Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа как способ активизации профессионально-творческих способностей студентов

17.09.2015 309 411
Копосова Татьяна Анатольевна
Копосова Татьяна Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Основным направлением модернизации образования является оптимизация системы управления учебной работой студентов, воспитание их самостоятельности, требующие снижения аудиторной нагрузки с целью использования свободного времени для самостоятельной работы. Необходимость развития творческого потенциала будущего специалиста приобретает все большую актуальность. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» к компетентному «профессионалу-исследователю». Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.

В научно-педагогической литературе наиболее часто встречается термин «самостоятельная работа», который трактуется как: работа, выполняемая по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия; целенаправленная, внутренне мотивируемая и корригируемая деятельность личности; деятельность обучаемого, направленная на применение опыта и знаний для решения новых задач.

Таким образом, видно, что понятие самостоятельная работа и самостоятельная деятельность используются как синонимичные, при этом являются значимыми на пути формирования творческой самостоятельности студентов, так как они в большинстве случаев предполагают обязательную деятельность, стимулируемую преподавателем, но еще не самостоятельность.

Являясь методом активного обучения, самостоятельная работа вызывает мотивы деятельности личности, главными из которых являются: потребность расширить свои знания, узнать новые, овладеть каким-либо умением; желание проявить самостоятельность выполнить задание без посторонней помощи; потребность проверить свои знания и возможности.

Классификация видов самостоятельной работы студентов осуществляется по различным основаниям: времени и месту проведения; дидактическим целям; характеру учебной деятельности в процессе решения различных задач; характеру внутри- и межпредметных связей и некоторым другим. Наиболее распространенный принцип классификации типов самостоятельной работы студентов – по дидактическим целям. Самостоятельная работа организуется с целью: овладения знаниями; закрепления и систематизации полученных знаний; формирования умений и навыков. Виды самостоятельной работы в рамках дисциплин «Гармония» и «Элементарная теория музыки» основываются на классификации Л. Г. Семушиной по дидактическим целям и могут быть следующими:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы); конспектирование текста; выписки из текста; учебно-исследовательская работа (гармонизация мелодий, гармонический анализ); использование музыкальных инструментов;
  • для закрепления систематизации знаний: работа с опорными конспектами лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы); составление тезисов ответа; составление таблиц, схем;
  • для систематизации учебного материала: ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка нотного текста (анализ мелодий, баса, музыкальных отрывков, гармонических последовательностей); подготовка к выступлению на семинаре; тестирование;
  • по формированию умений и навыков: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач (гармонизация новых мелодий, анализ музыкальных примеров); выполнение схем (схемы модуляций, схемы последовательностей аккордов в разных тональностях); решение ситуационных задач; подготовка дипломных работ.

Для того, чтобы самостоятельная работы давала положительные результаты, помогала студентам усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, необходимо соблюдать определенные условия, которые сводятся к следующему: наличие мотивации к самостоятельной творческой деятельности; подготовленность к выполнению предлагаемой им работы предшествующими занятиями; доступность заданий; восприятие заданий как своей собственной познавательной или практической цели; разнообразие материала.

Самостоятельная работа, как обязательный элемент образовательного процесса, контролируемая преподавателем, учит студентам технике самообразования , которое зависит от уровня сформированности самостоятельности и индивидуальных возможностей студентов. Результатом достижения цели учебного процесса является развитие самостоятельности студентов, умение получать необходимую информацию, как в процессе обучения, так и после окончания учебного заведения (колледжа). Преподаватель приобретает статус консультанта, который планирует, оценивает и контролирует самостоятельную деятельность студента. При этом педагогическая поддержка играет особую роль и рассматривается как сотрудничество субъектов педагогического процесса, направленное на выявление и устранение трудностей, возникающих на пути к реализации творческого потенциала студента.

Самостоятельная деятельность студента представляет серьезный резерв активизации познавательной сферы личности, интенсификация индивидуализации учебного труда, резерв творческого потенциала, реализовать который можно лишь при условии системной и планомерной ее организации с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающегося и с помощью методического обеспечения. Основу методического обеспечения цикла музыкально-теоретических дисциплин Вятского областного колледжа культуры составляет основная и дополнительная литература в музыкальной библиотеке колледжа, а также учебно-методические разработки преподавателей, формирующих учебно-методический комплекс дисциплины.

По дисциплине «Гармония» создана адаптированная учебная информация в виде опорных конспектов, где дается: целевая установка, определяющая, что должен знать и уметь студент после изучения той или иной темы; основная и дополнительная литература с указанием страниц; информационный блок, содержащий: теоретические понятия, правила и примеры по теме; характеристику приемов и методов работы; задания для самоконтроля и самоподготовки студента в виде вопросов, практических, письменных и устных заданий, выполняемых в нотной тетради или на инструменте. В каждой теме предлагаются методические указания к практическим и самостоятельным работам. В них дается: формулировка задания по конкретной теме, причем задания разного уровня сложности, с постепенно усложняющимися элементами или приемами; алгоритм выполнения задания с наглядным образцом его выполнения, схемами, памятками, «шпаргалками»; требования к оформлению выполненной работы; критерии оценки этой работы.

Один из видов учебно-методического материала по дисциплинам музыкально-теоретического цикла может быть рабочая тетрадь, которая не только помогает студенту организовать свою самостоятельную работу, но и в последовательной системе позволяет усвоить теоретический и практический материал. Такая тетрадь разработана по дисциплине «Теория музыки». Она структурно разделена по основным разделам дисциплины в соответствии с рабочей программой и в пределах каждого раздела по отдельным его темам в логической связи с лекционным курсом. Для каждой темы есть подбор задач и упражнений четырех видов: вопросы по теории для опроса и контроля; устные задачи и упражнения для контроля и самоконтроля; письменные задачи и упражнения для работы в аудитории и домашних заданий; упражнения на фортепиано, обеспечивающие отработку практических навыков. В рабочей тетради предусмотрено место для выполнения заданий и символьной записи решения задач в процессе разбора в аудитории и дома. При решении задач в аудитории возможна индивидуальная работа со студентом, но непременным условием усвоения темы является доработка задания дома. При этом различная музыкальная подготовка студентов не является тормозом в усвоении материала, стимулирует творческую активность и интерес к самостоятельному решению более сложных задач.

Таким образом, рабочая тетрадь предполагает решение очень важных функций со стороны студента: овладение теоретическими знаниями и их контроль; формирование практических навыков и их контроль и, как результат, проявление творческого интереса. Со стороны преподавателя – руководство и контроль за работой студентов и качественным получением им знаний, навыков и умений.

Использование различных методических пособий и разработок дает студентам возможность для саморазвития, самореализации и, как итог, для самоутверждения. Методическое обеспечение дисциплин призвано, развивая профессионально-творческие способности и удовлетворяя потребности студентов в знаниях, повышать качество самостоятельной подготовки специалистов, тем самым обеспечивать их конкурентоспособность и эффективную включенность в общественный процесс сохранения и подъема культуры и образования на более высокий уровень.

Список литературы

  1. Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов// Высшее образование в России. – 2003. - №6. – С. 105-109.
  2. Семушина, Л. Г. Содержание методы обучения в ССУЗе. – М.: Высшая школа, 1990.
  3. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Измайлова, М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. – М.: Дашков и К, 2009.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*