Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинского колледжа

14.10.2015 2179 3597
Мординова Наталья Дмитриевна
Мординова Наталья Дмитриевна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Большое влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Динамичное и интенсивное развитие информационных и новых технологий способствовали развитию естественнонаучных знаний. Это определяет поиск новых подходов к проектированию системы обучения и воспитания с применением инновационных образовательных технологий[2,с.35].

Внедрение ФГОС СПО позволило улучшить подготовку будущего специалиста. Принципиальное отличие нового стандарта: перенос акцента  с предметного подхода на  компетентностный и ожидаемые результаты обучения как отражение в стандартах перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в будущем. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие «компетенция», а формирование компетенций является основной целью профессионального обучения.

Компетентностный подход предполагает деятельностный характер образования. Он требует создания таких организационно-педагогических условий, позволяющих формировать глубокие теоретические знания, профессионально важные качества, готовность к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность   овладение новыми сестринскими технологиями, готовность к  профессиональному  росту [3, с.55]. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Основная задача преподавателя медицинского колледжа - предоставить студенту возможность расти и развиваться самостоятельно.

В Якутском медицинском колледже внедрено модульное обучение. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов. Базовыми характеристиками модуля являются полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями[3, с.27]. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля [1, с.17]. 

Модульное обучение может использоваться во всех преподаваемых курсах. Мы основываемся в ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах», МДК 02.02. «Основы реабилитации» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело». В один междисциплинарный курс объединены три взаимосвязанных дисциплины: физиотерапия, лечебная физкультура и массаж. По физиотерапии в процессе обучения нами применяются разнообразные формы и методы обучения. К ним относятся:  электронные презентации лекций по физиотерапии «Реабилитация постоянным током», «Реабилитация токами ВЧ, УВЧ и СВЧ», «Ультразвуковая терапия», обучающие видеофильмы, пособия по самоконтролю и другое. Применяются учебно-методические комплексы, мультимедиа-презентации, интерактивная доска, физиотерапевтическая аппаратура (аппараты Поток-1, Амплипульс 5, Искра 1, ингалятор Небулайзер), различные формы организации, лекции и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, курсовые и дипломные работы.

Образовательным стандартом специальности «Сестринское дело» выделяются общие и профессиональные компетенции. В ПМ 02. « Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» выделены следующие профессиональные компетенции:

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
  • ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
  • ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
  • ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Модульное обучение- это деятельностная технология, поэтому при разработке модульного обучения по физиотерапии, на первое место ставились умения ( техника и методики выполнения физиотерапевтических процедур) как приоритетные компетенции, которые базировались  на знаниях ( лечебного действия, показаний и противопоказаний)

Взаимосвязь компонентов отражает целостный характер исследуемого процесса, основанного на взаимодействии преподавателя и студентов и направленного на овладение студентами знаниями и умениями, на развитие положительной мотивации и интереса к будущей профессии [4, с.45 ].

Процесс формирования профессиональной компетентности будущей медсестры по МДК « Основы реабилитации» предполагает применение разных методов обучения («активные» методы обучения, практико-ориентированные методы, проблемно-поисковые). Практические занятия по учебной и учебно-производственной практике проводятся в ЛПУ. Большое внимание уделяется практическому обучению студентов. Делается акцент на выполнение практических умений и навыков на доклинических занятиях (в кабинете физиотерапии) – обучение первичным навыкам работы на физиотерапевтической аппаратуре. И далее отработка профессиональных навыков проходит во время учебной и производственной практики в физиотерапевтическом отделении ГБУ РС(Я) РБ2 Центр экстренной медицинской помощи. В программе практики конкретно указывается, какими физиопроцедурами необходимо овладеть, технологиями выполнения, основными методиками. Студент больше времени работает самостоятельно, особенно во время подготовки курсовых и дипломных проектов. Он учится самоорганизации, самопланированию, самоконтролю. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, что способствует к развитию далее [3, с.4].

Модульное обучение, в отличие от традиционного предметно-информационного, как показывает наш опыт, позволяет: получить положительную динамику качества обучения; обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи дисциплин  профессиональной подготовки студентов. Так, за последние 3 года, отмечается повышение успеваемости и качества у студентов по  дисциплине ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК «Основы реабилитации» по Физиотерапии,  по специальности «Сестринское дело».

 

Таблица№1: Качество

Учебный год

Качество успеваемости в %

Средний балл

2012-2013

74

3,8

2013-2014

77

3,9

2014-2015

80

4,0

 

Таблица№2

Таким образом, приходим к выводу, что внедрение новых образовательных технологий модульного обучения в Якутском медицинском колледже позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов. Оно оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует улучшению взаимозависимой деятельности педагога и студента. И дает возможность для саморазвития каждому студенту.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.(Электронный ресурс) /www/adu.ru-2010-23 июля
  2. Современная энциклопедия (Электронный ресурс) /www.dic.academic.ru-2010.
  3. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. СПб, ГОУ ИПК СПО, 2010-63с.
  4. Колесникова И.А.Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/ под редакцией РАО З.И.Васильевой. - СПб, 2011.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*