Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦелью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Исторический опыт показывает, что утрата идеалов может негативно сказаться на воспитании целого поколения. Так, в постсоветское время, стремительные изменения в социально - экономическом и политическом развитии страны, отказ от коммунистических идеалов создали определённый вакуум в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, привели к деформации гражданского самосознания.
Сегодня гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, закреплённых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», является воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях постоянно подчёркивает важность работы по патриотическому воспитанию молодёжи: «Как показывает, в том числе и наш собственный, исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой – объект открытого информационного противоборства…Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в томчисле и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.
…Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Современный мир находится на очень сложном этапе своего развития, что связано с формированием новой многополярной модели мира. В условиях обострения международных противоречий и борьбы ведущих государств мира за свои интересы возникают новые военные опасности и угрозы Российской Федерации, как внешние, так внутренние. При этом наметилась тенденция смещения военной опасности и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу России.
В этой связи особенно актуальной становится задача повышения уровня компетентности молодёжи в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирования на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны, представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
В советское время одной из наиболее распространённых форм политического просвещения обучающихся были политинформации, на которых освещались наиболее значимые события в стране и мире. Практика проведения политинформаций после распада СССР практически была изжита, в тоже время на людей обрушился поток информации, в том числе из сети Интернет, разобраться в которой неопытной и неискушённой в политике молодёжи было весьма проблематично. Это во многом способствовало вовлечению молодёжи в сомнительные организации, праворадикальные, экстремистские группировки, религиозные секты и т.п.
В условиях современной информационной войны противостояние попыткам Запада переписать историю, умалить роль России в мировом историческом процессе и, тем самым, подорвать уважительное отношение нашей молодёжи к историческому прошлому своей Родины, стало насущной необходимостью. В преддверии празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне это было очевидно как никогда.
Как помочь подрастающему поколению разобраться в сложном и противоречивом современном мире?
Поиск форм и методов повышения уровня политической культуры студентов колледжа, их интереса к истории привёл к идее проведения единых политических часов «История и современность: Россия и её ответы на вызовы времени». Многие проблемы XXI века теснейшим образом связаны с историческим прошлым, изучение которого даёт возможность разобраться в их причинах и последствиях. Поэтому в основе выбора темы единого политического часа - актуальные проблемы современности.
После определения темы изучается соответствующая литература, тщательно отбираются содержание, документальные материалы и фильмы, создаются презентации.
В сентябре 2014 г. в актовом зале колледжа был проведён первый политический час «Уроки мировых войн. Неонацизм в Украине» из цикла «История и современность». Студентам был продемонстрирован фрагмент документального фильма «Обыкновенный фашизм» (автор журналист А. Караулов), в котором расследуются трагические события в Одессе. После просмотра фильма студентам была прочитана мини-лекция о современной международной ситуации, истоках международных противоречий и их связи с итогами мировых войн. Особое внимание было уделено ситуации в Украине и последствиям усиления неонацизма и праворадикальных настроений в этой стране. Внимание студентов было акцентировано на важности сохранения мира и стабильности российского общества, необходимости противостоять экстремизму и терроризму в любых проявлениях.
Следующий политчас (ноябрь 2014 г.) был посвящён проблеме возрождения фашизма и нацизма на государственном уровне, благодаря усилиям новых властей Украины: героизации бандеровцев в Украине и поощрения праворадикальных настроений в этой стране. Студенты были познакомлены с историей создания УПА, бандеровского движения, его идеологией и лидерами, а также документальными свидетельствами преступлений националистов. Предлагалось проследить негативные исторические параллели с событиями в Германии 30 – х годов XX века.
Главный акцент был сделан на недопустимости и опасности героизирования лидеров бандеровского движения, совершивших преступления против человека и человечности, повинных в смерти десятков тысяч людей.
Огромное впечатление на студентов произвели отрывки из фильма Аркадия Мамонтова «Бандеровцы. Палачи не бывают героями», в которых отражена история основоположника украинского национализма и нацизма С. Бандеры, представлены эксклюзивные, недавно рассекреченные документы из архивов России и Украины.
Особая роль Победы в Великой Отечественной войне для судеб нашего народа и всего человечества, опасность искажения исторических фактов в современных условиях стали темой политчаса «История и современность», проведённого 30.01. 15 г.
Два важнейших исторических события: окончательное снятие блокады Ленинграда и 70-летие освобождения Освенцима от немецко-фашистских захватчиков легли в основу серьёзного разговора об отношении к урокам самой тяжёлой и кровопролитной войны. Волну искреннего возмущения вызвала попытка некоторых представителей оппозиционного движения в нашей стране обсудить возможность сдачи Ленинграда фашистам с гуманной целью сохранения жизни горожан. Студенты в своих выступлениях с удивлением отмечали, что образованные люди, считающие себя патриотами города на Неве, не помнят о плане полного уничтожения Ленинграда вне зависимости от решения об «открытии города врагу». Ложный гуманизм предательства не имеет ничего общего с великим гуманизмом советского солдата и защитников родного города. Не менее странным выглядели заявления о том, что Освенцим освободили только украинцы. Политический заказ в выступлении министра иностранных дел Польши был очевиден всем, но негативный резонанс имел место. Очередная попытка отнять Победу у России была разоблачена, как и попытка перенести празднование Дня Победы в Варшаву или Берлин.
Студенты были также познакомлены с основными положениями новой военной доктрины Российской Федерации. Особое внимание было уделено внутренним угрозам России, основной из которых является деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуаций в стране и, как отмечается в новой военной доктрине РФ, «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества». Акцентировалось внимание студентов ещё на одной проблеме – проблеме роста террористических угроз.
В юбилейном году Орловская область стала пилотным регионом Первого канала по реализации очень интересной и своевременной патриотической программы. Молодёжи нашего региона был предложен к просмотру и обсуждению кинопроект «Прививка от фашизма». Посвящённый трагическим и героическим страницам Великой Отечественной войны, в частности на территории Орловской области, фильм поднимает очень важную тему памяти, живущей в людях разных поколений и в мемориальных комплексах, тему бережного отношения к ветеранам и проблему воспитания благоговейного чувства к святым для каждого россиянина, священным местам великого подвига великого народа. Обсуждение фильма проходило с большой заинтересованностью, студенты были шокированы теми зверствами, которые фашисты называли «новым порядком» и эти события происходили в городах и населённых пунктах хорошо им знакомых, в их родных городах и посёлках. Сопереживание и сопричастность к трагедии и подвигу поднимало в их душах очень сильную волну патриотических чувств. Можно сказать, что и под его влиянием, и под влиянием всех юбилейных мероприятий в колледже, районе, области, посвящённых 70 – летию Великой Победы, наши студенты и преподаватели приняли участие в шествии «Бессмертного полка» с особым чувством благодарности за мир, за жизнь, за Победу.
«Крым и Севастополь в истории России» - тема единого политического часа, приуроченного к годовщине присоединения республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации (18 марта 2015 г.). К подготовке и проведению мероприятия были привлечены студенты – члены политико-правового клуба, которые выступили с сообщениями, посвящёнными истории Крыма и Севастополя. Студентам был продемонстрирован отрывок из документального фильма Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину».
Опыт проведения политчасов показал заинтересованность студентов в обсуждении актуальных вопросов современности и необходимость совершенствования данной формы работы. Студенты активно обсуждали вопросы, рассматриваемые на политчасах, искали в Интернете фильмы, отрывки из которых им демонстрировались, задавали вопросы преподавателям.
Решая задачу повышения уровня компетентности молодёжи в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, мы закладываем прочный фундамент ответственного отношения к личной судьбе и судьбе Отечества– основ противодействия экстремизму и терроризму, воспитываем гражданина и патриота, уважительно относящегося к культурному и историческому наследию предков, национальным героям и ценностям, готового противостоять внешним и внутренним вызовам.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.