Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дошкольная педагогика в системе подготовки воспитателей дошкольных учреждений

29.09.2015 300 372
Бухтиярова Надежда Васильевна
Бухтиярова Надежда Васильевна, зав. отделением «Дошкольное образование»

Мезенский педагогический колледж

Дошкольная педагогика – основополагающий предмет в профессиональной подготовке будущих воспитателей; он направлен на решение в единстве задач обучения, воспитания и развития учащихся.

Без знания основ педагогики невозможна сознательная целенаправленная деятельность по воспитанию и обучению детей. Изучая педагогику, студенты овладевают знаниями о закономерностях учебно-воспитательного процесса, о цели, задачах, содержании, формах и методах обучения и воспитания детей дошкольного возраста, о роли воспитателя и требованиях к нему.

Готовность к профессиональной деятельности предполагает владение умениями и навыками воспитательной работы, знание курса педагогики является основой формирования умений. Часть профессиональных умений – аналитические, проектировочные, конструктивные – формируются непосредственно на занятиях по педагогике, другие – в процессе практической работы с детьми в детском саду.

Важной задачей курса педагогики является воспитание у студентов высоких гражданских качеств, общественной активности, деловитости и организованности, принципиальности, ответственности перед обществом, которое доверяет им такое сложное дело, как воспитание юных граждан.

Существенным условием подготовки воспитателей дошкольных учреждений является профессиональная направленность личности будущего специалиста: его интерес к профессии, стремление овладеть ею, ясное представление о цели профессиональной деятельности, понимание её социальной значимости.

В связи с некоторыми особенностями детей дошкольного возраста (эмоциональность, впечатлительность, ранимость, острая потребность в индивидуальном общении со взрослыми) к личности воспитателя предъявляются высокие требования: он должен любить детей, владеть искусством общения с ними, грамотно осуществлять повседневный уход за ребенком, проявлять заботу о его здоровье и благополучии.

К профессионально значимым качествам личности воспитателя относятся такие, как внимательное и чуткое отношение к каждому ребенку. Его настроению, умение по поведению судить о состоянии малыша. Воспитатель должен быть всегда терпелив, уравновешен, доброжелателен.

Благодаря целенаправленному учебному процессу у студентов развиваются педагогические способности. Под педагогическими способностями принято понимать совокупность свойств личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей. К педагогическим способностям относят педагогическое мышление, педагогическую наблюдательность, педагогический такт, организаторские, коммуникативные данные.

Важным качеством будущего воспитателя является его способность к педагогическому мышлению: умение анализировать педагогические ситуации, диагностировать уровень обученности, воспитанности, развития детей на основе наблюдения, сравнения их деятельности, поведения с показателями, характерными для данного возраста, а затем с учетом оценки ситуации намечать пути дальнейшей воспитательной работы. Педагогически направленное мышление предполагает способность мысленно встать на место ребенка и понять, как он воспринимает объяснение или меру воздействия, примененную к нему, предвидеть трудности, возникающие в воспитательном процессе, и пути их устранения.

Как и любая другая способность, педагогическое мышление проявляется и развивается в деятельности; поэтому побуждение студентов к решению педагогических задач, анализу педагогических ситуаций способствует развитию педагогического мышления.

У студентов необходимо формировать педагогическую наблюдательность – способность видеть, замечать не только внешние, физические изменения, но и особенности внутреннего мира каждого воспитанника. Организация систематических наблюдений за отдельными детьми, их проявлениями, анализ мотивов поведения развивают у студентов педагогическую наблюдательность.

 Под педагогическим тактом принято понимать чувство меры, проявляемое педагогом в общении, совместной деятельности, руководстве деятельностью детей. Оно выражается в уважительном отношении к воспитанникам, доверии к ним, стремлении не обидеть, не задеть, не оскорбить их чувства. В основе его лежит способность понимать, предвидеть возможную реакцию детей на воздействие педагога, умение встать на место другого.

Педагогический такт благотворно влияет на отношения взрослых и детей, на формирование сферы чувств ребенка: благодаря ему, создаются ровные, доброжелательные отношения между педагогом и воспитанниками, обстановка доверительности, сотрудничества, взаимопонимания. На примере преподавателей своего педагогического колледжа студенты должны почувствовать, что такое педагогический такт; подражая им, проявлять такт в общении с детьми в детском саду.

Для работы в дошкольном учреждении очень важны организаторские способности, суть которых состоит в умении занимать детей, организовывать их на ту или иную деятельность, распределять поручения, видеть одновременно всех воспитанников, разумно решать возникающие конфликты. Организаторские способности формируются непосредственно в работе с детьми, но навыки организаторской деятельности можно выработать и в общении с однокурсниками. Использование различных методов на занятиях, когда студенты должны выступать в роли организаторов, могут оказать содействие в воспитании организаторских способностей.

Не менее важны для педагога и коммуникативные способности – способности общения. Умение разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, побуждать к общению способствует полноценному психическому развитию дошкольников, овладению социальным опытом. Общение с детьми представляет собой основную форму педагогической деятельности воспитателя; оно проявляется не только в виде разговоров, рассказа, объяснения, большую роль играют жесты, мимика, взгляд педагога. Научить студентов строить отношения с детьми, общаться с ними – важная задача педагогической подготовки.

На современном этапе одним из требований к подготовке специалистов является формирование у них потребности в самостоятельном приобретении знаний, привитие навыков самообразования.

Задача педагогического колледжа – подготовить студентов к самообразованию: научить работать самостоятельно, творчески. Курс педагогики располагает такими возможностями: студенты выполняют большое количество самостоятельных работ, постоянно знакомятся с методической литературой. Правильное руководство этими работами не только убеждает в необходимости повседневного самообразования, но и формирует соответствующие умения и навыки.

Развитие познавательной активности, самостоятельности, рост познавательных интересов и потребностей – важные условия успешного обучения и залог последующей деятельности по самообразованию. Преподаватель ставит перед студентами познавательные задачи, организует обучение на таком уровне трудности, чтобы студенты прилагали определенные усилия при овладении знаниями и умениями.

Познавательная активность проявляется в интеллектуально-эмоциональном отклике на процесс познания, в отзывчивости студентов на различные общие и индивидуальные задания, выдвигаемые преподавателем в процессе учения, в интересе к деятельности преподавателя и однокурсников.

Для развития познавательной активности необходимы, во-первых, организация познавательной деятельности студентов по всем дисциплинам; во-вторых, установка на сотрудничество с преподавателем как с коллегой, который оказывает помощь в овладении знаниями, необходимыми в работе с детьми дошкольного возраста. Занятия по педагогике являются для студентов наглядным примером педагогического мастерства, творческого подхода к решению задач обучения и воспитания.

Анализируя содержание учебного материала, предусмотренного программой, преподаватель прежде всего определяет дидактические задачи, связанные с изучением конкретной темы: на каком уровне должны студенты усвоить новую информацию, какими умениями овладеть на основе полученных знаний, какие навыки можно формировать в ходе обучения.

Кроме дидактических задач, не менее важными при проведении занятия являются задачи воспитания и развития студентов. Постановка их связана с конкретным содержанием учебного материала, с теми формами и методами обучения, которые используются на занятии. Так, в процессе изучения материала о нравственном воспитании дошкольников преподаватель побуждает студентов к самоанализу, поясняет, как это делается. Организация семинарских занятий в дискуссионной форме, привлечение студентов к коллективному обсуждению проблемы способствуют формированию убежденности, умения отстаивать свои позиции, аргументировано доказывать выдвигаемые положения.

Раскрывая далее общие вопросы методики преподавания дошкольной педагогики и рекомендации к изучению отдельных тем, я стремлюсь показать, как разный по содержанию материал, применение разнообразных методов и приемов обучения могут быть использованы для воспитания и развития будущих педагогов.

Преподаватель курса педагогики опирается на своих занятиях, прежде всего на знания студентов по анатомии, физиологии и гигиене детей дошкольного возраста, а также детской психологии. В рекомендациях по изучению отдельных тем я стараюсь показать эти связи, выделить конкретные вопросы, которые необходимо повторить студентам, для того чтобы реально учитывать имеющиеся знания, формировать систему знаний, в которую органически включались бы сведения, полученные из других учебных дисциплин.

Педагогика является теоретической основой частных методик.

Методика реализации межпредметных связей зависит от конкретного места изучаемых тем или понятий во взаимосвязанных учебных дисциплинах, от того, что изучается раньше, что позднее.

Преподаватели выявляют межпредметные связи на уровне тем и даже понятий: необходимо знать, как формулируются определения, задачи, принципы в разных дисциплинах, и либо найти единство, либо объяснить, почему в данной методике то или иное положение конкретизируется несколько иначе, чем оно трактуется в педагогике.

Преподавание педагогики тесно связано с педагогической практикой: из нее берется фактический материал для подтверждения теоретических положений. Во время работы в детском саду они проверяются. Педагогическая практика способствует систематизации знаний для решения конкретных задач воспитания.

Список используемой литературы:

  1. Деркунская, В. А. Теоретическая педагогика / В. А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
  3. Семушкина Л. Г. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей педагогических училищ и студентов педагогических институтов / Л. Г. Семушкина, Б. Р. Борщанская. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*