Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Семейное воспитание на уроках литературы в техникуме

14.10.2015 278 421
Капко Татьяна Ивановна
Капко Татьяна Ивановна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Русский язык в мире – это база, которая дает возможность построения основы для развития культуры, плодотворного сотрудничества, дружеских отношений между народами. В последнее время в зарубежных странах увеличилось и число людей, изучающих русский язык, и решений, принятых в защиту русского языка.

6 июня 2011 года был подписан Указ Президента Российской Федерации «О Дне русского языка». Целью этого Указа было сохранение и развитие русского языка как общенационального достояния народов России, как средства международного общения. Необходимо отметить, что русский язык в мире – это не только средство общения, но и база, которая дает возможность построения основы для развития культуры, плодотворного сотрудничества, дружеских отношений между народами. Русский язык является одним из самых распространенных в мире по числу говорящих на нем, но изучение его немыслимо без знания русской литературы.

Жить для души, по правде, по совести — всегда было для русского человека первейшей заповедью. Идеал праведности включает в себя благоговейное отношение к жизни, ко всему живому, к родной земле. И задача учителя — хранить духовный огонь, свято оберегать его на семи ветрах, зажигать ежедневно душеспасительную свечу в сердцах детей и награды за это, как писал Достоевский, никогда не искать, «ибо и без того уж велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает».

Предлагаемый ныне «новый» идеал преуспевающего энергичного супермена-миллионера, ничем не брезгующего ради обогащения, вряд ли может привиться на нашей почве. Отечественный национальный идеал никогда не сводился к успеху в материально-финансовой сфере. Не случайно тип предпринимателя в русской литературе, будь то гончаровский Штольц, чеховский Лопахин, горьковский Фома Гордеев, шишковский Прохор Громов, неизменно изображался с явным скептицизмом.

В основе отечественного идеала лежит праведность, нестяжательство, соборность, а духовная жизнь представляет куда более важную ценность, нежели материальная. И заложить этот идеал праведности можно только в семье. Вот почему, как никогда, сегодня так необходимо на уроках литературы подходить к раскрытию темы семьи и семейного воспитания в произведениях русской литературы с точки зрения христианской морали и нравственности.

В наш сегодняшний день обращены слова великого сатирика Салтыкова-Щедрина: «По всей весёлой Руси, от Мещанских до Кунавина включительно, раздаётся один клич: идет чумазый! Идет, и на вопрос: что есть истина? твердо и неукоснительно ответит: распивочно и навынос!.. Интеллигенция, дирижирующая классы! Опомнитесь, кого вы приветствуете?! — «Разуваев, бывший холуй!"… Подумайте! Да он в ту самую минуту, как вы, публицисты, призываете его: иди и володей нами! — даже в эту торжественную минуту он пущает враскос глаза, высматривая, не лежит ли где плохо? Знает ли он, что такое отечество? слыхал ли он когда-нибудь это слово?»

Можно ли этому что-либо противопоставить? Можно. Необходимо начинать изучение творчества любого писателя с мира его детства, семьи, потому что созидание духовного мира личности только тогда происходит гармонично, когда его живительным источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и в историю своего Отечества. С этой точки зрения рассмотрим две классические повести о детстве: «Лето Господне» И.С. Шмелёва и «Детство» А.М. Горького. Тема сиротства, одиночество ребёнка, лишенного родителей, в жестоком и чужом мире — главная тема горьковского «Детства». Сюжетный рисунок повести строится на горьком чувстве тоски маленького мальчика по материнской любви, его страданиях из-за отчужденности матери. В отличие от далекой, жёсткой матери отец в воспоминаниях Алёши Пешкова — ласковый, добрый, сильный, весёлый. Он является для мальчика кумиром, идеалом мужчины. Подобное отношение к отцу роднит героев горьковского «Детства» и «Лета Господня» Шмелёва. Как известно, Шмелев боготворил своего отца и даже завещал похоронить себя рядом с его могилой на Донском кладбище. Как и Горький, он не знал в детстве материнской ласки и нежности, мать была с ним слишком суровой. Преклонение перед отцом и сложное, болезненное отношение к матери сближает концепции детства Горького и Шмелева. Но эти книги сближает и другое: в обеих одной из главных тем является тема влияния на душу ребенка религии, тема Бога. Поиски живого Бога помогали Алеше Пешкову преодолевать «свинцовые мерзости» жизни. «В те дни, — вспоминал писатель в повести «Детство, — мысли и чувства о Боге были главной пищей моей души, самым красивым в жизни… Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, — Бог бабушки, такой милый друг всему живому». Но рассуждения героя о двух Богах: Боге бабушки и Боге дедушки так и остаются размышлениями как бы со стороны, не претворяясь в живое чувство или действие. Чувство живого Бога так и не стало определяющим в его жизни. «Свинцовые мерзости» жизни рождали в Алеше не стремление к Богу и к посещению церкви, а чувство протеста и бунта, обостренное восприятие всякой несправедливости. Именно это коренным образом отличает повесть Горького от произведения Шмелева, которое все проникнуто глубоким религиозным чувством. Его главный герой -ребёнок- растет и развивается в радостном сознании божественной сути бытия, в ощущении живого Бога. Шмелев сознательно игнорировал «свинцовые мерзости дикой русской жизни», которые с таким пристальным и грустным вниманием описал в своём «Детстве» Горький. В «Лете Господнем» Шмелеву удалось создать свою собственную оригинальную модель счастливого детства, построенную на неразрывной связи маленького героя с семьей, стабильной окружающей жизнью и-главное-с Богом. Если Горький, пользуясь определением Д. Мережковского, в повести «Детство» замечательно показал Русь «не святую, а грешную», Россию накануне революционных потрясений, то Шмелев восстановил и явил нам сияющий облик Руси святой.

Тему семьи и семейного воспитания на уроках литературы можно раскрыть, например, исследуя такую проблему: мотив Дома в произведениях русских писателей.

Состояние души человека, его внутренняя жизнь обусловлены, прежде всего, нравственной памятью, которая созидается в первые годы жизни. Л. Толстой об этом сказал: «Разве я не жил тогда, когда учился смотреть, слушать, понимать, говорить, когда сосал и целовал грудь, и смеялся, и радовал свою мать? Я жил, я блаженно жил. Разве не тогда я приобрёл все то, чем я теперь живу, я приобрел так много, так быстро, что во всю свою остальную жизнь не приобрел и одной сотой доли этого». Это дом детства Толстого.

По воспоминаниям известного русского писателя М.А. Булгакова, дом его детства населен дорогими людьми, на стенах дома портреты предков, а предметы домашнего уюта — не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «шоколадный», «волшебный», «сказочный», «поэтичный» дом, где можно общаться, мечтать, размышлять, читать любимые книги, слушать музыку. Мирное, счастливое время в доме на Андреевском спуске не забылось Булгаковым и возродилось в духовном опыте писателя — в доме Турбиных (роман «Белая гвардия»). Так что же означает понятие «дом»? Это жилище, семейные устои, традиции, духовный мир, воспоминания, Отечество, мир. Именно поэтому дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе — дом, родину, семью. Мы постоянно смотрим на все события как бы через восприятие жителей турбинского дома. Этот уютный дом — «живое существо», он живет, дышит, страдает, любит, дает приют Лариосику, Мышлаевскому и другим гостям. «Светлая королева» — мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь перед нами цветы, белая скатерть, звучит музыка, ощущается атмосфера влюбленности, душевной близости героев. Семья Турбинных — семья чести. В финале романа автор обращается к мысли о «вечном» Доме: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал». А это значит, что учителю необходимо донести до сердца каждого студента мысль Булгакова о том, чтобы мы помнили о принадлежности нашего духовного «дома» Вечности.

Турбины и их гости убеждены, что России необходима «вера православная». Это люди, не говорящие о Боге, но хранящие в душе Его заповеди, по ним живущие. Поэтому молитва Елены за умирающего брата совершает чудо, потому они хранимы Всевышним и награждены дружбой и любовью, которую несут сами. Образ Дома в романе многозначен. Это — жилище, островок- крепость в хаосе революционных событий; пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил; первооснова бытия, одухотворенного и обустроенного; место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности и прочности жизни; «храм и микрокосм» (Д.С. Лихачев) человеческой души. Дом в романе «Белая гвардия» — это цитадель Добра, хранящая Справедливость, Красоту, Свет и Тепло Вечности.

Тему семьи, домашнего очага, дома можно раскрыть и на произведении Ф. Абрамова «Братья и сестры» (1958 год). Повествуя о нескольких поколениях Пряслиных и Ставровых, автор говорит с читателем о самом главном: необходимо неустанно строить дом, сохраняя семейные традиции, преодолевая немыслимые тяготы изо дня в день, потому что дом- это символ единства семьи, он защищает и оберегает. Роман называется «Братья и сестры», и это тоже определяет образ дома, домашнего очага. Считаю необходимым прочитать на уроке последние строчки романа: «Шла запоздалая осенняя гроза, и Михаил вдруг вспомнил отца, его последний наказ: «Сынок, ты понял меня? Понял?» Тридцать лет назад сказал ему эти слова отец. Сказал в тот день, когда уходил на войну, и тридцать лет он ломал голову над ними, и вот теперь он их, кажется, понял…" В этих словах отца заключена идея романа: всякий дом хозяином держится. Ссора Михаила с сестрой тоже причина беды. Одолеть невзгоды, строить дом можно только вместе. И закончить урок можно словами критика П. Рожновой: «Строить дом — есть одну хлеб-соль, говорить одну речь, жить в ладу и согласии, хранить традиции. Мудрость народа заключается именно в этой цельности».

Также обзорно на следующем уроке можно обсудить роман Ф. Абрамова «Дом» (1978 год). Это эпопея о драматической судьбе русской крестьянской деревни на протяжении трех десятилетий (от 1942 до 1972 года). Дом в романе — не только место жительства человека. Это портрет его души, воплощение жизненных стремлений и ценностей. Это семья. Развалившийся старый дом Пряслиных олицетворяет распад некогда дружной семьи, а его восстановление — возвращение прежних отношений, духовного единства. Это и храм («хоромина»), рукотворная крестьянская микровселенная для жизни не только тела, но и души. И сама душа, над созиданием которой он трудится весь свой век («Главный — то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет», — говорит Евсей Мошкин).

Расшатывание дома народной души показано в романе через семью Пряслиных, которая воплощала дух русского народа с присущими ему жизнестойкостью, трудолюбием, совестливостью, честностью и бескорыстностью. Но теперь в некогда крепкой семье царят разлад и недоброжелательность. И примеров в романе много. Михаил проклял сестру за незаконнорожденных детей. Петр ненавидит брата — близнеца, с которым когда-то они видели общие сны. Татьяна, живущая в Москве, — отрезанный ломоть. Федор в тюрьме. Главная причина этого разлада с собой и миром — духовно — нравственная. Каждый из героев нарушает евангельские заповеди, по которым должен жить человек, обуреваем пороками, разрушающими душу. У Михаила это гордыня за достигнутое благосостояние, самодовольное чувство превосходства над ближними, их осуждение, непрощение. У Петра — злоба до ненависти. Еще больший процесс разрушения личности происходит с Егоршей, которого злоба и зависть приводят к предательству Лизы и ставровского дома. Но может ли человек в наше трудное время жить по христианским заповедям? И в романе есть такие герои. Это Лиза, которая живет по законам своей совести, не осуждающая других, способная забыть о собственной выгоде, верная долгу и традициям, умеющая любить и прощать. Это Евсей Мошкин, видевший свое предназначение в помощи людям, покаянно переживающий свои слабости и стремящийся к очищению. Это Григорий, которого «все любили в доме». У него «не было своей жизни — он жил неотделимо от брата, от сестры, от двойнят». Заканчивая урок — лекцию по роману Ф. Абрамова «Дом», можно и нужно сделать такой вывод: старый русский Дом поставлен надежно и прочно, и отстроить, возродить его можно. Значит, выход в восстановлении народного духа, национальных ценностей, нравственных и культурных традиций. И первый шаг в этом великом духовном пути должен сделать каждый. «Сотвори мир в душе и пошли его людям» (Ф.А.Абрамов).

Завершением темы «Мотив Дома в творчестве русских писателей» может стать работа над рассказом В. Распутина «Изба» (1999 год). В образе главной героини Агафьи воплотился русский национальный характер. Часто приходится слышать, что русский человек ленив, пассивен, живет надеждой на «авось». Но эти утверждения не применимы к распутинской Агафье. Её изба — это «воплощение праведной души». А выносливость и упорство Агафьи заставляют преклоняться перед этой русской женщиной. «Родное скудным не бывает» — так можно сказать о «маленьком» рассказе В. Распутина «Изба».

Итак, мотив Дома в литературе XIX и XX века является одним из главных. И образ родного Дома в творчестве многих русских писателей прочно ассоциируется с Россией, ее укладом, ее обустройством, ее судьбой. Именно русскому человеку присуще единение с миром, вписанность его в бытие Природы, Семьи, Дома, Народа, Истории, Вселенной, Космоса. Если бы мне предложили сформулировать национальную идею, которую мучительно ищет наше общество, я бы сказала так: «Счастлив тот дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня" (И.Шмелев. «Лето Господне»)

Как порой такие простые истины трудно донести до студентов! Как трудно пробудить на уроке «чувства добрые»?! Как нелегко бывает им ответить на вопросы классиков литературы: «В чем смысл жизни?», «Что такое семья, любовь, терпение?» Наши дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом, порядочностью и бесчестием, дозволенным и недопустимым. Массовая культура навязывает потребительские установки, стремление к комфорту и удобству, девальвируя такие ценности, как порядочность, трудолюбие, любовь, семья. Именно поэтому тема семьи и семейного воспитания на уроках литературы сегодня становится едва ли не самой главной. Достоевский считал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу». Вот почему так важно, какими будут эти впечатления, с каким багажом нравственных и духовных впечатлений и запросов выйдет из отчего дома человек. Устами старца Зосимы писатель говорит: «…нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз…".

Наши сегодняшние студенты через пять — шесть лет (а может, и раньше) станут родителями. Но уже сегодня они должны понять, что «воспитание детей есть труд и долг» (Ф. Достоевский). И единственным условием правильного воспитания является любовь. Но любовь тоже «есть труд, даже любви надобно учиться» (Ф. Достоевский). Воспитание подрастающего поколения не только личное дело родителей, но их гражданский долг, потому что это будущее страны. «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них — их дети», — писал Достоевский в романе «Подросток».

На протяжении своей учительской деятельности (стаж 30 лет) я часто слышала однотипные ответы: не нравится Толстой, Чехов, Некрасов, Маяковский… И сразу на память приходят слова русского мыслителя Ивана Ильина: «У человека духовно неразвитого любовь начинается там, где ему «нравится» и где ему что-то приятно; она протекает в плоскости бездуховного «да» и стремится к максимальному наслаждению». Современные дети нацелены на поиски «удовольствий». И беда тут не в том, что у них не развит эстетический вкус. Она глубже, чем эстетические эмоции, она связана с ценностными установками, которые эстетическую восприимчивость определяют. Речь идет о духовной любви, которая имеет мужество отвернуться от «нравящегося» и «приятного», которая ищет не удовольствия и наслаждения, а духовного совершенства. Во имя национального спасения и во исцеление искаженных и смятенных душ, потерявших ориентиры, спутавших все понятия о добре и зле, необходим решительный поворот к изучению жизнеутверждающих, духоносных основ русской классической литературы. 

Список литературы:

  1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т.22, с. 9., Т.24, с. 184, Т.14, с.263−264. — Л., 1972−1991.
  2. Золотусский И.П. Заметки о двух романах М. Булгакова. Литературная учеба. — 2001- № 2. — с 147.
  3. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова. Булгаков М. Собр. Соч.в 5 т. — М., Художественная литература, 2003 - Т-1-с 23.
  4. Басинский П.В. Максим Горький. Русская литература рубежа веков (1890-е-начало1920-х годов). — М., 2000. — Кн. 1. — с.528.
  5. Шмелев И.С. Избранное. — М., 1989. — с. 284.
  6. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. — М; 1993 (главы «Творчество Шмелева», «Православная Русь». «Лето Господне. Праздники»).
  7. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. Кн. для учащихся ст. классов. — М., 2001.
  8. Золотусский И.П. Федор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. — М., 1996.
  9. Красикова Е.В. Главный дом: О романе Ф. Абрамова «Дом». Русская речь. — 2000, № 5.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*