает объяснение преподавателя, сопоставляет с собственными познаниями по выполнению учебной работы. Студент слушает, осмысливает, анализирует и систематизирует полученные факты, осуществляет поиск решения проблем. На практическом занятии студенты находятся в постоянном процессе мышления наряду с педагогом, и в конечном итоге совместно с преподавателем решают проблемную задачу. Таким образом, повышается самостоятельность и активность студентов - будущих специалистов, полученные таким путем знания имеют огромную познавательную ценность, преподаватель лишь организует деятельность студента, который осмысленно приобретает практические навыки, используя полученные знания. Реализация технологии развивающего обучения зависит от уровня подготовки студентов, их познавательной активности и работоспособности. К технологии развивающего обучения можно отнести и самостоятельную работу студентов. Под самостоятельной работой в развивающем обучении понимают учебно-познавательную деятельность студентов, направленную на развитие их творческих способностей, выполняемую по заданию преподавателя. Главное в организации самостоятельной работы студентов является создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и во внеаудиторной деятельности. При организации самостоятельной работы студентов преподаватель должен создать психолого-дидактические условия развития интеллектуальной инициативы. Организация самостоятельной работы предполагает перевод всех студентов на индивидуальную работу, с переходом от формального выполнения заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения.  Целью самостоятельной работы является – научить студента самостоятельно и осмысленно работать с учебным материалом, научной информацией, научить самоорганизации и самовоспитанию для того, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию и быть конкурентоспособным специалистом.

Игровые, деятельностные технологии представляют обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма учебных занятий создается при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования студентов к учебной деятельности. Игровые, деятельностные технологии предусматривают моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – разыгрывание ролей, анализ производственных задач, «погружение» в профессиональную деятельность. Педагогическая игра – вид учебной деятельности студента в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной активностью. Психологический механизм игровой технологии опирается на потребности личности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать развивающие цели и формировать конкурентноспособность специалиста. Особое место среди игровых технологий занимают методы моделирования профессиональных ситуаций. Суть имитационной технологии – в моделировании различных отношений в условиях реальной жизни. В связи с этим использование сюжетно-ролевых игр в преподавании профессиональных модулей в медицинском техникуме является наиболее актуальным. Игра позволяет сделать учебный процесс занимательным и эффективным, учит планировать свою работу, критически оценивать результаты работы. Результат игры зависит от каждого студента, уровня его подготовленности, совместные эмоциональные переживания студентов во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра состоит из нескольких этапов: моделирование процесса труда по решениям, распределение ролей между участниками игры, различие ролевых целей при выработке решений, взаимодействия участников, коллективная выработка решений, поэтапная реализация решений в процессе игры. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре каждый студент выступает в своей специфической роли и усваивает связанные с ней формы профессионального поведения. Через игру студенты учатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях, развивают коммуникативные способности.

Информационные, компьютерные технологии – это технологии передачи, накопления и отработки информации. Подготовка специалиста к непрерывной информационной деятельности основана на отборе и использовании современных компьютерных, информационных технологий для компетентного исполнения профессиональных обязанностей. Процесс обеспечения образовательного процесса информационными технологиями проводится с целью создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студентов, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. С внедрением информационных, компьютерных технологий разрабатываются тестирующие и диагностирующие методики, обеспечивающие систематический контроль и оценку уровня знаний студентов. Информационные технологии обучения – это совокупность  компьютерных и электронных средств и способов обучения, используемых для реализации педагогической деятельности. Использование информационных технологий позволяет сформировать такое качество, как информационная культура личности. Она включает в себя опыт организации информационного взаимодействия с помощью современных технических средств, навыки получения, отбора, переработки, хранения и использования информации. Компьютерные технологии дают возможность перехода на качественно новый уровень передачи информации. Мультимедийные средства обучения позволяют развивать у студента образное мышление и эмоциональную память. Мультимедиа широко используется на лекционных, практических занятиях. Материал должен быть скомпонован так, чтобы каждый кадр текста на экране имел собственное, смысловое значение, при этом он может иметь многоуровневую структуру. Динамичными можно сделать таблицы, схемы, диаграммы, вводимые в кадр. Такие возможности позволяют не просто передать текст посредством слов, но и обеспечивать его визуализацию на экране монитора. На занятиях и во внеаудиторное время студенты активно работают с сетью Internet, получая возможность подготовки домашнего задания, материалов к  учебно-практическим конференциям. Кроме того, популярно использование электронных учебников и пособий, подготовка мультимедиа-выступлений студентов на занятиях, научно-практических конференциях и других мероприятиях. Для современных студентов интересным моментом является компьютерное тестирование, которое значительно экономит время преподавателя. Таким образом, информационные, компьютерные технологии выступают естественным и эффективным средством организации и модернизации учебной деятельности студентов.

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя. Со стороны студентов необходима активная самостоятельная деятельность, которая позволяет формировать познавательную активность студента, его творческие способности. Проблемное обучение – это обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением готовых выводов. К технологиям проблемного обучения относят: проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, эвристическая беседа, учебно-исследовательские работы. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, а как состояние затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенных студентами знаний. Неожиданное затруднение всегда удивляет, стимулирует умственный поиск. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы, её решением. Упражнения проблемно-поискового характера применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно выполнять конкретные виды теоретической и практической работы. Проблемное обучение – это обучение, в котором моделируется содержание профессиональной ситуации, тем самым обеспечиваются условия для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. К проблемному обучению относят и «кейс – технологии», способствующие повышению познавательного интереса к изучаемым вопросам, развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Под кейсом понимают письменное описание конкретной реальной профессиональной ситуации. Кейс – технологии применяются на практических занятиях для решения профессиональных задач. Этапы работы с использованием кейса включают: знакомство с проблемой, презентация ситуации, организация дискуссии преподавателем, формулирование и ролевое представление проблемы, поиск путей решения проблемы – работа в малых группах, презентация решений, подведение итогов, оценка работы студентов. Таким образом, проблемное обучение способствует наиболее полному усвоению материала, повышению познавательного интереса к изучаемым профессиональным модулям, развитию коммуникативных и творческих навыков принятия решений и приобщает студентов -будущих специалистов к определённым способам поиска информации с целью получения профессиональных знаний. Это  в свою очередь формирует конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда.

Симуляционные технологии в современном медицинском образовании – один из методов повышения качества  практической подготовки специалистов – медиков. Это инновационная технология обучения и оценки практических навыков и умений, которая основана на реалистичном моделировании и имитации профессиональной клинической ситуации. Используя на практических занятиях симуляционные методики, преподаватель контролирует работу студентов по отработке навыков и умений. Студент имеет возможность многократно, до автоматизма выполнять определённое действие на специальных тренажёрах, приобретая практический опыт и умения. Симуляционные методики предусматривают интерактивный вид деятельности, погружения в профессиональную среду путём создания реальной клинической картины, без ущерба для здоровья пациента. В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения в медицине: визуальный, тактильный, реактивный, автоматизированный, аппаратный, интерактивный, интегрированный. Симуляционное обучение должно поводиться специально обученными преподавателями, которые совместно с практикующими специалистами могут создавать сценарий различных производственных ситуаций. Таким образом, симуляционные технологии позволяют студентам освоить основные виды профессиональной деятельности,  многократно погрузившись в реальную профессиональную среду посредством работы с медицинскими тренажёрами.

Технологии сотрудничества позволяют реализовать идеи равенства и партнёрства, это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности студентов и преподавателей, скреплённой  взаимопониманием, коллективным анализом результатов деятельности. Сотрудничество как организационная форма обучения представляет значительные резервы воздействия на  личность студентов и повышения эффективности обучения. Для формирования медицинского работника как профессионала очень важно научить его не только определённым практическим навыкам, но и умению работать в команде. На практических занятиях студенты не только овладевают знаниями и приобретают практический опыт, но и учатся работать и общаться в команде, поддерживать друг друга, быть готовыми прийти на помощь.   При подготовке к выполнению задания студентам объясняется суть работы по данной технологии. Задача каждого состоит в том, чтобы познать что-то вместе, коллективно. Основными принципами технологии сотрудничества является, то, что даётся одно задание на малую группу, каждый несёт индивидуальную ответственность, студенты имеют равные возможности в достижении успеха. В результате работы группы достигается усвоение программного материала. Преподаватель играет роль организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов, контролирует не только успешное выполнение заданий, но и характер общения студентов между собой, способы оказания необходимой помощи и поддержки друг друга. Специально организованный учебный процесс в форме сотрудничества положительно влияет на деятельность студентов.

Таким образом, реализация современных педагогических технологий в профессиональном обучении специалистов  позволяет подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 

Библиографический список

1. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.:  2006.

2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.

3. Рублёв В.С., Верёвкина М.П., Шабарова М.Н. Педагогические технологии: методические рекомендации. Омск, 2008.

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования М.: Мастерство, 2001.

5. Сестринское дело №3, 2013 // Применение современных педагогических технологий в профессиональной подготовке медицинского персонала.

6. Сестринское дело №3, 2014 // Симуляционное обучение медицинских сестёр – актуальность и перспективы.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*