Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование элементов исторической интеллектуально-познавательной игры для формирования самостоятельной работы студентов в системе СПО

14.10.2015 240 308
Дудинская Марина Львовна
Дудинская Марина Львовна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: “История”. Древние очень ценили историю и называли ее “magistra vitae” (наставница жизни), а историка уважительно именовали “translator temporis” (передатчик времени).

Определенным признаком интереса и уважения древних к истории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук. Как считают историки, Клио была, вероятно, музой героической песни, провозвестницей славы, а впоследствии, в классическое и эллинистическое время (V—I вв. до н. э.) — покровительницей истории. Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.

Однако эта романтическая символика не должна приводить к идеализации реальной жизни. История всегда была тесно переплетена с политикой, интересами и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду и сообщать ее людям. Поэтому почти постоянно приходится считаться с предвзятостью и субъективизмом в истории, да и судьбы историков, добивавшихся правды, не всегда были благополучны.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.

Любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?

Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое — это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История — это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраняется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обошлось без издержек и противоречий, так как решать эти задачи приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в условиях коренных изменений в политической системе общества, его экономических основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.

Задача преподавания истории в современных условиях — показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность, историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. Эта проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований и для того, чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если определения и терминология становятся общепринятыми, адекватно отражающими действительность.

Известный русский историк В.О. Ключевский (1841—1911) так писал об истории как науке: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах” (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. T.I. Курс русской истории. Ч.1. — М.,1956.—С. 14).

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

Важной частью   работы в преподавании истории является организация и проведение интеллектуально-познавательных игр.

Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности студентов, служат популяризации исторических знаний, дают возможность преподавателю проверить подготовленность студента, его общий кругозор.

Интеллектуально-познавательная игра – это своеобразный тренинг перед экзаменом, и, в то же время, праздник исторических знаний, где есть место и шутке, и игре.

Студенты первого курса приходят к нам после девятого класса и  игра им все еще интересна (хотя игра сопровождает человека всю жизнь).

Замечательный педагог А.С, Макаренко говорил: «Есть еще один важный метод – игра… Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая  - радость качества. Такую же радость приносит хорошая работа… 

Некоторые считают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это не правильно. В игре есть такая же большая ответственность, конечно, в игре хорошей, правильной».

Сама природа игры такова, что она предоставляет возможность и дает право на свободу поведения, создает атмосферу общей увлеченности. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам  человека, в игре он старается проявить себя с лучшей стороны, имеет возможность стать совсем другим, не таким, каков он в повседневной жизни.

Игра расширяет границы для проявления творчества, и происходит это легко и непринужденно, потому что захватывает и сам процесс игры, и ее результаты.

Интеллектуально-познавательные игры способствуют лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретенных знаний, применению их на практике, пробуждению у студентов интереса к изучаемому предмету.

Методические рекомендации по проведению познавательной игры

Историческая игра посвящена истории России с древнейших времен до начала 19 века. Данное внеклассное мероприятие включено в общую логику учебно-воспитательного процесса и является закономерным продолжением изучения студентами истории России.

Задачи:

Продолжить формирование представления об истории России как о закономерном процессе развития государства с древнейших времен до начала 19 века; систематизировать имеющиеся знания по истории России; дать углубленные знания по предмету, расширив кругозор учащихся; формировать умения и навыки: выявлять характерные исторические события и определять черты той или иной эпохи, использовать имеющиеся знания при решении проблемных ситуаций, формулировать свои мысли, уметь корректно и емко формулировать свои вопросы, подбирать и использовать выбранную литературу (при выполнении домашних заданий), работать в библиотеках, выступать перед аудиторией, демонстрировать свой артистизм, чувство юмора, способность к творчеству; воспитывать чувство отзывчивости, коллективизма, давать самостоятельную оценку исторического наследия своей родины, демонстрировать сознательное пони мание истории, переживание великого наследия России.

Предварительная подготовка:

Индивидуальные консультации, мини-лекции для активных участников игры, помощь в подготовке всех видов заданий.

Целью проведения исторической игры является:

- пропаганда исторических знаний и предмета истории;

- активизация творческих и познавательных способностей студента;

- закрепление и расширение закрепленных знаний, применение их на практике.

Игра проходит в два этапа.

Первый этап – тестирование по Истории Отечества (период с древнейших времен до начала 19 века) с целью выявления участников второго этапа. Тестирование проводится по мультимедийному учебно-методическому комплексу-супертьютору «История отечества 882 – 1917» в режиме тестового контроля – «Тестирование».

Второй этап состоит из пяти конкурсов.

Первый конкурс «Найди ошибку». Конкурс заключается в анализе текста с историческими ошибками. Студенты должны найти несоответствие исторической действительности и прокомментировать найденные ошибки. Оценивается данный конкурс по следующим критериям: внимательность, умение выделять исторические ошибки, а также комментировать эти ошибки, применяя знания по данному историческому периоду.

Второй конкурс «Колесо истории». Студенты должны ответить на 22 вопроса из истории России с древнейших времен до начала 19 века.

Оценивается данный конкурс по следующим критериям: знание предмета, умение грамотно отвечать на вопросы исторического материала, знание данного периода.

Третий конкурс «История в произведениях русских художников». Студенты получают по несколько картин и выполняют следующее задание: определить автора картины, историческое событие, рассказать об этом событии.

Четвертый конкурс «Древнерусский быт». В этом конкурсе рассматривается Русский быт с древнейших времен до 18 века, когда развитие страны шло традиционным путем, и внешнее влияние было слабым.

Что ели в Древней Руси?

На столе лежат продукты питания (17 наименований продуктов)

Студенты должны выбрать то, что употребляли в пищу наши предки, и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

Что носили люди Древней Руси?

Студенты получают конкретное задание: выбрать из предложенной одежды то, что называется понева, запон, кокошник, кичка, повойник, чапан, бекеша, кушак, картуз – и показать, как и кто это носил.

Чем пользовались наши предки?

Обереги. Нужно выбрать те предметы, которые защищали человека, и объяснить их назначение.

Пятый конкурс «Определи век» (домашние задание)

А) представить век пантомимой. Оформить плакаты таким образом, что бы все присутствующие поняли, в какую часть исторического пространства мы перенесемся.

Б) Сделать презентацию-загадку «Определи век». Использовать картины русских художников, отрывки из летописи исторических произведений.

Оценивается данный конкурс по следующим критериям: умение выделять характерные черты той или иной эпохи, понимая сущность исторических процессов, оригинальность и юмор при подаче своих мыслей.

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответа, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

Список используемой литературы:

  1. Быкова В. А., Надежденская Т. И., Попкова Н. В. История Отечества в музыке и изобразительном искусстве: Учебное пособие.
  2. - Саратов: Изд-во Саратовского Государственного Университета, 2003
  3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей.-М: Мысль, 1993
  4. Макаренко А. С. Соб. Соч./ том 4-5- М: Просвещение, 1975
  5. Мезин С. А. История русской культуры X-XVIII веков: книга для чтения-          М:ЦГО, 2000
  6. Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История. Изд. – М: Айрис-пресс, 2008
  7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М., 1971
  8. Хрипкова А. Г. Мир детства: Юность - М: Педагогика, 1991
  9. «История Саратовского края с древнейших времен и до наших дней»- Саратов: ООО «Приволжское Издательство», 2008
  10. Мастера русской живописи.- М., Изд. «Белый город», 2008.
  11. Русский народный костюм XVIII- первой четверти XX века в собрании Саратовского областного музея краеведения: Иллюстрир. карт./М-во культуры Сарат. обл., Сарат. Обл. музея краеведения; (сост. Л. В. Маховцева).- Саратов КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея», 2008
  12. Энциклопедия царей и императоров. Россия IX-XX вв. Изд. РОССА. 2012



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*