Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимопонимание в спортивной группе и его связь с индивидуально-психологическими особенностями спортсменов

09.10.2015 240 355
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Исякаев Эмиль Рамисович
Исякаев Эмиль Рамисович, методист

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Вопросы взаимодействия, общения спортсменов в спортивной группе являются весьма актуальными. Общеизвестно, что успех в командных видах спорта часто зависит от того, насколько хорошо члены команды понимают друг друга. Это, хотя и в меньшей степени, характерно и для индивидуальных видов спорта, что определяется участием спортсменов в обсуждении и решении общих для группы задач. Это могут быть конкретные вопросы методики повышения спортивного мастерства, технического и тактического совершенствования членов группы и др.

При этом интерес вызывают корреляты уровня взаимопонимания в спортивной группе и индивидуально-психологических особенностей спортсменов, в частности их темперамента, акцентуаций характера и соционических характеристик.

Теоретическую основу исследования составили работы Т.Е. Аргентовой ([1]), А.А. Бодалева ([2]), Г.А. Ковалева ([3]), Я.Л. Коломинского ([4]), А.Ф. Копьева ([5]), Ю.Л. Ханина ([6]).

Исследование проводилось с октября 2014 г. по март 2015 г. на базе БОУ ДОД СОСДЮСШ «Академическая гребля» г. Саратова. В исследовании приняло участие 2 группы спортсменов по 12 и 14 человек. Для оценки уровня взаимопонимания спортсмена с группой использовалась методика Н.П. Фетискина (группы пунктов 1-10 теста, связанные с взаимопониманием). Оценка индивидуально-психологических особенностей спортсменов производилась по личностному опроснику EPI (методика Г. Айзенка), опроснику Д. Кейрси (типология Майерс-Бриггс) и методике изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).

1. Зависимость взаимопонимания от темперамента спортсмена. Традиционно предполагается, что темпераментальные особенности в первую очередь касаются особенностей динамики деятельности, однако в описаниях темпераментов обычно встречаются описания, имеющие отношение различным аспектам личности, в том числе социально-коммуникативных характеристик. Результаты, проведенного нами исследования показали, что действительно, представители разных типов темперамента обладают разными способностями к взаимопониманию, налаживанию взаимодействия (см диагр. 1).

Диаграмма 1. Средний уровень взаимопонимания у представителей разного типа темперамента.

 

На первом месте по способности наладить взаимопонимание находятся представители сангвинического типа темперамента. Это, на наш взгляд, объясняется коммуникативной легкостью сангвиников, их эмоциональной открытостью, естественностью во взаимодействии.

На втором месте оказались представители меланхолического темперамента и это довольно неожиданно. Данный факт может быть объяснен тем, что меланхолики отличаются набольшими податливостью и способностью  к эмпатии и сопереживанию, способны более тонко улавливать чувства окружающих, что дает им определенные преимущества по отношению к другим типам темперамента. Возможно, что именно данная особенность позволяет представителям меланхолического темперамента частично компенсировать негативные моменты, связанные с особенностями слабой нервной системы.

На третьем месте находятся холерики. Несмотря на внешнюю направленность (экстраверсию) и стремление к активному взаимодействию их излишняя напористость и неумение слушать собеседника, отстаивая собственную позицию, в итоге приводит к относительно слабому взаимопониманию с группой.

На четвертом месте находятся представители флегматического темперамента. Их слабая направленность вовне (интровертированность), слабое выражение вовне собственных эмоциональных состояний и минимальный отклик на обращенные к ним послания (слабая обратная связь) в итоге приводят даже к меньшему взаимопониманию, чем у вспыльчивых холериков. Холерики, несмотря на повышенную конфликтность, не скрывают собственной реакции и выражают ее, хоть и порой слишком бурно, но это оказывается более позитивным, нежели отсутствие проявления своего отношения к событиям у флегматиков.

 

2. Зависимость взаимопонимания от акцентуаций характера спортсмена. Результаты анализа корреляций уровня взаимопонимания со степенью выраженности акцентуации по типам акцентуаций, выявленным у спортсменов, представлены в табл. 1. Значимые (не случайные) корреляции выделены жирным шрифтом.

 

Таблица 1. Корреляции уровня взаимопонимания и акцентуациями характера спортсменов.

 

Коэффициент корреляции с уровнем выраженности черт акцентуации

Гипертимность 1

-0,02

Демонстративность 2

0,12

Дистимность 3 (гипотимность)

-0,26

Неуправляемость

-0,44

Эмотивность 4

0,28

Педантичность 5

-0,55

Ригидность 6

-0,54

Тревожность

-0,36

Циклотимность 7

-0,34

Экзальтированность 8

-0,38

__________________________________________________________________________________

1Гипертимность – это бодрость и веселость, переходящие в оптимизм, повышенная активность, переходящая в боевитость.

2 В основе демонстративности лежит повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания.

3 Дистимность – свойство психики находиться некоторое время в подавленном угнетенном состоянии, подчас без видимых причин.

4 Эмотивность – повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и, нередко, оказываются чрезмерно продолжительными.

5 Педантичность – это склонность личности подробно и, порою, дотошно следовать соответствующим законам, правилам, которые были принятым самостоятельно этим человеком для самого себя.

6 Ригидность (в психологии) – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

7 Циклотимность – резкие беспричинные колебания проявления характера, работоспособности и настроения.

Экзальтированность – склонность к ярко выраженным всплескам эмоций.

 

Как видно из таблицы 1, подавляющее большинство связей носит отрицательный характер, что означает следующее: излишняя выраженность тех или иных особенностей характера, гипертрофированность черт характера спортсмена приводит к нарушению его взаимопонимания в группе. Исключение могут составлять разве что представители эмотивного типа акцентации, однако и в этом случае положительная связь с взаимопониманием остается весьма спорной.

Т.о. несмотря на то, что поведение акцентуированных личностей считается более предсказуемым, это не ведет к лучшему взаимопониманию с группой. Даже легкость и беззаботность, естественность сангвиников, будучи гипертрофированной у гипертимов в итоге не приводит к положительному эффекту.

 

3. Зависимость взаимопонимания от соционических характеристик спортсменов. Результаты оценки связи соционических характеристик спортсменов с уровнем взаимопонимания в группе представлены в табл. 2. Значимые (не случайные) корреляции выделены жирным шрифтом.

 

Таблица 2. Взаимосвязь взаимопонимания и соционических характеристик спортсменов

 

Коэффициент корреляции с соционической характеристикой

Экстраверсия (интроверсия)

0,28

Рациональность (иррациональность)

0,03

Сенсорика (интуиция)

0,34

Логика (этика)

-0,41

 

Как видно из таблицы 2, уровень взаимопонимания с группой больший у личностей, направленных вовне (экстравертов). Однако это не означает, что интроверты не способны наладить хорошее взаимопонимание. Просто, на наш взгляд, в группе они в большей степени ориентированы на относительно небольшое количество близких друзей, и, возможно, что в этом случае взаимопонимание у них может носить более глубокий характер.

Обнаружение относительно сильной отрицательной связи взаимопонимания с дихотомией логика-этика в общем-то неудивительно. Логики по соционической типологии вообще мало заинтересованы в налаживании межличностных отношений, тогда как этики, выражая свое личное отношение к событиям, обладая большей открытостью в высказываниях, налаживают взаимопонимание более эффективно.

Еще одним показателем является выраженность взаимодействия у сенсориков и интуитов. По нашим данным сенсорики более эффективно налаживают взаимопонимание и это может быть связано со спецификой их деятельности. Однако следует заметить, что в выборке спортсменов в группах сенсориков оказалось почти в два раза больше, нежели интуитов.  Поэтому, вполне возможно, что сенсорики просто эффективнее налаживают взаимопонимание с сенсориками, а поскольку таковых в обследуемых группах оказывается больше, то, как следствие, уровень взаимопонимания в группе оказывается выше.

Связи взаимопонимания с такой дихотомией как рациональность-иррациональность обнаружено не было. Мы предполагаем, что здесь необходимы исследования, посвященные попарному (межиндивидуальному) взаимопониманию. Вполне возможно, что в этом случае может играть роль соответствие или несоответствие данных характеристик у отдельных пар взаимодействующих.

 

Выводы. Наибольшим уровнем взаимопонимания со спортивной командой в рассмотренных нами случаях обладают представители сангвинического типа темперамента, не обладающие выраженной акцентуацией характера и характеризующиеся сенсорикой и преобладанием этики над логикой. Наихудшим уровнем взаимопонимания с группой обладают представители флегматического типа темперамента, слабо ориентированные на решение текущих задач («здесь – и – сейчас») и с преобладанием логики над этикой. Наличие подавляющего большинства типов акцентуаций характера у спортсменов, вне зависимости от типа такового, негативно сказывается на их взаимопонимании с группой и, как следствие, влечет недостаточную совместимость.

Список литературы:

  1. Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности / Т.Е. Аргентова // Психология. - 1984. - № 6. - С. 130-133.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
  3. Ковалев Г.А. Психология воздействия: автореферат дис. ... д-ра психол. наук / Г.А. Ковалев. - М.: изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1991. - 51 с.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2000. - 432 с.
  5. Копьев А.Ф. Взаимоотношение «Я» - «Другой» и его значение для практической психологии / А.Ф. Копьев // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - № 2. - С. 48-60.
  6. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*