Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами иностранного языка

02.10.2015 334 396
Котова Татьяна Николаевна
Котова Татьяна Николаевна, преподаватель иностранного языка

Тотемский политехнический колледж

Ежегодно выпускники школ России выбирают себе профессию. При этом многие из них осознают, что конкурентоспособный специалист в современном мире  – это человек со знанием хотя бы одного иностранного языка. Так сложилось, что этим иностранным языком в основном является английский язык.

Современное общество диктует необходимость обучать тому, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. «Способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще всего определяется как компетентность» [1].

Процесс формирования компетентности специалиста является одной из главных проблем педагогики. В последние годы компетентность учителя приобретает всё большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Компетентность – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [1]. Компетентность можно представить как комплекс компетенций, т.е. наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности.

В соответствии с требованиями современного общества к учителю реализуется система его профессиональной подготовки. Сегодня именно изменения во всех сферах общества диктуют, каким должен быть учитель, а, следовательно, вносят изменения в систему его подготовки.

Система профессиональной подготовки учителя направлена  на формирование у выпускника педагогического колледжа профессиональной компетентности, которая рассматривается как личностная категория. Для эффективной реализации учебно-воспитательных функций учителю необходимы следующие компетенции:

  • социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
  • коммуникативная и профессионально-направленная социокультурная компетенция;
  • общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и иноязычная методическая);
  • предметная компетенция в сфере учительской специальности;
  • профессиональная самореализация.

Под профессионально-направленной социокультурной компетенцией понимается совокупность знаний, умений, способностей и качеств личности, которые обеспечивают межличностное и профессиональное общение на иностранном языке в соответствии с нормами языка и речи, а также культурными традициями носителей языка. Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных социокультурному образованию, проблема поиска наиболее эффективных путей и средств формирования профессионально-направленной социокультурной компетенции продолжает оставаться актуальной.

На занятиях английским языком в педагогическом колледже основное внимание уделяется интенсивному овладению навыками устной и письменной речи на базе учебных текстов. Вместе с тем студентам необходимо не только применять иностранный язык как средство для получения новой информации и обмена информацией в профессиональной деятельности, но и адекватно реагировать в ситуациях межличностного и профессионального общения, владеть нормами повседневного и делового этикета.

Следует заметить, что большинство студентов обладают такими психолого-педагогическими особенностями, как готовность к разнообразным формам работы и к интенсивному овладению новыми знаниями, способность учиться самостоятельно. С другой стороны, ряд из них имеет такие недостатки, как неумение правильно распределять своё рабочее время для самостоятельной подготовки, контролировать и оценивать себя, использовать свои индивидуальные особенности для познавательной деятельности. Учёт этих особенностей приводит к необходимости уделять больше внимания таким формам организации обучения иностранному языку, которые позволяют развивать личностные и профессиональные качества студентов педколледжа: открытость, терпимость, готовность к общению, самостоятельность, саморегулирование и самовоспитание.

Иноязычная методическая компетенция предполагает не только владение студентами методикой обучения иностранному языку, но и готовность, и способность вступать с носителями языка в общение на профессиональные темы. На занятиях по дополнительной подготовке в области иностранного языка студенты педколледжа учатся понимать и сопоставлять методические категории, сравнивать подходы, методы, приёмы зарубежных и отечественных исследователей, выделять соответствие приёмов поставленным задачам, методически грамотно анализировать отечественные и зарубежные УМК по иностранному языку.

На сегодняшний день имеется богатый арсенал средств формирования хорошего специалиста в области образования. В подготовке будущего учителя важное место принадлежит педагогической практике. Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из главных вопросов подготовки специалистов в любой отрасли. Вполне очевидно, что основные положения о роли практики в процессе подготовки специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности в колледже являются необходимым элементом научной организации учебного процесса. И действительно, вряд ли кто сегодня может представить себе процесс подготовки хорошего учителя без педагогической практики, в ходе которой происходит интеграция всех знаний и умений, полученных студентом на предыдущих курсах не только по иностранному языку, но и по методико-педагогическим дисциплинам.

Как показывают наблюдения, у одних студентов время педагогической практики ассоциируется с написанием огромного количества отчётной документации, у других – с не совсем понятной и осознанной работой по развитию педагогической компетенции. И главная ошибка на данном уровне заключается в том, что большинство студентов стремятся лишь к слепому копированию работы и действий учителя, в то время как они должны осознанно применять методические советы руководителя практики, указания методических разработок, а также овладеть умениями опираться в своих  действиях на знания, полученные по методико-психолого-педагогическим дисциплинам, и обосновывать свои знания с научных позиций.

С.Т. Шацкий, один из создателей системы педагогического образования, особое значение уделял сочетанию теоретической подготовки молодых специалистов с «систематическим практикантством», непосредственным педагогическим трудом в школе, накоплением личного опыта [2]. К.Д. Ушинский писал, что «метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но  приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой».

Педагогическая практика в колледже служит связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в школе, а также призвана осуществлять подготовку студентов к педагогической деятельности, вооружать их комплексом умений и навыков, творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной работы. Педагогическая практика студентов имеет, как известно, две основные задачи: проверить умение студентов  применить на практике те знания и навыки, которые были  приобретены ими в процессе прохождения курса теоретического обучения и определить их пригодность к профессии учителя по соответствующему предмету.

Практика «Пробные уроки и занятия» проводится с целью выработки у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе. Данную практику предваряет серия показательных уроков, где основное внимание уделяется  созданию условий для просмотра студентами-практикантами разных типов и видов урока. Посещение и обсуждение показательных уроков и знакомство с опытом работы учителей позволяет студентам-практикантам реально осмыслить и понять теоретические положения об организации учебно-воспитательного процесса, которые они  получили в колледже.

Задачи и функции педагогической практики вытекают из требований, предъявляемых обществом и государством к школе и учителю, из задач подготовки специалиста-учителя. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки  и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе и найти грамотные  пути их преодоления [3].

В педагогической практике с особой силой выступают элементы развивающего творческого обучения, возрастает объём самостоятельной работы студента, коренным образом меняется уровень требований к ней. В процессе педагогической практики не только происходит проверка теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной работе, но и создаются широкие возможности для обогащения творческого потенциала личности будущего учителя.

Опираясь на развитие данных компетенций при теоретической и практической подготовке студентов колледжа на занятиях по иностранному языку представляется возможным воспитать методически грамотных и творчески мыслящих учителей, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Литература:

  1. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям: Пер. с англ. – HIPPO, 2003. – С. 5.
  2. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. Избр. Пед. соч. – Т.2. – М., 1980.
  3. Педагогическая практика: Учеб.- метод. пос. для студ.сред. пед. учеб. зав./Г.М. Коджаспирова и др. – М.: Академия,1998. - 144с. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*