Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России». Тема: Согласные звуки [ в] , [в`], буквы В, в. Моя малая родина.

13.01.2012 12085 27067
Бобровникова Светлана Викторовна
Бобровникова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности проведен по технологии проблемно-диалогического обучения с использованием компетентностно-ориентированных заданий, направленных на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, интеллектуальных умений, применения знаний в нестандартных ситуациях. Включение в сюжет урока любимых героев сказки «Винни-Пух и все-все-все» позволяет увлечь детей и  создать благоприятные условия в период адаптации к школе. Учащиеся получают знания в результате совместной деятельности, сами формулируют цели и задачи урока, постоянно находятся в поиске решения учебных задач.

При подведении итогов урока дети зафиксировали полученное на уроке новое знание, оценили свою работу.

Урок имеет практико-ориентированную направленность.

К разработке урока прилагается мультимедийная презентация материала ко всем этапам урока.

Урок обучения грамоте  в 1 классе по УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [ в] , [в`], буквы В, в. Моя малая родина.

Цель: Создать условия для знакомства с новыми звуками [в] ,  [в’] и буквами В, в.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению.

Формировать:
- учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;
- учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место, соблюдать гигиенические требования во время чтения.

Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
Оборудование таблица «Звуки речи», звуковичок «в», звуковички нераскрашенные, шнурки, звуковички для раскрашивания (13 шт), мультимедийная презентация, аудиозапись песенки Винни-Пуха, видеофильм о Вынгапуре с аудизаписью, карточки для вычеркивания букв (25 шт.), шнурки, алфавиты (13 шт.), сигнальные карточки (25шт.).

Ход урока.

I. Организационный момент.
Поздравляет вас звонок –
Начинается урок!
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!

II. Мобилизующий этап.
- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию,  догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»
- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
2,3 слайд – картинка с изображением В.П.

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни  знает, что сегодня мы будем  изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные   задания.

III. Работа над новым материалом.

1. Исследование звуков. Подводящий диалог.
 - А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.
4 слайд – вафли, ватрушки, вареники.
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.
- Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?
- Со звука [в].
-Исследуйте этот звук. Дайте ему характеристику.
По таблице дают характеристику звуку:  звук [в] -  согласный, звонкий (произносится с голосом), твердый.
- Давайте посмотрим, чем же еще он любит полакомиться?
5 слайд – вишня, виноград.
- С какого звука начинаются слова виноград, вишня? (Со звука [в`])
По таблице дают характеристику звуку:  звук [в`] -  согласный, звонкий, мягкий.
- Отгадайте на чём приехал Винни-Пух?
                           Без разгона ввысь взлетает,
                           Стрекозу напоминает.
                           Отправляется в полёт
                           Наш российский  (вертолёт)
6 слайд – изображение  вертолёта
- Почему именно на вертолёте прилетел Винни-Пух? (У нас на Севере этот вид транспорта особенно  популярен).
- Как вы думаете почему? ( Много болот, недостаточно построено дорог, кое-где вообще бездорожье)
- А на каких видах транспорта можно еще добраться до поселка? Помните, что в названиях должны быть звуки  [в], [в`].
7 слайд   вездеход, велосипед, грузовик, автомобиль.

2. Физкультминутка.
Ученики движениями изображают, как едут на велосипеде, вертолёте, вездеходе.

3. Определение темы и задач урока.
- Вы догадались, почему именно эти продукты и этот вид транспорта  любит Винни-Пух?
- Попробуйте определить тему нашего урока.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [в],   [в’])
 - Тема сегодняшнего урока  «Звуки  [в],   [в’] и буква, которая его обозначает».
 Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:
8 слайд
  • познакомиться с … звуком и с новой …;
  • учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • учиться читать … и … с новой буквой.
(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формулируют самостоятельно цель урока).

Цель нашей работы такова:
  • познакомиться с новым звуком и новой буквой;
  • учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
3. Работа со «звуковичками».
- Следующее задание от Винни-Пуха – раскрасить звуковичка – работа в парах.
-Какую шляпку выбрали? Сравнение с образцом (Выставляю на доску звонкого звуковичка без буквы).
9 слайд – Игра «Подбери слово»  - Что мы можем  подарить Винни-Пуху? Придумайте слова с новыми звуками.

4. Знакомство с новой буквой.
- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в],   [в’]  ? (ответы детей)
10 слайд – изображения букв    В   в
- Помогите Вини-Пуху, он не знает, с какой буквы пишется его имя – с маленькой или с большой. Почему с большой?
11 слайд – задание от Совы.
Она спрятала новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.(У каждого учащегося карточка с буквами). Кто же первый справится с этим заданием? Начали.
    УВМЗРВСЕЖВФОБЬФКВПДРЫВФ
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Сколько раз она встретилась? (5)
- Ребята, Винни-Пух  очень любит путешествовать и особенно любит посещать места, в названии которых встречаются звуки [в],   [в’].
-Давайте посмотрим, куда же нас приглашает Винни-Пух. Это его одно из  самых любимых мест. А может вы и узнаете его.

5. Просмотр фильма (или слайд-шоу о Вынгапуре) с аудиозаписью песни А. Шабалева (Он учился в нашей школе, в данное время проживает в нашем поселке).

6. Беседа по содержанию фильма.
- Ребята, вы узнали, где мы были? (В нашем поселке)
 - Винни-Пуху очень нравится наш посёлок. А вам нравится? Что особенно нравится? (Ответы детей)
- Что сейчас можно сделать, чтобы наш посёлок был ещё краше? (содержать его в чистоте, не мусорить, убирать возле школы, возле дома, в подъездах, ухаживать за деревцами, не ломать их).
- Вы, ребята пока не многое  можете сделать. А вот когда вырастете и получите профессии врача, нефтяника, строителя, вы сможете принести ещё большую пользу нашему посёлку.
 - А что нужно для того, чтобы получить профессию? (Надо хорошо учиться)
- Вот сейчас Винни-Пух и посмотрит, кто из вас хочет сделать свой посёлок краше, богаче, лучше. В народе говорят: «Кто много читает, тот много знает». Основная наша с вами задача на уроке чтения – научиться читать, а для этого мы и познакомились с новой буквой, с которой начинается название нашего посёлка и главного героя нашего урока – медвежонка, будем учиться выделять звуки, которые обозначаются этой буквой, читать слоги и слова с буквой «В».

7. Работа по иллюстрации учебника.
- Винни-Пух, пролетая на вертолёте над посёлком, увидел, как мальчишки гоняются за мячом, ему тоже захотелось поиграть. А что это за игра?
12 слайд - Картинка с изображением футболистов
Винни-Пух вместе с нами отправляется на футбольное поле.
Работа по иллюстрации учебника (стр.72-73).
- Назовите героев мультфильмов, которые играют в футбол.
- Кто выполняет роль судьи?
- Кто забивает мяч?
- Кто стоит в воротах и ловит мяч?
- Почему болельщики подняли руки вверх?

9. Нахождение нужной схемы предложения. (13  слайд) Сова с Винни Пухом
- Сова дала В.П. задание начертить схему предложения: Ловкий вратарь ловит мяч.
- Под каким номером Винни-Пух спрятал схему этого предложения? Покажите цифрой. (Карточки со схемами на доске)

    1.  |______       ______  .
    2.  |______       ______       ______        _______    .
    3.  |______       ______       ______    .
- Почему подходит вторая схема?  (Потому что в ней 4 слова)
 Вывод: Вы хорошо определяете изученные звуки в словах, придумываете сами слова с этими звуками, давайте поупражняемся в чтении слогов и слов и изученной буквой.

IV. Закрепление изученного.

10. Работа по слоговой таблице.
Забиваем голы в ворота, как футболисты.
14 слайд – слоги

11. Физкультминутка.
Бег на месте, движения, имитирующие забивание гола.

12. Чтение слов, подбор схем к словам.
На доске слова в столбиках:
Вова                 вот                 ловит         ворота
Слава               твои               лови
1.Самостоятельное чтение слов.
- Прочитайте слова. Найдите слова, где буква «В» стоит в начале слова, в середине.
- Почему слова Вова, Слава напечатаны с большой буквы?
2. Хоровое чтение. Посмотрим, какая мы сплочённая команда.
3. Подбор схемы к слову.
   
- К какому из этих слов (на доске) подходит схема:     
       ( лови)

13. Работа над текстом.
1. Чтение текста учителем.
- Слушайте внимательно. О чём кричали болельщики на футбольном поле?
2. Самостоятельное жужжащее чтение на скорость. Учитель использует свисток.
-Сколько раз вы сможете прочитать текст, столько голов вы забьёте в ворота соперника.
3. Выборочное чтение.
- На сколько вы хорошо и внимательно читали текст, я сейчас проверю.
- Кто стоял в воротах?
- Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?
4. Винни-Пух просит победителя прочитать текст ещё раз, обращая внимание на восклицательные знаки, читая предложения с особой силой голоса.

Вывод: Винни-Пуху понравилось играть в футбол.
- Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
- В спортивном комплексе нашего посёлка работают футбольная и много других спортивных секций, где вы можете провести своё свободное время.

IV. Проверка знаний.
- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки).
1. Буква «В» обозначает согласный звук.
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».
5. В посёлке Вынгапуровский нет ни одной спортивной секции.

V. Итог урока.
- Винни-Пух убедился, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он уверен, что в будущем сумеете принести пользу нашему посёлку, краю, стране. Об этом говорят и наши ребята.
  ( Двое учеников читают стихи)
              В Вынгапуре я  родился,
              В Вынгапуре я расту,
              С Вынгапуром я связал
              Взрослую свою мечту.
                                   Нефтяником я стану,
                                   Добуду нефть стране,
                                   А пока учиться нужно
                                   Хорошо тебе и мне.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*