Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные технологии преподавания биологии по общеобразовательной программе в системе среднего профессионального образования

09.10.2015 1407 2493
Розенштейн Виктория Вячеславовна
Розенштейн Виктория Вячеславовна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании студентов. Именно инновации в современном биологическом образовании способствуют повышению мотивации обучающихся  к изучению предмета.

Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

  • технологии дифференциации и индивидуализации;
  • проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивные технологии;
  • информационные технологии:
  • мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
  • уроки на основе электронных учебников;
  • презентации.

Одной из основных целей моей педагогической деятельности является освоение и применение инновационных технологий обучения биологии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе. Особенно актуально использование информационных технологий при обучении биологии в училищах олимпийского резерва, так как программой подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура» предполагает изучение такой дисциплины, как «Анатомия».

 В основе биологического образования  лежит принципиально новый курс биологии,  построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и  развивающего характера обучения,  преемственности,  широкой  дифференциации при минимально необходимых образовательных  стандартах. 

Перед тем, как начинать преподавать биологию в училище, я определила для себя основные задачи, исходя из целевых и функциональных аспектов обучения:

- Чему обучать? –  содержание обучения.  Разработала рабочую   программу и определилась с методическим сопровождением к учебному процессу.

- Для чего обучать? –   цели обучения. Поставила  перед собой цель обучения, которая  связана с мотивационно - ценностными ориентациями учащихся  (биология необходима спортсменам).

- Как обучать? –   методы и средства обучения. Отбираю дидактические принципы, методы и формы обучения, способствующие повышению эффективности моей педагогической деятельности.                                    

Считаю, что таковыми являются информационно – коммуникационные технологии. В своей работе я использую три основных типа уроков  по способу использования информационных технологий:  уроки  с использованием интерактивной доски; уроки-презентации;  уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме  в  классе с выходом в Интернет (в кабинете настроена система Wi-Fi).  Использую современные информационные технологии  обучения для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации биологического содержания. Разрабатываю информационно-компьютерные материалы и внедряю их в учебный процесс: интерактивные уроки, презентации, фотоматериалы, интерактивные тесты, Online тестирование, лабораторные работы, документ камеру и др.

Уроки с использованием интерактивной доски SMART Notebook 2014 насыщенны информацией, что необходимо при обучении биологии, повышают мотивацию учащихся, проходят на одном дыхании, помогают мне максимально использовать средства обучения, доступные в классе и в современном мире Интернет. В начале урока обычно использую  научную статью, стихотворение, мифологический рассказ или загадку из чего  учащиеся должны сформулировать тему урока. Затем идет целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей, которых должны достигнуть учащиеся  на данном уроке. Процесс достижения целей может быть разным (например, просмотрев InternetUrok.ru, анимацию school-collection.edu.ru заполнить таблицу, составить характеристику, схему, план и т.д.), но,  в конечном итоге, учащиеся приходят к их достижению. Результаты освоения темы урока отслеживаются сразу же на этом уроке через тестирование  в режиме Online на следующих порталах:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/OnlineTests/Default.aspx; http://www.ege.edu.ru/; http://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/testing/; http://4ege.ru/; biouroki.ru и др.  Для отработки  ЗУН, использую интерактивные средства и мультимедиа самой доски SMART Notebook 2014: анаграммы, сортировку, опорные точки, тестирование и др.

Подготовка уроков с использованием интерактивной доски требует  затрат времени, особенно при создании кроссвордов, тестов, сортировок (нужно подобрать соответствующие фото и рисунки), но, если это делается в системе и отработано преподавателем до мелочей, постоянно происходит накопление  созданного материала, который можно использовать в последующей работе.

Третий  год веду  мастер – классы по подготовке студентов к зачёту. Отрабатываю   задания разного  уровня  сложности. Основой занятий  является мультимедийная презентация с  заданиями (задания копирую из Открытого банка заданий на ФИПИ) для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности.

Труд учителя только тогда будет приносить результаты, когда учитель не будет останавливаться на   достигнутом, а   постоянно идти вперед,   искать  новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и   интересным.

 

Заключение

Все направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также между собой, и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, то постепенно, вполне естественно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики училища и нашей культурной среды.

 

Оригинал работы: Инновационные технологии преподавания биологии по общеобразовательной программе в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*