Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Диагностика личностных достижений студентов как инструмент работы руководителя группы

14.09.2015 4271 6809
Забродина  Людмила Александровна
Забродина Людмила Александровна, мастер производственного обучения

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Диагностика - способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования

Педагогическая диагностика - это сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическая система взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.

Основные задачи диагностики:

  1. Определить уровни развития студента
  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
  3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон)
  4. Проанализировать полученные факты.
  5. Установить причины изменений.
  6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Диагностика- процедура изучения объекта в том или ином направлении, которая должно осуществляться систематически.

Педагогическая диагностика имеет три области:

- результаты обучения в виде оценки знаний, умений и навыков личности;

- результаты воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности;

- диагностика группы студентов в целом.

Я считаю, что процедура проведения диагностики каждой отдельной личности студента(так и группы в целом) необходима в работе руководителя группы, так как ему необходимо знать интересы и увлечения студентов, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, его эмоциональное состояние, а также отслеживать динамику развития личности.

Только систематически проводимая диагностика по каждому из параметров развития студента, поможет лучше узнать студента, его интересы,  его окружение, его мечты, взаимоотношения в семье и т.д., определить, в каком направлении необходимо работать с данным студентом, какой подход к нему подобрать, какие слова ему сказать,  похвалить или поругать. Диагностика помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму: 

  1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам. 
  2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения.
  3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению. 

С самого первого дня работы с новой группой, начинаю работу по  изучению личности каждого моего студента, то есть начинаю собирать данные о своих подопечных для составления психолого-педагогической характеристики. Для этого  изучаю документы каждого студента, с которыми они пришли к нам в техникум,  их анкеты, которые они заполняли при поступлении, по возможности, медицинские документы.

Анализ документов – это один из методов диагностики личности студента.

В процессе дальнейшей работы с группой использую и другие методы диагностики:

Метод наблюдения. Я считаю, что такой метод более всего доступен руководителю группы и дает много сведений о студенте. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у студента навыки общения, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его развития, дает возможность изучить его участие в конкретном виде деятельности. Так же наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении студента и совершаемого им поступка. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения личности. Наблюдение за студентами веду во время перемен (стараюсь  находиться и  в классе, и выходить в коридор, и наблюдать из окна за студентами, которые выходят на улицу), при посещении занятий, готовясь к каким то мероприятиям, и во время их проведения, во время дежурства в столовой и уборки закрепленной территории и т.д., практически постоянно.  В сущности, любые контакты со студентами (будь это любые контакты в техникуме, случайные встречи вне техникума, посещения на дому, мероприятия вне техникума) дают возможность наблюдать, главное, чтоб профессиональное наблюдение было методически грамотным.

Метод беседы. Беседа, на мой взгляд, является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер студента, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим подростком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. В моей работе беседы, так же как и наблюдения, происходят постоянно (индивидуальные беседы различного характера, беседы соц. педагога, психолога, зав отделением и т.д.)

Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для подростка и взрослого. 

Все свои наблюдения за каждым студентом, факты,  случаи, связанные с этим студентом, особенности его поведения, темы бесед со студентами  и их результаты фиксирую в дневнике пед. наблюдения.

Веду как личностную педагогическую диагностику, так и общую диагностику группы, так как считаю, что одно от другого неотделимо. Ведь каждая личность  является членом группы и та  атмосфера, которая присутствует в группе,  часто влияет на  развитие личности по тому или иному параметру

Личностную диагностику каждого студента веду на протяжении всего периода их обучения. Изучаю личность студента комплексно, то есть охватываю все основные стороны его развития.

Схема изучения личности студента и составления психолого-педагогической характеристики

Общие данные:

Максутова Эльвира Равильевна, 18.11.1996г.р., проживающая по адресу: ул. Петрищева, дом 21, кв.57, обучается в техникуме на 2 курсе по профессии: Повар, кондитер в гр. № 24.  Физически развита (имеет основную группу физического развития), здорова, проживает с недавних пор в неполной семье (с матерью), которая и занимается её воспитанием. Взаимоотношения в семье ровные, уважительные, доброжелательные, даже можно сказать дружеские теплые по отношению друг к другу. Чувствуется, что между ними присутствуют взаимопомощь и взаимопонимание. Часто при  разговоре у неё проскальзывают слова: «мы с мамой вместе».

Взаимоотношения с коллективом:

Группа, в которой обучается Эльвира, смешанная (обучаются мальчики и девочки).в основном со средними знаниями и способностями к обучению с небольшими знаками плюс и минус. В плане поведения и дисциплины студенты  делится на две группы. Одна группа студентов требует постоянного контроля со стороны руководителя группы, так как они шумные, крикливые,  гиперактивные, иногда неуправляемые. Другая группа студентов- спокойные, уравновешенные, послушные. Однако при такой разнице в поведении нет раскола в группе, нет деления на «мы такие крутые», а «вы серые мышки». При необходимости они могут сплотиться, объединится, например для участия в конкурсе или соревнованиях. Они вдруг перемешиваются и тогда становятся все одинаковыми, и болеют друг за друга, и могут друг другу оказать помощь.

Эльвира, по своему характеру и по поведению, относится ко второй группе студентов, и порой с осуждением относится к выходкам некоторых однокурсников, однако отношения у неё со всеми ровные.

Дружит с однокурсницей- Викой Кулютиной. У них одинаковые взгляды на одни и те же вещи, взаимопонимание, взаимовыручка, одинаковое отношение к учебе.

Есть желание учиться еще лучше и закончить обучение с отличными результатами. 

Учебная деятельность:

Эльвира учится на «4» и «5».  По разным предметам успевает не одинаково, преобладающие оценки – «4». Уровень знаний- выше среднего , средний бал- 4,5, качество знаний – 100%

Учится с интересом, имеет желание закончить техникум и получить дипломом с отличием.

Не безразлична к полученным оценкам, очень переживает, если получает оценку ниже той, на которую рассчитывала.

Положительное действие на неё оказывает похвала, у неё появляется желание сделать ещё лучше.

Труд (занятия п/о, общественно полезный труд в техникуме и дома):

Принимает активное участие в общественно полезном труде, проявляет инициативу, заинтересована в общественной пользе своей работы. Все делает качественно и на совесть. В быту предпочтение отдает таким работам, как сборка мебели, ремонтные работы.

На практике, как она говорит, её привлекает в первую очередь сам процесс выполняемой работы и овладение навыками. Всегда организованна и дисциплинированна во время работы. Если не довольна результатами своих действий, то старается все исправить, то есть обладает терпением к длительным усилиям.     

Активность участия во внеурочной деятельности:

Входит в состав актива группы (является членом редколлегии, ответственной за назначение дежурных по уборке  закрепленной территории, ответственной за моющие средства в своей подгруппе), принимает участие в различных конкурсах, в мероприятиях проф. недель, в командных соревнованиях, безоговорочно выполняет поручения руководителя группы.

Направленность личности студента и специальные способности:

С самого детства любит собирать пазлы. С каждым годом количество деталей в пазлах увеличивается, тем самым усложняется и сам процесс сборки.

Любит эстрадную  музыку и песни 80-х.

Дисциплинированность:

Спокойная, сдержанная, дисциплинированная, не опаздывает, не прогуливает, выполняет все просьбы, поручения, требования к студентам.

Особенности характера и темперамента:

Положительные черты характера:

Добрая, отзывчивая по отношению к людям, себя уважает, скромная, обладает чувством коллективизма.

Отрицательные черты характера: ведомая, легкая внушаемость.

Определить динамику развития личности студента по всем параметрам развития, отследить характер и величину его продвижения в развитии можно только  путем сравнения результатов диагностических процедур, проводимых в разное время.

Сравнения результатов диагностики данной студентки моей группы показали, что произошли изменения, а так же появилась положительная динамика по некоторым направлениям развития личности.

Наименование направления развития

1 курс

2 курс

1. Семейное положение

Воспитывалась в полной семье

Воспитывается в не полной семье

2. Взаимоотношения в семье

часто проскальзывали слова:

«проблемы в семье, неприятности в семье, мы с мамой не спали всю ночь»

часто при  разговоре у неё проскальзывают слова: «мы с мамой вместе».

3. Преобладающее настроение

Задумчивость, грусть, безразличие.

Чаще стала улыбаться, стала более активная, оживленная.

4. Взаимоотношения с коллективом

Мало общалась с ребятами в группе, в основном дружила с Наташей Кузнецовой.

Стала чаще общаться с однокурсниками. Дружит с Викой Кулютиной.

5.Учебная деятельность

Училась с тройками, средний балл- 3,7 ; качество обучения -68%

Учится без троек, средний балл- 4,5; качество обучения – 100%

6. Активность участия во внеурочной деятельности:

Входила в состав актива группы, но работала без желания и по моему требованию.

Входит в состав актива группы,

Работает активно, стала проявлять инициативу. Всю работу и поручения старается выполнить качественно.

Проведение диагностической процедуры необходимо для руководителя группы, т.к. только так можно определить основные достоинства и недостатки формирующейся личности студента, выявить причины имеющихся недостатков, выяснить условия семейного воспитания, определить важнейшие психолого-педагогические задачи, состоящих перед руководителем группы для дальнейшей воспитательной работы со студентами.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*