Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация педагогического проекта «Технологии здоровьесбережения в колледже»

23.09.2015 225 291
Двинянинова Ирина Николаевна
Двинянинова Ирина Николаевна, преподаватель физической культуры

Александров Геннадий Геннадьевич
Александров Геннадий Геннадьевич, преподаватель физической культуры

Краевой колледж предпринимательства

Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

К  заболеваниям, которые часто встречаются у обучающихся можно отнести: нарушение зрения (миопия), болезни костно – мышечной системы (сколиоз, плоскостопие), заболевания органов дыхания. Сейчас у обучающихся стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.

Эти факты подтверждают  необходимость осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды в колледже способствует не только формированию прочных знаний, но и способствует укреплению здоровья обучающихся. Биологическая реакция организма зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья обучающихся.

Именно поэтому формирование образовательной среды на основе применения здоровьесберегающих технологий легло в основу разработки проекта колледжа. Мероприятия, предусмотренные в проекте, объединяют и согласовывают работу педагогического коллектива  по формированию здорового образа жизни обучающихся и педагогов, охватывают многие вопросы специальной подготовки, закаливания, борьбы с вредными привычками, формирования культуры питания,  досуга.

В укреплении здоровья обучающихся первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Хорошее здоровье обеспечивает качественное выполнение выпускниками профессиональных задач и личностное развитие, является фактором их успешной социализации.

Основу укрепления здоровья составляет физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная в учреждении. Чтобы сформировать у обучающихся стремление к здоровому образу жизни необходимо создать соответствующую среду. Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды невозможно без знаний  о здоровом образе жизни и умения донести ценностные ориентиры до обучающихся. Проект направлен на формирование у участников  таких качеств, как ответственность и адаптивность, умение работать с информацией, выстраивать межличностное взаимодействие и сотрудничество, ставить и решать задачи, направленные на саморазвитие и социальную ответственность.

В результате реализации проекта решаются следующие цели и   задачи:

  • стратегическая цель: создание здоровьесберегающей образовательной среды в Краевом колледже предпринимательства;
  • тактическая цель: применение методов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
  • задачи:

-скоординировать работу всех участников образовательного процесса: педагогов, администрации, студентов по снижению  заболеваемости и формированию основ здорового образа жизни;

-оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в колледже за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

-повысить интерес к спорту и здоровому образу жизни.

На первом этапе работы над проектом была проанализирована реальная ситуация в колледже. Совместно с обучающимися было проведено исследование «Потенциальные профессиональные заболевания выпускников колледжа» и выявлены наиболее характерные заболевания: нарушение осанки, нарушение органов зрения, варикоз, плоскостопие, также выяснено отношение обучающихся и педагогов  к здоровому образу жизни.

На втором этапе определены временные проектные группы и разработан  план реализации проекта. Сейчас реализуется третий практический этап, который предусматривает выполнение конкретного плана работ.

В ходе реализации проекта был проведен комплекс мероприятий  согласно плану-графику:

Месяц

Что было сделано

Кто принял участие

октябрь

Создание рабочей группы по работе над проектом, изучение материалов проекта, участие в работе групп, анализ реальной ситуации, определение и анализ проблем, поиск ответов на проблемные  вопросы (моделирование желаемой ситуации).

Члены ВПГ, обучающиеся колледжа

ноябрь

Разработка проекта по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в колледже, создание команды единомышленников, внедряющих технологии здоровьесбережения в образовательный процесс; участие в создании общего продукта (создание здоровьесберегающей среды, применение здоровьесберегающих технологий)

Члены ВПГ

ноябрь

Разработка и моделирование образовательного процесса:

- комплекс мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся на всех этапах обучения и развития;

- усовершенствование структуры двигательного режима за счет использования традиционных и инновационных форм работы;

- разработка системы  оздоровительной работы.

Члены ВПГ,

обучающиеся

декабрь-март

Организация работы групп:

- отслеживание промежуточных результатов реализации проекта.

Члены ВПГ

январь-июнь

Организация работы групп:

- создание единой системы работы по здоровьесбережению  всех участников образовательного процесса.

Члены ВПГ

июнь

Анализ результатов проектной деятельности:

- Педсовет «Итоги работы временных проектных групп за год»

Администрация, педколлектив, члены ВПГ

 

В результате реализации проекта получены следующие результаты:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический, практический и мотивационный компонент.
  2. Оптимизация и координация работы по здоровьесбережению в Краевом колледже предпринимательства.
  3. Снижение заболеваемости обучающихся.
  4. Повышение интереса к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

В качестве примера, подтверждающего результативность работы педколлектива в рамках проекта, можно привести данные по участию обучающихся в спортивных соревнованиях: 9 городских соревнований по различным видам спорта - 4 призовых места; 11 краевых соревнований - 3 призовых места; в комплексном зачете XII краевой спартакиады заняли 3 место из 15 команд; в комплексном зачете XXXIII спартакиады заняли 6 место из 35 команд.

В результате работы над данным проектом была создана эффективная система работы в колледже по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечивает комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Список литературы:

  1. Герчак Я. М. Актуальность инновационных подходов в исследовании влияния физической культуры на формирование здорового образа жизни студентов // Российская культура и цивилизация в современном мире: Сборник научных трудов/Я. М.Герчак. – Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2006. – С. 140 – 144.
  2. Герчак Я. М. Концепция развития педагогической системы оздоровления студентов средствами физической культуры в НФ РГТЭУ // Учебно-методическое пособие/Я. М.Герчак. – Новосибирск, Изд-во «Архивариус-Н», 2006. – 22 с.
  3. Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века: сб. тр. IV-ой междунар. науч.-практ. конф., 8–9 июня 2006 г. в г. Самара / М-во образования и науки Самар. обл., Научно-исследовательский ин-т содержания и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. образования, Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов «Мар. ин-т образования», Самар. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования.— М.: НИИ СиМО РАО; Самара: ГОУ СИПКРО,2007.— 314с.: ил.
  4. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002.— 121с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*