Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические аспекты комплектования спортивных пар

22.09.2015 252 340
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Мельников Дмитрий Александрович
Мельников Дмитрий Александрович, тренер-преподаватель ТСК «Вита-С» СОФТС «СОЮЗ», г. Саратов

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Любая совместная деятельность порождает определенные отношения между ее участниками и спортивная деятельность не является исключением. Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

На необходимость исследований психологической совместимости неоднократно указывали многие авторитетные ученые, в работах которых психологическая совместимость рассматривается как фактор, интегрирующий членов группы на выполнение совместной деятельности и обусловливающий ее эффективность. Следует отметить, что число исследований межличностных отношений весьма ограниченно, по-прежнему актуальными остаются проблемы межличностной совместимости в деловой и личной сфере, степень доверительности в разных типах отношений, а также особенности межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности и при различных условиях протекания совместной деятельности.

Повышение уровня требований, предъявляемых сегодня к подготовке спортсменов делает проблему анализа психологических аспектов формирования спортивных пар весьма актуальной. Важность исследований психологической совместимости тренирующихся обусловлена, прежде всего, запросами спортивной практики формирования оптимальных по психологическому составу пар, групп и команд, обладающих повышенными возможностями в плане решения стоящих перед ними задач.

Теоретическую основу нашего исследования составили работы Г.Д. Бабушкина и Е.В. Кулагиной ([1]), В.В. Белоус ([2]), М. Буэ ([3]), А.А. Ершова ([4]), Ю.А. Коломейцева ([5]), Р.Л.Кричевского, Е.М. Дубовской и М.М. Рыжака ([6])-([7]), М.А. Новикова ([8]), Н.Н. Обозова ([9]), А.В. Петровского ([10]), В.И. Румянцевой ([11])-([12]).

Исследование особенностей спортивных пар в бальных танцах с высокой и низкой срабатываемостью 1 и совместимостью 2 проходило на базе ТСК «Вита-С» СОФТС «СОЮЗ» г. Саратова с октября 2014 г. по март 2015 г. В исследовании приняли участие 28 спортсменов.  Оценка уровней совместимости и срабатываемости производилась на основе наблюдения за работой спортсменов при выполнении парных упражнений в разных сочетаниях и на основании результатов анкетного опроса  личностных предпочтений (с кем чаще общаетесь вне тренировок, с кем предпочли бы работать в паре на тренировках, кого бы не хотели видеть в группе и др.). 

Следует отметить, что результаты оценки показателей совместимость и срабатываемость оказались очень близкими друг другу (уровень взаимосвязи между ними составил 0,79). В связи с этим, мы решили не разделять полученные данные по этим показателям, поскольку в нашем исследовании они оказываются практически идентичны.

После проведения предварительного анализа, исследовались особенности пар с наилучшей и наихудшей совместимостью (срабатываемостью), психологических особенностей спортсменов с использованием модификации методики 16 ФЛО-2.

____________________________________________________________________________________

1 Срабатываемость – это результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

Совместимость – это оптимальное сочетание качеств отдельных людей в процессе взаимодействия, что способствует успешному выполнению совместной деятельности.

 

1 Совместимость и психодинамические особенности спортсменов

При сравнении результатов высокосрабатываемых и низкосрабатываемых спортивных пар различия, в целом, несущественны, хотя у низкосрабатываемых может наблюдаться даже более высокий темп работы по сравнению с высокосрабатываемыми (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1. Темп работы у высокосрабатываемых и низкосрабатываемых пар.

 

Более интересные результаты получены из анализа темпа работы спортсменов в отдельных парах. Обнаружено, что в парах с высокой совместимостью разница в темпе невелика, тогда как в парах с плохой совместимостью она выражена больше (таблица 1).

Таблица 1. Разница в показателях темпа работы спортсменов в отдельных парах

 

низкосовместимые

высокосовместимые

Темп работы

3,17

2,06

 

В данном случае существенным оказался не столько уровень выраженности характеристики, сколько совпадение по темпу в парах.

При анализе других психодинамических особенностей спортсменов мы обнаружили, что спортсмены, которые по данным внешней оценки хорошо срабатываются с большим числом других, в целом обладают большей выносливостью, тщательностью и переключаемостью (таблица 2).

Таблица 2. Средний уровень характеристик среди спортсменов с высокой и низкой срабатываемостью

 

низкосрабатываемые

высокосрабатываемые

выносливость

4,78

5,56

тщательность

5,51

5,97

переключаемость

4,58

5,76

Тем не менее, значение имеют не столько уровень характеристики спортсмена, сколько ее совпадение с аналогичной характеристикой у партнера по паре (таблица 3).

 

Таблица 3. Средняя разница в показателях выносливости, переключаемости, тщательности спортсменов в отдельных парах

 

низкосовместимые

высокосовместимые

 

выносливость

3,3

1,73

-1,57

переключаемость

3,54

1,97

-1,57

тщательность (ошибки выполнения)

1,28

1,6

0,32

 

Как видно из таблицы, в высокосовместимых парах наблюдается меньшая рассогласованность характеристик партнеров по параметрам выносливости и переключаемости, тогда как в парах с плохой совместимостью по данным параметрам различия большее значимые. По параметру тщательности такой тенденции не наблюдается,  расхождения в парах по данному параметру у партнеров приблизительно одинаковы.

В целом, можно говорить о том, что для наилучшей срабатываемости пары оказывается важным не уровень характеристик выносливости, лабильности и темпа партнеров, а совпадение данных характеристик.

 

2 Совместимость и мотивационная сфера спортсменов

Одной из важных составляющих совместимости традиционно считается совпадение основных мотивационных тенденций. Результаты, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о том, что не по всем мотивам такое совпадение является оптимальным (таблица 4).

Таблица 4. Различия в мотивации спортсменов в парах с низкой и высокой совместимостью

 

низкосовместимые

высокосовместимые

СИЛА РАЗЛИЧИЙ

интересное содержание тренировки

1,9

1,12

-0,78

отношения с тренером

2,24

1,8

-0,44

статус, уважение

0,39

2,09

1,7

семья

3,53

2,19

-1,34

престиж, признание

1,16

1,97

0,81

комфорт

1,12

1,26

0,14

порядок

1,47

1,63

0,16

достижения

1,37

0,73

-0,64

безопасность

1,25

0,34

-0,91

коллектив

1,28

1,19

-0,09

материальное благополучие

1,43

2,57

1,14

 

Из таблицы 4 видно, что в высокосовместимых парах у спортсменов в большей степени совпадает оценка важности отношений с тренером, особенностей отношения к тренировочной деятельности, к безопасности и достижениям. Однако в ряде случаев в высокосовместимых парах по сравнению с низкосовместимыми у партнеров наблюдаются значительные расхождения в отношении к материальным благам, престижу и, особенно, к занимаемому статусу. В связи с этим при формировании пары следует учесть данную мотивационную тенденцию – один из пары должен обладать малым стремлением к статусу, престижу, тогда как у другого данные тенденции должны быть выражены в значительной степени (сочетание «лидер» - «ведомый»).

 

3 Совместимость и характерологические особенности спортсменов

При анализе характерологических особенностей спортсменов мы озадачились, как и в предыдущем случае, следующим – какие особенности партнеров должны быть схожими, а какие – противоложными и взаимодополнять друг друга. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Различия между спортсменами в парах с низкой и высокой совместимостью

 

низкосовместимые

высокосовместимые

СИЛА РАЗЛИЧИЙ

самоконтроль

4,01

2,33

-1,68

консерватизм

1,9

2,07

0,17

подозрительность

3,87

2,77

-1,1

эгоизм

0,14

2,12

1,98

прямолинейность

3,6

2,1

-1,5

общительность

4,81

0,84

-3,97

инициативность

0,37

1,37

1

решительность

0,73

1,56

0,83

интеллект

2,26

0,75

-1,51

организаторские способности

0,6

2,13

1,53

эмпатия

2,74

1,71

-1,03

нормативность

2,97

2,31

-0,66

эмоциональность

1,71

2,11

0,4

экспрессивность

3,57

2,21

-1,36

индивидуализм

3,1

2,8

-0,4

 

Из таблицы 5 видно, что тренирующиеся в паре лучше срабатываются, если обладают схожим уровнем интеллекта, самоконтроля, общительности, отношением к другим людям. Должны быть схожи особенности, касающиеся восприятия и передачи информации и собственного состояния. Так, желательна схожесть по уровню эмпатии 1, экспрессивности 2, прямолинейности (или дипломатичности). Проблемы возникают в случае, если один из пары легко выражает собственные эмоции и воспринимает таковые у партнера, который ориентируется на словесные или другие (но не эмоциональные) сигналы или один из пары ориентируется на мягкое и тактичное взаимодействие, а другой – непосредственен и излишне прямолинеен или другое.

Вместе с тем некоторые качества партнеров должны быть противоположны.  Это – инициативность (один инициативен, другой пассивен), организаторские способности (руководитель – подчиненный), решительность (один осторожен, другой решителен) и эгоизм (явный эгоист дополняется явным альтруистом).

_____________________________________________________________________________________

1 Эмпатия – умение воспринимать эмоции другого человека, способность к сопереживанию.

Экспрессивность – выражение своих эмоций вовне.

 

Выводы:

В результате проведенного исследования было обнаружено, что психологические особенности партнеров, влияющие на уровень совместимости и срабатываемости спортивной пары в бальных танцах можно разделить на две группы:

  1. те, которые должны быть схожими;
  2. те, которые должны находиться в «противофазе», т.е. противоположны.

К первым относятся:

  • из психодинамических особенностей – темп, выносливость, переключаемость;
  • из ценностно - мотивационных особенностей – отношение к тренировкам, тренеру, семье и безопасности;
  • из коммуникационных особенностей: эмпатия, экспрессивность, прямолинейность, интеллектуальные возможности, уровень коммуникабельности и общительности.

Ко вторым, которые должны быть противоположны,  относятся особенности, связанные с мотивацией статуса и лидерства в паре (ценность статуса,  престижа, признания), а также инициативность, эгоистичность, решительность, организаторские способности.

После проведения практической части исследования в качестве эксперимента были составлены пары, наилучшим способом подходящие друг другу по выявленным параметрам. В ходе опроса было выявлено, что тренирующиеся отмечают меньшую усталость после тренировочного занятия, в ходе тренировочного занятия выполнение заданий отличалось лучшей скоростью и качеством.

На наш взгляд полученные выводы можно внедрить в практику составления спортивных пар в других видах спорта, а также, с определенными оговорками (относительно лидерства, интеллектуальных возможностей и др.) в практику формирования пар из успешного и неуспешного обучаемых для повышения результативности учебной деятельности последнего в учреждениях общего и профессионального образования.

Список литературы:

  1. Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина - Омск, 2001. - 110 с.
  2. Белоус В.В. Функциональная роль темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей / В.В. Белоус // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С. 102-107
  3. Буэ М. Функции спорта в человеческих отношениях / М. Буэ // Спорт и образ жизни, сборник статей – М.: ФиС, 1979. – С. 142 – 144.
  4. Ершов А.А. Психологическая соактивность людей / А.А. Ершов - М.: 3нание, 1992. – 32 с.
  5. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев - М.: ФиС, 1984. – 128 с.
  6. Кричевский Р.Л. Психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубовская - М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
  7. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак - М.: Изд-во Моск ун-та, 1985. - 224 с.
  8. Новиков М.А. Психологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях / М.А. Новиков // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С. 195.
  9. Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни / Н.Н. Обозов - Л., 1991. – 31 с.
  10. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1976. - №3. - С. 16-25.
  11. Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях спортивно-игровой деятельности группы (на примере гандбольных команд): автореф. дис. канд. пед. наук. - Л, 1975. – 23 с.
  12. Румянцева В.И. К вопросу об особенностях общения гандболистов в связи с уравновешенностью их нервной системы / В.И. Румянцева // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: тез. Всесоюзн. симп. 29-31 марта 1973. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973 - С. 139.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*