Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаБольшое влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Динамичное и интенсивное развитие информационных и новых технологий способствовали развитию естественнонаучных знаний. Это определяет поиск новых подходов к проектированию системы обучения и воспитания с применением инновационных образовательных технологий[2,с.35].
Внедрение ФГОС СПО позволило улучшить подготовку будущего специалиста. Принципиальное отличие нового стандарта: перенос акцента с предметного подхода на компетентностный и ожидаемые результаты обучения как отражение в стандартах перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в будущем. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие «компетенция», а формирование компетенций является основной целью профессионального обучения.
Компетентностный подход предполагает деятельностный характер образования. Он требует создания таких организационно-педагогических условий, позволяющих формировать глубокие теоретические знания, профессионально важные качества, готовность к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность овладение новыми сестринскими технологиями, готовность к профессиональному росту [3, с.55]. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Основная задача преподавателя медицинского колледжа - предоставить студенту возможность расти и развиваться самостоятельно.
В Якутском медицинском колледже внедрено модульное обучение. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов. Базовыми характеристиками модуля являются полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями[3, с.27]. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля [1, с.17].
Модульное обучение может использоваться во всех преподаваемых курсах. Мы основываемся в ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах», МДК 02.02. «Основы реабилитации» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело». В один междисциплинарный курс объединены три взаимосвязанных дисциплины: физиотерапия, лечебная физкультура и массаж. По физиотерапии в процессе обучения нами применяются разнообразные формы и методы обучения. К ним относятся: электронные презентации лекций по физиотерапии «Реабилитация постоянным током», «Реабилитация токами ВЧ, УВЧ и СВЧ», «Ультразвуковая терапия», обучающие видеофильмы, пособия по самоконтролю и другое. Применяются учебно-методические комплексы, мультимедиа-презентации, интерактивная доска, физиотерапевтическая аппаратура (аппараты Поток-1, Амплипульс 5, Искра 1, ингалятор Небулайзер), различные формы организации, лекции и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, курсовые и дипломные работы.
Образовательным стандартом специальности «Сестринское дело» выделяются общие и профессиональные компетенции. В ПМ 02. « Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» выделены следующие профессиональные компетенции:
Модульное обучение- это деятельностная технология, поэтому при разработке модульного обучения по физиотерапии, на первое место ставились умения ( техника и методики выполнения физиотерапевтических процедур) как приоритетные компетенции, которые базировались на знаниях ( лечебного действия, показаний и противопоказаний)
Взаимосвязь компонентов отражает целостный характер исследуемого процесса, основанного на взаимодействии преподавателя и студентов и направленного на овладение студентами знаниями и умениями, на развитие положительной мотивации и интереса к будущей профессии [4, с.45 ].
Процесс формирования профессиональной компетентности будущей медсестры по МДК « Основы реабилитации» предполагает применение разных методов обучения («активные» методы обучения, практико-ориентированные методы, проблемно-поисковые). Практические занятия по учебной и учебно-производственной практике проводятся в ЛПУ. Большое внимание уделяется практическому обучению студентов. Делается акцент на выполнение практических умений и навыков на доклинических занятиях (в кабинете физиотерапии) – обучение первичным навыкам работы на физиотерапевтической аппаратуре. И далее отработка профессиональных навыков проходит во время учебной и производственной практики в физиотерапевтическом отделении ГБУ РС(Я) РБ2 Центр экстренной медицинской помощи. В программе практики конкретно указывается, какими физиопроцедурами необходимо овладеть, технологиями выполнения, основными методиками. Студент больше времени работает самостоятельно, особенно во время подготовки курсовых и дипломных проектов. Он учится самоорганизации, самопланированию, самоконтролю. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, что способствует к развитию далее [3, с.4].
Модульное обучение, в отличие от традиционного предметно-информационного, как показывает наш опыт, позволяет: получить положительную динамику качества обучения; обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи дисциплин профессиональной подготовки студентов. Так, за последние 3 года, отмечается повышение успеваемости и качества у студентов по дисциплине ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК «Основы реабилитации» по Физиотерапии, по специальности «Сестринское дело».
Таблица№1: Качество
Учебный год |
Качество успеваемости в % |
Средний балл |
2012-2013 |
74 |
3,8 |
2013-2014 |
77 |
3,9 |
2014-2015 |
80 |
4,0 |
Таблица№2
Таким образом, приходим к выводу, что внедрение новых образовательных технологий модульного обучения в Якутском медицинском колледже позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов. Оно оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует улучшению взаимозависимой деятельности педагога и студента. И дает возможность для саморазвития каждому студенту.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.