Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение уровня компетентности молодёжи в интерпретации социально-экономических и политических процессов

05.10.2015 661 957
Иванова Галина Александровна
Иванова Галина Александровна, преподаватель

Лущенко Татьяна Альбертовна
Лущенко Татьяна Альбертовна, заместитель директора по ВР и социальным вопросам

Мезенский педагогический колледж

Целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Исторический опыт показывает, что утрата идеалов может негативно сказаться на воспитании целого поколения.   Так, в постсоветское время,    стремительные изменения в социально - экономическом и политическом развитии страны, отказ от коммунистических идеалов создали определённый вакуум в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, привели к деформации гражданского самосознания.

Сегодня гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, закреплённых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,  является воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

Президент Российской Федерации  В.В. Путин в своих выступлениях постоянно подчёркивает  важность работы по патриотическому воспитанию молодёжи: «Как показывает, в том числе и наш собственный, исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой – объект открытого информационного противоборства…Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в томчисле и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.

…Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Современный мир находится на очень сложном этапе своего развития, что связано с формированием новой многополярной модели мира. В условиях обострения международных противоречий и борьбы ведущих государств мира за свои интересы возникают новые военные опасности и угрозы Российской Федерации, как внешние, так внутренние. При этом наметилась тенденция смещения военной опасности и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу России.

В этой связи особенно актуальной становится задача повышения уровня компетентности молодёжи в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирования на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны,  представлений о  ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.

В советское время одной из наиболее распространённых форм политического просвещения обучающихся были политинформации, на которых освещались наиболее значимые события в стране и мире. Практика проведения политинформаций после распада СССР практически была изжита, в тоже время на людей обрушился поток информации, в том числе из сети Интернет, разобраться в которой неопытной и неискушённой в политике молодёжи было весьма проблематично. Это во многом способствовало вовлечению молодёжи в  сомнительные организации, праворадикальные, экстремистские группировки, религиозные секты и т.п.

В  условиях современной информационной войны противостояние попыткам Запада переписать историю, умалить роль России в мировом историческом процессе и, тем самым, подорвать уважительное отношение нашей молодёжи к историческому прошлому своей Родины, стало насущной необходимостью. В преддверии празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне это было очевидно как никогда.

Как помочь подрастающему поколению разобраться в сложном и противоречивом современном мире?

Поиск форм и методов повышения уровня политической культуры студентов колледжа, их  интереса к истории привёл к идее проведения единых политических часов «История и современность: Россия и её ответы на вызовы времени». Многие проблемы XXI века теснейшим образом связаны с историческим прошлым, изучение которого даёт возможность разобраться в их причинах и последствиях. Поэтому в основе выбора темы единого политического часа - актуальные проблемы современности.

После определения темы изучается соответствующая литература, тщательно отбираются содержание,  документальные материалы и фильмы, создаются презентации.

В сентябре 2014 г. в актовом зале колледжа был проведён первый политический час «Уроки мировых войн. Неонацизм в Украине» из цикла  «История и современность». Студентам был продемонстрирован фрагмент документального фильма  «Обыкновенный фашизм» (автор журналист А. Караулов), в котором расследуются трагические события в Одессе. После просмотра фильма студентам была прочитана мини-лекция о современной международной ситуации, истоках международных противоречий и их связи с итогами мировых войн. Особое внимание было уделено ситуации в Украине и последствиям усиления неонацизма и праворадикальных настроений  в этой стране. Внимание студентов было акцентировано на важности  сохранения мира и стабильности российского общества, необходимости противостоять экстремизму и терроризму  в любых  проявлениях.

Следующий политчас (ноябрь 2014 г.) был посвящён проблеме возрождения фашизма и нацизма на государственном уровне, благодаря усилиям новых властей Украины: героизации бандеровцев  в Украине и поощрения праворадикальных настроений в этой стране. Студенты были познакомлены с историей создания УПА, бандеровского движения, его идеологией и лидерами, а также документальными свидетельствами  преступлений националистов. Предлагалось проследить негативные исторические параллели с событиями в Германии 30 – х годов XX века.

Главный акцент был сделан на недопустимости и опасности героизирования лидеров бандеровского движения, совершивших преступления против человека и человечности, повинных в смерти десятков тысяч людей.

Огромное впечатление на студентов произвели отрывки из фильма Аркадия Мамонтова «Бандеровцы. Палачи не бывают героями», в которых отражена история основоположника украинского национализма и нацизма С. Бандеры, представлены эксклюзивные, недавно рассекреченные документы из архивов России и Украины.

Особая роль Победы в Великой Отечественной войне  для судеб нашего народа и всего человечества, опасность искажения исторических фактов в современных условиях стали темой политчаса «История и современность», проведённого 30.01. 15 г.

Два важнейших исторических события: окончательное снятие блокады Ленинграда и 70-летие освобождения Освенцима от немецко-фашистских захватчиков легли в основу серьёзного разговора об отношении к урокам самой тяжёлой и кровопролитной войны. Волну искреннего возмущения вызвала попытка некоторых представителей оппозиционного движения в нашей стране обсудить возможность сдачи Ленинграда фашистам с гуманной целью сохранения  жизни горожан. Студенты в своих выступлениях с удивлением отмечали, что образованные люди, считающие себя патриотами города на Неве, не помнят о плане полного уничтожения Ленинграда вне зависимости от решения об «открытии города врагу». Ложный гуманизм предательства не имеет ничего общего с великим гуманизмом советского солдата и защитников родного города. Не менее странным выглядели заявления о том, что Освенцим освободили только украинцы. Политический заказ в выступлении министра иностранных дел Польши был очевиден всем, но негативный резонанс имел место. Очередная попытка отнять Победу у России была разоблачена, как и попытка перенести празднование Дня Победы в Варшаву или  Берлин.

Студенты были также познакомлены  с основными положениями новой военной доктрины Российской Федерации. Особое внимание было уделено    внутренним угрозам России,  основной из которых является деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуаций в стране и, как отмечается в новой военной доктрине РФ, «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества». Акцентировалось внимание студентов  ещё на одной  проблеме – проблеме роста террористических угроз.

В юбилейном году Орловская область стала пилотным  регионом Первого канала по реализации очень интересной и своевременной патриотической программы. Молодёжи нашего региона был предложен к просмотру и обсуждению кинопроект   «Прививка от фашизма». Посвящённый трагическим и героическим страницам Великой Отечественной войны, в частности на территории Орловской области, фильм поднимает очень важную тему памяти, живущей в людях разных поколений и в мемориальных комплексах, тему бережного отношения к ветеранам и проблему воспитания  благоговейного чувства к святым для каждого россиянина, священным местам великого подвига великого народа. Обсуждение фильма проходило с большой заинтересованностью, студенты были шокированы теми зверствами, которые фашисты называли «новым порядком»  и эти события происходили в городах и населённых пунктах хорошо им знакомых, в их родных городах и посёлках. Сопереживание и сопричастность к трагедии и подвигу поднимало в их душах очень сильную волну патриотических чувств. Можно сказать, что и под его влиянием, и под влиянием всех юбилейных мероприятий в колледже, районе,  области, посвящённых 70 – летию Великой Победы, наши студенты и преподаватели приняли участие  в шествии «Бессмертного полка» с особым чувством благодарности за мир, за жизнь, за Победу.

«Крым и Севастополь в истории России» - тема единого политического часа, приуроченного к годовщине присоединения республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации (18 марта 2015 г.). К подготовке и проведению мероприятия были привлечены студенты – члены  политико-правового клуба, которые выступили с сообщениями, посвящёнными истории Крыма и Севастополя. Студентам был продемонстрирован отрывок из документального фильма Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину».

Опыт проведения политчасов показал заинтересованность студентов в обсуждении актуальных вопросов  современности и необходимость совершенствования данной формы работы.  Студенты активно обсуждали вопросы, рассматриваемые на политчасах, искали в Интернете фильмы, отрывки из которых им демонстрировались, задавали вопросы преподавателям.

Решая задачу повышения уровня компетентности молодёжи в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, мы закладываем прочный фундамент ответственного отношения к личной судьбе и судьбе Отечества– основ противодействия экстремизму и терроризму, воспитываем гражданина и патриота, уважительно относящегося к культурному и историческому наследию предков, национальным героям и ценностям,  готового противостоять внешним и внутренним вызовам.

Литература:

  1. Из выступления Президента РФ В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи в г. Краснодаре 12 сентября 2012 г.
  1. Новая военная доктрина Российской Федерации. Официальный сайт Президента РФ.
  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., «Просвещение», 2009.
  2. Федеральный закон № 273  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*