Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможность самореализации и самоутверждения студентов через внеаудиторную самостоятельную работу

16.09.2015 402 563
Склярова Светлана Владимировна
Склярова Светлана Владимировна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Требования ФГОС третьего поколения  диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Приобретению выше указанных качеств будет способствовать грамотная организация самостоятельная работа студентов, которая становится особенно актуальной и значимой в настоящее время, в условиях реформирования среднего профессионального образования

Самостоятельная работа студентов является составной частью образовательной программы  СПО  и наряду с производственной практикой  студентов  остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей  студентов  в самореализации.

Велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса. Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое.

Самостоятельная  работа  преследует  цели:           

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;
  • самостоятельное овладение учебным материалом;
  • формирование умений использовать правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • развитие исследовательских умений.

Самостоятельная  работа  студентов дополняет аудиторную работу и базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой – подчинение требованиям нормативных документов, регламентирующих объем и содержание СРС;
  • системно-структурный – создание и функционирование методической системы организации СРС, включающей цель, задачи, руководство и контроль;
  • личностно-ориентированный – максимальная ориентация на личность студента, его реальные потребности, интересы и мотивы;
  • деятельностный – приоритетная ориентация на овладение студентами способами выполнения СРС.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Именно внеаудиторная самостоятельная работа в большей степени развивает  повышенный  уровень самостоятельности. Поэтому  федеральным  государственным образовательным стандартом  СПО на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из блоков дисциплин, по каждой дисциплине;
  • в рабочих программах дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка внеаудиторной самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля, учета показателей динамики профессиональной подготовки специалистов.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность – именно такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Для развития учебно-познавательной активности студентов в техникуме  используются разнообразные формы внеаудиторной работы.

Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  • Проработка конспектов лекций,
  • Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий),
  • Реферирование дополнительной литературы,
  • Поиск информации по теме,
  • Систематизация примененных знаний и наглядное их представление,
  • Выполнение индивидуальных домашних заданий,
  • Моделирование разных видов профессиональной деятельности,
  • Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю),
  • Выполнение творческих работ и др.   

Задача преподавателя - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологий, следовательно, данные формы работы способствуют формированию навыков работы по поиску и отбору  необходимой информации, ёе осмыслению.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентов учебного материала;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированностьобщеучебных компетенций;
  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что СРС, организованная в техникуме, обеспечивает мотивационно-ценностное отношение студента к самостоятельной работе, способствует повышению эффективности обучения  и дает возможность личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности как процессу формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.

Реализации компетентностно-ориентированного образования, систематизации и закреплению теоретических знаний и практических умений по дисциплине, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности способствует выполнение курсовых и дипломных работ  как один из эффективных видов самостоятельной работы студентов. Это целиком самостоятельная работа студентов; роль преподавателя сводится к созданию банка тематики курсовых работ, предоставлению студенту права выбора темы и консультированию в ходе написания курсовых работ. Таким образом, педагог выступает как консультант, организатор среды обучения.

Студенты медицинского техникума выполняют на завершающем курсе выпускную квалификационную  работу, защита которой - один из этапов итоговой Государственной аттестации по специальности.

При внедрении курсового проектирования соблюдается важный принцип: элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

При выполнении выпускной квалификационной работы студенты демонстрируют знания и умения при решении конкретных задач и готовность к самостоятельной работе.

Еще одним шагом на пути формирования у студентов навыков самостоятельной и творческой работы является производственная практика, которая проводится в соответствующих организациях и на предприятиях в зависимости от профиля специальности. Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки, овладевают основными видами профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения с персоналом, то есть приобретают опыт самостоятельной работы по специальности.

Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации самостоятельной работы. В связи с этим возрастает роль преподавателя как организатора познавательной деятельности студентов, способного не только методически обеспечить их учебный труд, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, формировать способность самостоятельно овладевать принципами своей будущей деятельности.

Таким образом, интенсификация и повышение эффективности формирования у студентов самостоятельности  требуют:

  • активизации взаимоотношений преподавателя и студента;
  • использования диалога между преподавателем и будущим специалистом;
  • использования творческих  возможностей традиционных  и освоения нетрадиционных форм и методов обучения;
  • соответствующей организации учебного процесса;
  • связи с будущими работодателями;
  • развития материально-технической базы подготовки будущих специалистов.

В качестве одного из его компонентов саморазвития  выделяют самореализацию.

Под самореализацией понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества. С точки зрения философии, самореализация – это осуществление смысла и реализация ценностей. К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.        

Из всего сказанного, следует сделать выводы:

  1. Организация самостоятельной работы студентов в условиях техникума должна носить характер конкретности, планомерности,  поэтапности, индивидуальности, с учетом  интеллектуального и творческого потенциала развития студентов.
  2. Выполнение разных видов самостоятельных работ является формой сотрудничества преподавателя и студента.
  3. Технологии самостоятельных работ должны способствовать развитию таких общих и профессиональных компетенций, которые  формируют  навыки саморазвития, самореализации и самоутверждения студентов на выпуске и подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности.
  4. Самостоятельность, как   ценное качество  личности, играет важную роль в саморазвитии и самоутверждении.
  5. Самореализация  и самоутверждение – это качества взаимообеспечивающие друг друга; эта качества, приобретаемые  студентами в процессе обучения.
  6. Умение реализовать свои возможности и способности  способствуют успешному самоутверждению будущих медицинских работников в профессиональных сообществах и в жизни, а также  повышать свой  профессионализм.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*