Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»

16.01.2012 1535 4624
Симонова Наталия Григорьевна, учитель начальных классов

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. 25-30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учёта их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с наиболее подготовленными учениками, которые работают не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель вынужден вести обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Наиболее подготовленные учащиеся постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые возникающие трудности порождают в них растерянность, неуверенность в себе, что приводит к снижению успеваемости этих детей. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждого ученика может быть решена только с учетом индивидуальных способностей учащихся, при дифференцированном подходе к обучению. Дифференцированное обучение  развивает мышление, воображение, память, волю и воспитывает интерес к знаниям, мировоззрение, чувство ответственности, товарищество. Дифференцированное обучение предполагает, на основе диагностических данных, деление класса на сравнительно одинаковые по уровню интеллектуальных способностей группы.


Схема структурного анализа класса.


1-я группа. Ученики с высоким уровнем способностей:

а) высокий уровень развития и высокая работоспособность;

б) средний уровень развития и высокая работоспособность;

в) высокий уровень развития и средняя работоспособность.


Первая группа учащихся ведёт работу с материалом высокой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению учебных задач.


2-я группа. Группа учащихся со средними способностями:

а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность;

б) низкий уровень развития и высокая работоспособность;

в) низкий уровень развития и средняя работоспособность.


Вторая группа может выполнять задания первой группы, но с помощью учителя, или опорных схем, или после разъяснений учащимися первой группы.


3-я группа. Учащиеся с низкими учебными возможностями:

а) высокий уровень развития и низкая работоспособность;

б) средний уровень развития и низкая работоспособность;

в) низкий уровень развития и низкая работоспособность.

 

Эта группа учащихся требует чётко дозированных учебных заданий, большого количества тренировочных упражнений и дополнительных разъяснений учителя нового на уроке.


При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в знаниях, повышением интереса к получению знаний. На основании опыта дифференцированной работы определяются следующие требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.

 

Схема урока: «Получение новых знаний».


I этап. Повторение пройденного. Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями для созданных групп учащихся.


1-я группа выполняет творческую работу; следит за работой второй и третьей групп, приходя к ним на помощь в случае их затруднений; готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для второй и третьей групп.


2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленную учащимися первой группы на прошлом уроке; проверяет домашнее задание у учащихся третьей группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.


3-я группа проверяет на практике выученные правила, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на прошлых уроках с учащимися первой и второй групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.

 

II этап. Добывание новых знаний через решение проблемной ситуации. Анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы).

 

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.


1-я группа выполняет самостоятельную работу по углублению и расширению знаний, которая требует не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой незнакомой ситуации.


2-я и 3-я группы вторично знакомятся с новым материалом по основным вопросам с применением опорных схем.


2-я группа выполняет самостоятельную работу по образцу или опорным схемам.


3-я группа знакомится с теоретическим материалом по учебнику; выполняет типовые упражнения под руководством учителя.

 

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с третьей группы, потом второй группы и заканчивается проверкой первой группы.

 

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп, в которой предлагаются  разноуровневые задания

 

VI этап. Домашнее задание двух видов: дифференцированное по сложности и по содержанию; дифференцированное  или по сложности, или по содержанию.


***

 

Дифференцированный подход в обучении способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, поэтому его можно и нужно использовать на разных этапах урока. Деление класса на группы так же повышает ответственность учащихся перед своими товарищами при взаимопроверке выполненных заданий, при оказании помощи в виде подготовительных упражнений, карточек-«подсказок». Развивающая система Л.В.Занкова, по которой я работаю, даёт большие возможности для учёта индивидуальных особенностей учащихся, представлена современным разноуровневым учебно-методическим комплектом. Материалы учебников позволяют мне применять различные способы дифференциации. Отслеживая качество знаний и % успеваемости по предметам констатирую, что при такой форме работы ежегодно отмечаю повышение процента успеваемости по классу от 1,4% до1,6%, качество знаний соответственно В своей работе дифференциацию я использую уже много лет и могу сказать, что при такой форме работы ежегодно отмечаю повышение процента успеваемости по классу от 1,4% до1,6%, качество знаний от 1,2% до 1,4%.


Дифференцированное обучение создаёт благоприятную атмосферу для учащихся, делает учебный процесс мотивированным, каждому ученику даёт возможность учиться согласно своим индивидуальным способностям и особенностям, прочно и сознательно усваивать программный материал, способствует личностному развитию каждого учащегося.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*