Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Комплексный подход в использовании комплекта стендового оборудования для проведения лабораторных работ по учебным дисциплинам: из опыта работы

01.10.2015 208 256
Демин Олег Викторович
Демин Олег Викторович, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

Липецкий металлургический колледж

В статье представлен опыт расширения возможностей стендового учебно-лабораторного оборудования путем  его доукомплектования в целях полноценного и качественного выполнения лабораторных работ по электротехническим дисциплинам для специальностей технического профиля.

Ключевые слова: лабораторно-практические работы комплексный подход, стендовое учебно-лабораторное оборудование, формирование профессиональных компетенций.

Ведущая цель Липецкого  металлургического колледжа (далее - Колледж) – формирование и развитие умений студентов оптимально решать задачи  практического характера и профессиональной направленности.

Теоретическая подготовка в системе среднего профессионального образования создает определенный фундамент знаний, составляющих профессиональный  кругозор специалиста среднего звена. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным компетенциям  а реализуется  в ходе лабораторных и практических работ, деловых игр и решения производственных ситуаций, выполнения курсовых и дипломных проектов.

Решение практической задачи представляет собой активный метод обучения, посредством которого преподаватель формирует у студентов навыки решения реальных производственных проблем. 

Основные дидактические цели  лабораторных работ как одной из форм практического занятия - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, экспериментальная проверка расчетов, ознакомление с методикой проведения экспериментов с использованием учебно-лабораторного оборудования. В ходе выполнения лабораторных  работ студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для  проведения  опытов.

В соответствии с  дидактическими   целями  определяется и содержание  лабораторных   работ по учебным электротехническим  дисциплинам:

-подтверждение опытным путем основополагающих законов электротехники;

-наблюдение и изучение электрических процессов, поиск закономерностей;

-изучение устройства и  работы  приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание;

-снятие характеристик электронных устройств;

-экспериментальная проверка расчетов, формул.

Как показывает практика, наибольший эффект для приобретения профессиональных компетенций в ходе выполнения лабораторных работ  приносит использование стендового оборудования специального назначения. В настоящее время производится большое количество различного учебно-лабораторного  оборудования для проведения как практических, так и лабораторных работ, в том числе и под заказ в соответствии с техническим заданием потребителя.

В 2014 году Колледжем  был приобретен комплект стендового оборудования в целях  проведения лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам «Электротехника», «Монтаж электрооборудования» и «Электропривод» для студентов специальностей 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

В течение первого семестра 2014-2015 учебного года   разработаны  методические указания  по учебной  дисциплине «Электротехника» для проведения лабораторных работ с использованием данного стендового оборудования. Во втором семестре 2014-2015 учебного года предстояло провести учебные занятия,  в том числе и лабораторные работы по дисциплине «Электротехнические измерения». Тогда и встал вопрос о возможности использования, имеющегося стендового оборудования  для проведения лабораторных работ по дисциплине «Электротехнические измерения».

В составе нового  стендового оборудования по электромонтажу, приобретенного для лаборатории электротехники, имелись  разнообразные встроенные электроизмерительные приборы, в том числе и  мультиметры. Однако данный набор приборов  не в полной мере отвечал требованиям рабочей  программы дисциплины «Электротехнические измерения», ФГОС СПО. Работодателя в лице ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (далее – ОАО «НЛМК»).

Тщательно проанализировав  возможности стендового оборудования и проконсультировавшись со специалистами метрологической службы ОАО «НЛМК» по вопросу используемых на производстве средств измерений, колледж принял решение доукомплектовать стенды необходимыми измерительными приборами, имеющимися в наличии.

Приобретенное  стендовое оборудование находилось на гарантийном обслуживании, поэтому вопрос доукомплектования был согласован с предприятием - изготовителем стендов, в результате обсуждения одобрение было получено,  тем более что в конструкцию стендов изменения не вносились.

Как следствие - оборудование было доукомплектовано  лабораторными вольтметрами, амперметрами, ваттметрами высокого класса точности  и  другими приборами. Таким образом, возможности стендового оборудования значительно расширились. Появилась возможность разработки широкого спектра лабораторных работ по учебной дисциплине «Электротехнические измерения», в том числе с охватом некоторых тем по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация».

Итогом проделанной работы стали, разработанные лабораторные работы по поверке стендовых средств измерения, которые вызвали определенный интерес у студентов. Во время работы студентам предлагалось произвести поверку стендовых измерительных  приборов, используя в качестве образцовых лабораторные, которые имели более высокий класс точности, и назначить класс точности приборам стендовым.

Кроме того, был разработан комплект лабораторных работ с использованием измерительных трансформаторов. Измерительные трансформаторы тока проверялись и поверялись.

Доукомплектование стендов  лабораторными  измерителями  класса точности 0.5 позволило разработать комплект лабораторных работ направленных на изучение влияния емкостных и индуктивных нагрузок на изменение .

Таким образом,  комплексный подход к использованию стендового учебно-лабораторного  оборудования позволил в значительной мере расширить его возможности, при этом затраты на дооборудование были минимальными. Приборы, которыми были доукомплектованы стенды, не использовались в должной мере  при проведении лабораторных работ.  Выполнение  лабораторных работ по нескольким учебным дисциплинам на одном стендовом оборудовании позволило повысить загрузку лаборатории электротехники, более эффективно использовать стендовое оборудование и, что самое главное повысить качество подготовки студентов - будущих специалистов ОАО «НЛМК».




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*