Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок обучения грамоте по системе Л.В.Занкова. Тема: ЗВУКИ [Ж], [З], [З`], БУКВЫ Ж, ж, З, з. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА

13.01.2012 475 3442
Василенко Светлана Федоровна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Цели: формировать первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь, смелость), ориентировать на здоровый образ жизни; принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимать фактическое содержание текста; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; познакомить со звуками [ж], [з], [з`] и буквами, которые их обозначают; формировать умение  понимать содержание прочитанного.

Оборудование: звуковички [Ж], [З], [З`]; иллюстрации: зубр, зебра, лиса, кабан, белка, жираф; индивидуальные карточки со словами; карточки со скороговорками; шапочка доктора; чистые полоски белой бумаги для творческой работы, цветы из цветной бумаги, маркеры.
 
Ход урока

I. Организационный момент.
а) Передача «Радионяня».
- Я предлагаю начать урок, послушав «Радионяню».
- А вы любите спорт? Какие спортивные кружки вы посещаете? А зачем вы занимаетесь спортом? (Быть ловкими, смелыми, самое главное здоровыми.)
б) Рубрика «Это интересно» (Сообщения отдельных учащихся.).
 - Что такое спорт?
  • Слово спорт пришло к нам из иностранного языка. Вначале спортом называли всё, что угодно: и игру в домино, и коллекционирование марок, и разведение домашних животных, и даже рукоделие.
  • Прошло много времени, и это слово получило современное значение. Слова, как люди, любят путешествовать.
  • Сейчас слово спорт есть во всех странах мира, и звучит везде одинаково. Но родилось оно давным-давно во Франции и звучало депорт (развлечение, забава).
  • Из Франции слово перелетело в Англию и там звучало диспорт. А потом англичане отбросили ди – получилось спорт. И слово стало снова гулять по свету.
  • И теперь называли так не развлечения, а некоторые состязания. И когда оно вернулось на родину, во Францию, французы даже поначалу не хотели признавать это слово, но потом приняли.
- Вы сказали, что посещаете мини-футбол, далее будете посещать мини-хоккей. Мне бы очень хотелось, чтобы на следующий урок вы подготовили мини-информацию об этих видах спорта.
- Ребята, мы благодарим вас за дополнительную информацию.
Вывод.
- Откуда пришло к нам слово спорт? Нужно заниматься спортом? (Ответы учащихся.)

II. Вхождение в тему. Работа со звуками.
- С какими буквами мы сегодня познакомимся и какие звуки они обозначают, вы сейчас попробуете угадать.
- Послушайте слова: ужи, стрижи, ежи, снежинки, жук, лыжи.
- Что заметили? (Во всех словах слышится одинаковый звук.)
- Какой это звук? ([ж].)
- Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.
- Попробуйте произнести этот звук мягко.
- Что заметили? (Мягко его произнести нельзя.)
- Какой вывод можно сделать? ([ж] – всегда твёрдый согласный.)
- Какой буквой обозначается звук [ж]? Между какими буквами она находится в алфавите?

Просмотр видеоролика «Зубр».
- На доске изображены предметы, назовите их (зубр и зебра).
- Произнесите первый звук в словах зубр, зебра.
- Охарактеризуйте звуки в словах зубр и зебра.
- Какой буквой обозначаются эти звуки? Между какими буквами она находится в алфавите?

III. Сообщение темы и целей урока.
- Кто может назвать тему урока? (ЗВУКИ [Ж], [З], [З`], БУКВЫ Ж, ж, З, з.)
- Верно, тема урока ЗВУКИ [Ж], [З], [З`], БУКВЫ Ж, ж, З, з.
- На уроке мы будем учиться читать слова и тексты в которых есть ЗВУКИ [Ж], [З], [З`], БУКВЫ Ж, ж, З, з, будем учиться обсуждать прочитанное содержание текстов.

IV. Работа над темой.
1. Работа в парах. Задание «Найди лишнее». 
- На доске изображены предметы:
        зубр        зебра
        лиса        кабан
        белка        жираф
- Назовите предметы, изображённые на картинках.
- У вас на парте есть на карточках группы слов названий этих предметов. Исключите из каждого столбика по одному названию по трём признакам одновременно.

(Из первого столбика надо исключить слово зубр. В этом слове один слог, а в словах лиса и белка – по два. Первый звук в слове зубр твёрдый,
а в словах лиса и белка – мягкий. Последний звук в этом слове согласный, а в других словах – гласный.
Из второго столбика надо исключить слово зебра. В нём первый звук мягкий, а в словах кабан, жираф – твёрдый. Последний звук в этом слове гласный, а в других словах – согласный.
Ударение в слове зебра падает на первый слог, а в словах кабан и жираф – на второй.)

- Сейчас вы закрепили темы изученные ранее: ударение, деление слов на слоги, гласные и согласные звуки.

2. Соревнование «телефонистов».
- При выполнении следующего задания вы будете учиться чётко произносить новые звуки.

Учитель подбирает для каждого ряда учащихся какую-нибудь не очень сложную скороговорку и говорит её тихо ребятам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам).

- Ваша задача - по сигналу учителя капитаны пересказывают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит первоначальный текст.

- Для примера произнесём скороговорку за мной чётко, правильно «Лежит ёжик у ёлки, а у ежа – иголки».
1-й ряд - В живом уголке жили ежи да ужи.
2-й ряд - Не живут ужи, где живут ежи.
3-й ряд - Жутко жуку жить на суку.
4-й ряд - У Жоры – уж, у Розы – жук.
5-й ряд - У ежа – ежата, у ужа – ужата.
6-й ряд – У Зайки Бубы заболели зубы.
7-й ряд – Зоиного зайку зовут Зазнайка.

3. Работа с учебником (с. 49).
а) Чтение диалога.
- Перейдём к работе по учебнику. Откройте учебники на стр. 49. На этой страничке нас встречает… отгадайте загадку и узнаете кто.
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
                                         Доктор

- Рядом с рисунком найдите диалог. Прочитайте самостоятельно диалог.
Вначале все дети читают каждое предложение жужжащим чтением.
- Обсудите в группе, где слова доктора и выучите их.
- Найдите слова с буквой «зэ» и определите сколько слогов в этих словах.
- Кто произносит другие слова?
- Сколько человек могут инсценировать этот текст?
Назначаются актёры, разыгрывают текст.

4. Передача «Радионяня».
- У нас на связи опять передача «Радионяня». Слушаем.
- О чём нам сообщила передача «Радионяня»? (Во время беседы вести себя тактично.)

5. Работа над текстом. Понимание смысла текста.
а) Работа в группах.
- Продолжаем работать по учебнику над следующим текстом (Один человек читает текст вслух.).
- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача, выбрать одного человека, который прочтёт текст вслух, а все будут слушателями. Затем слушатели должны пересказать первую часть текста. После чего нужно будет обсудить ответ на вопросительное предложение. Помните, что перебивать отвечающего нельзя, нужно внимательно слушать собеседника.
- Что вы можете сказать о герое?

6. Физминутка.
- Сейчас мы отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи.)
- Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть звуки [ж], [з], [з`]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше.
Дети изображают движение на лыжах.
Медвежата, лиса, собака, спорт, коза, зебра, забор, животное, заяц, ёжик, подснежник, дятел, снежок, моржи, осинка, кедр.

7. Работа с текстом «Зима».
а) Самостоятельное чтение текста.
б) Работа в группах.
- Итак, в лесу мы встречаем ребят, которые катятся с горы на лыжах. Рядом с этим рисунком – текст. Прочтите глазками его.
- Что заметили при чтении текста? (Пропущены слова.)
- Прочитайте ещё раз текст в группах и назовите пропущенные слова.
в) Проверка.
- Какие слова были пропущены?
- Замените слово катились другими словами. (Мчались, неслись.)
г) Работа в группах (продолжение).
- Определите, кто первым спускался с горы, кто вторым, третьим? Вам в этом помогут текст и рисунок.
- Запишите эти имена по порядку на карточке печатными буквами.
- Одна группа пойдёт выполнять это задание у доски.

IV. Итог урока.
- С какими звуками и буквами работали на уроке.
- Для чего нужно заниматься спортом?

V. Рефлексия. Творческая работа.
- Мы с вами начали оформлять поляну вежливых слов. У вас всё здорово получилось. Предлагаю начать оформлять следующую полянку на тему «Здоровье  – это…». На цветах, напишите, пожалуйста, маркером или фломастером что значит для вас здоровье. (Учитель приводит пример.)
- Объясните как связаны слова: здоровье – солнце, воздух, снег, упорство, вода, сок, сердечность?



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*