Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИндивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. 25-30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учёта их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с наиболее подготовленными учениками, которые работают не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель вынужден вести обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Наиболее подготовленные учащиеся постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые возникающие трудности порождают в них растерянность, неуверенность в себе, что приводит к снижению успеваемости этих детей. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждого ученика может быть решена только с учетом индивидуальных способностей учащихся, при дифференцированном подходе к обучению. Дифференцированное обучение развивает мышление, воображение, память, волю и воспитывает интерес к знаниям, мировоззрение, чувство ответственности, товарищество. Дифференцированное обучение предполагает, на основе диагностических данных, деление класса на сравнительно одинаковые по уровню интеллектуальных способностей группы.
Схема структурного анализа класса.
1-я группа. Ученики с высоким уровнем способностей:
а) высокий уровень развития и высокая работоспособность;
б) средний уровень развития и высокая работоспособность;
в) высокий уровень развития и средняя работоспособность.
Первая группа учащихся ведёт работу с материалом высокой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению учебных задач.
2-я группа. Группа учащихся со средними способностями:
а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность;
б) низкий уровень развития и высокая работоспособность;
в) низкий уровень развития и средняя работоспособность.
Вторая группа может выполнять задания первой группы, но с помощью учителя, или опорных схем, или после разъяснений учащимися первой группы.
3-я группа. Учащиеся с низкими учебными возможностями:
а) высокий уровень развития и низкая работоспособность;
б) средний уровень развития и низкая работоспособность;
в) низкий уровень
развития и низкая работоспособность.
Эта группа учащихся требует чётко дозированных учебных заданий, большого количества тренировочных упражнений и дополнительных разъяснений учителя нового на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в знаниях, повышением интереса к получению знаний. На основании опыта дифференцированной работы определяются следующие требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.
Схема урока: «Получение новых знаний».
I этап. Повторение пройденного. Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями для созданных групп учащихся.
1-я группа выполняет творческую работу; следит за работой второй и третьей групп, приходя к ним на помощь в случае их затруднений; готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для второй и третьей групп.
2-я
группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу,
подготовленную учащимися первой группы на прошлом уроке; проверяет домашнее
задание у учащихся третьей группы, повторяя с ними правила, необходимые для
усвоения нового материала.
3-я группа проверяет на практике выученные правила, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на прошлых уроках с учащимися первой и второй групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.
II этап. Добывание новых знаний через решение проблемной ситуации. Анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.
1-я группа выполняет самостоятельную работу по углублению и расширению знаний, которая требует не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой незнакомой ситуации.
2-я и 3-я группы вторично знакомятся с новым материалом по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа выполняет самостоятельную работу по образцу или опорным схемам.
3-я группа знакомится с теоретическим материалом по учебнику; выполняет типовые упражнения под руководством учителя.
IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с третьей группы, потом второй группы и заканчивается проверкой первой группы.
V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп, в которой предлагаются разноуровневые задания
VI этап. Домашнее задание двух видов: дифференцированное по сложности и по содержанию; дифференцированное или по сложности, или по содержанию.
***
Дифференцированный
подход в обучении способствует активизации мыслительной деятельности учащихся,
поэтому его можно и нужно использовать на разных этапах урока. Деление класса
на группы так же повышает ответственность учащихся перед своими товарищами при
взаимопроверке выполненных заданий, при оказании помощи в виде подготовительных
упражнений, карточек-«подсказок». Развивающая система Л.В.Занкова, по которой я
работаю, даёт большие возможности для учёта индивидуальных особенностей
учащихся, представлена современным разноуровневым учебно-методическим
комплектом. Материалы учебников позволяют мне применять различные способы
дифференциации. Отслеживая качество знаний и % успеваемости по предметам
констатирую, что при такой форме работы ежегодно отмечаю повышение процента
успеваемости по классу от 1,4% до1,6%, качество знаний соответственно В своей
работе дифференциацию я использую уже много лет и могу сказать, что при такой
форме работы ежегодно отмечаю повышение процента успеваемости по классу от 1,4%
до1,6%, качество знаний от 1,2% до 1,4%.
Дифференцированное обучение создаёт благоприятную атмосферу для учащихся, делает учебный процесс мотивированным, каждому ученику даёт возможность учиться согласно своим индивидуальным способностям и особенностям, прочно и сознательно усваивать программный материал, способствует личностному развитию каждого учащегося.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.