Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Межпредметные связи, как условие формирования общемедицинских и клинических понятий

01.10.2015 3812 8152
Бочарова Любовь Леонидовна
Бочарова Любовь Леонидовна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

В последние годы в связи с научно-техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед образованием, возросла роль межпредметных связей, реализуемых преподавателями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях ученых. Общедидактические положения конкретизируются в методиках обучения отдельным предметам.

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, формируют систему взглядов учащихся на природу, общество, труд. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Вместе с тем преподаватели испытывают значительные затруднения в реализации межпредметных связей на практике. Причины этих затруднений в отсутствии опыта такой работы; в недостаточном знании содержания предметов, с которыми необходимо устанавливать связи; в отсутствии методических рекомендаций по конкретным темам и урокам, требующим межпредметных связей.

Отбор содержания  межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило. это комплексные формы обучения (семинары. экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки).

Одновременно происходит активизация методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов и их обобщения. Используются специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность учащихся по осуществлению межпредметных связей (межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки-задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при изучении других предметов, учебники по другим предметам и т.д.). Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают характер системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

Межпредметные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике. Комплексное применение знаний из разных предметных областей — это закономерность современного производства. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого подхода к научной, инженерной, художественной деятельности человека в современных условиях. Вооружение такими умениями — актуальная социальная задача образовательных учреждений, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью межпредметных связей.

Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации познавательной деятельности учащихся способствует:

- формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей);

- развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей);

- формированию диалектико-материалистического мировоззрения, клинического мышления (воспитывающая функция межпредметных связей);

- координации в работе преподавателей различных предметов, их сотрудничеству в выработке единых педагогических требований в коллективе, единой трактовке общенаучных комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса (организационная функция межпредметных связей).

Принцип межпредметности способствует реализации каждого из других принципов обучения так же. как все эти принципы создают дидактические основы для планомерного осуществления межпредметных связей.

Взаимосвязь принципов обучения с принципом межпредметности представлена на схеме 1.

Схема 1. Взаимосвязь принципа межпредметности с другими принципами обучения.   

В дидактической системе, построенной на основе принципа межпредметности, перестраиваются все этапы (звенья) деятельности преподавателя и учащихся. Обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся имеют общую процессуальную структуру цель - мотив  -  содержание - средства - результат -  контроль. Однако содержание этих звеньев различно в деятельности преподавателя, имеющей руководящий характер. Под влиянием межпредметных связей содержание этих звеньев и способы их реализации приобретают специфику (см. схему 2).

Схема 2. Структура преемственных дидактических связей в предметной системе обучения.

В дидактической теории межпредметных связей выделены три основные их группы:                                                                         

1) содержательно-информационные — по видам знаний (научные: фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические);

2) операционно-деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

З) организационно-методические — по способам реализации меж- предметных связей в учебном процессе (см. таблицу 1).

                                                                                                              Таблица 1.

                 Организационно-методические межпредметные связи.

п/п

Критерии группировки

Виды МПС

1.

Способ усвоения

Репродуктивные, поисковые, творческие

2.

Широта осуществления

Внутрицикловые, межцикловые

3.

Хронология реализации

Предшествующие, сопутствующие, перспективные

4.

Способ установления

Односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные

5.

Постоянство реализации

Эпизодические, периодические, систематические

6.

Форма организации

Поурочные, тематические, сквозные, комплексные

 

Конкретная реализация межпредметных связей в учебном процессе осуществляется на различных уроках и внеклассных мероприятиях. Различают три вида уроков с использованием межпредметных связей:

1) фрагментарные (отдельные вопросы содержания раскрываются с привлечением знаний из других предметов);

2) узловые (межпредметные связи реализуются на протяжении всего урока с целью полного и глубокого изучения его темы);

3) интегрированные (сливаются знания из ряда учебных предметов).    

В методике обучения биологии вопросы межпредметных связей нашли отражение в работах И.Д.Зверева. В.М.Корсунской. Б.Д. Комиссарова. В.Н. Максимовой, В.Л. Федоровой и других методистов.

Необходимы дальнейшие творческие поиски преподавателями  путей рационального использования межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи должны естественно включаться в изложение учебного материала, не дублируя, а развивая опорные знания учащихся.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда преподаватель биологии осуществляет все многообразие их видов. Виды межпредметных связей можно объединить в две группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно- методические.

К содержательно-информационным относятся фактические, теоретические, философские и понятийные межпредметные связи. К организационно-методическим – все перечисленные связи в таблице 1.

Круг межпредметных связей должен определяться в каждом конкретном случае с учетом их хронологических видов: предшествующие (опора на уже изученный по программе материал), сопутствующие (изучаемые темы), последующие или перспективные (связь с еще неизученными вопросами).

Под осуществлением межпредметных связей следует понимать последовательность трех этапов:

  • выявление межпредметных связей в учебных программах;
  • установление их при планировании;
  • конкретная реализация в учебном процессе.

Одним из способов реализации межпредметных связей является решение задач и выполнение заданий, требующих комплексного применения знаний из разных учебных дисциплин.  Решая задачи межпредметного содержания, обучающиеся не только приобретают и совершенствуют практические умения и навыки, но и учатся выявлять  и самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, законов, теорий, общих для цикла естественных и медицинских дисциплин, происходит конкретизация и углубление ранее приобретенных знаний.

Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний из смежных предметов, способствуют расширению кругозора обучающихся, росту их самостоятельности в осуществлении переноса знаний из одной дисциплины в другую. Решение комплексных познавательных задач способствует выполнению образовательных, развивающих и воспитательных функций уроков. По роли межпредметных связей в формировании разных видов учебной деятельности можно выделить три основные группы межпредметных познавательных задач:  ) направленных на развитие познавательных умений;  2) направленных на формирование практических умений;  3) на выработку оценочных умений.

В процессе обучения обучающихся на основе межпредметных связей формируются и межпредметные умения. Под межпредметными умениями следует понимать такие умения, которые способствуют организации учебно-познавательного процесса на основе широкого межпредметного взаимодействия и обобщения. Межпредметные умения обучающихся имеют большое значение для успешного усвоения программного материала по учебным дмсциплинам, так как способствуют формированию и развитию обобщенных учебных умений, отличительной особенностью которых является свойство широкого переноса. Успешность формирования обобщенных межпредметных умений определяется системой дидактических условий, к которым можно отнести следующие:

  1. систематическое включение обучающихся в самостоятельную деятельность по осуществлению МПС. При проведении учебных занятий по биологии необходимо использовать различные проблемные ситуации, при которых использование знаний смежных предметов становится настоятельной необходимостью. Если такой необходимости нет, или преподаватель ее намеренно избегает, то обучающиеся будут устанавливать МПС только по указанию преподавателя, а важно пробудить у них потребность самостоятельной деятельности.
  2. Формирование с помощью внутрипредметных связей гибких, систематизированных, мобильных знаний как опорных для межпредметного синтеза, а также переноса знаний.
  3. Сочетание поэлементной обработки познавательных действий – актуализации, переноса, систематизации и обобщения.
  4. Переход от репродуктивных видов деятельности на основе межсистемных ассоциаций к творческим действиям, в основе которого лежит механизм активного продуктивного мышления.
  5. Включение обучающихся в более сложные виды деятельности при решении комплексных проблем, обеспечивающих широкий перенос знаний и умений из разных предметных областей.

Все эти условия необходимо создавать в процессе обучения биологии. Таким образом, деятельность преподавателя сводится к созданию проблемных ситуаций, благоприятствующих, во-первых, актуализации и привлечению знаний смежных предметов при изучении биологии;

во-вторых, осуществлению переноса знаний из предмета в предмет;                         

в-третьих, обучению учащихся умению самостоятельно осуществлять перенос, систематизацию, обобщение и синтез знаний.

Формирование у обучающихся межпредметных умений осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – воспроизводящий, основная цель которого является в приучении учащихся к обращению и использованию знаний, полученных при изучении смежных дисциплин. Условно его можно разделить на следующие части:

  1. Организация преподавателем процесса повторения обучающимися на уроках необходимых сведений из смежных предметов.
  2. Объяснение нового учебного материала с использованием фактов и понятий из смежного учебного предмета для подтверждения рассматриваемых теоретических положений.
  3. Изложение нового материала с привлечением фундаментальных общемедицинских знаний из смежных дисциплин для объяснения рассматриваемых процессов, протекающих в живом организме.

Задача преподавателя на этом этапе пробудить интерес обучающихся к изучению учебного предмета .

Второй этап – перенос знаний из предмета в предмет. На этом этапе необходимо обучить учащихся самостоятельно использовать факты и понятия смежной дисциплины для подтверждения изучаемых явлений и процессов.

Третий этап – формирование у обучающихся умений самостоятельно устанавливать межпредметные связи, осуществлять перенос и обобщение знаний из смежных предметов. Основная цель этого этапа заключается в том, чтобы научить обучающихся применять межпредметные знания (факты, понятия, законы и теории)  для объяснения  процессов и закономерностей, общих для организма человека.      




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*