Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивные технологии - необходимое условие развития мотивации студентов (из опыта практической работы)

14.09.2015 275 345
Безгодова Ольга Владимировна
Безгодова Ольга Владимировна, преподаватель английского языка

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современной профессиональной образовательной организации. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. 

Одним из основных требований ФГОС к организации является предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Главной задачей является подготовка студентов, творчески мыслящих, умеющих на практике применять полученные знания и умения, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Современные исследования по педагогике и психологии ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации обучения. Основной задачей для всех преподавателей является формирование у студентов положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе. Это особенно важно, при изучении иностранного языка.

Многие исследования показывают, что в настоящее время у студентов неязыковых специальностей наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, потому что иностранный язык – трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определённые трудности, ведет к снижению интереса к иностранному языку. Поэтому главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. Важно создать на занятии такие условия, при которых у студентов появится заинтересованность и желание к изучению иностранного языка. Реализации такой задачи способствует применение интерактивных технологий, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным.

Применение интерактивных технологий на уроках английского языка

Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на занятиях. Например, технология работы в парах. Такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку. Например, для активизации речемыслительной деятельности и повышения мотивации при изучении иностранного языка я использую следующее задание «О вкусах не спорят». Обучающимся предлагается на карточках нарисовать свое хобби, никому не показывая. Цель-догадаться, чье это хобби. Группа делится на пары, каждая получает по карточке. Ребятам дается 5 минут, чтобы обсудить, чье это хобби и дать аргументированные ответы.

Или, например, в рамках темы «Кто самый лучший повар», изучаемой по профессии «Повар-кондитер», студентам предлагается определенный набор карточек с продуктами (каждой паре свой набор). Задача создать свой собственный рецепт, используя все данные ингредиенты. Обучающимся необходимо придумать название, проиллюстрировать свой рецепт и представить свой рецепт группе.

Групповая работа тоже не нова и хорошо всем известна. Например, в группе по специальности «Дизайн по отраслям» я использую такое задание как «Художник, коллекционер, критик». Студентам дается задание принести фотографии, которыми можно украсить стены в квартире. Я в свою очередь показываю им несколько репродукций. Ребятам предлагается обсудить, почему это произведения искусства. Студенты делятся на три группы. Один член из каждой группы критик, другой - коллекционер, третий - художник. На подготовку дается 10 минут, за которые они должны сделать короткие презентации: художник должен ответить на вопрос, почему это произведение искусства, коллекционер - почему это представляет ценность, критик - почему эта картина великолепна или раскритиковать.

Для специальностей «Коммерция по отраслям», «Товароведение» мною успешно практикуется следующий вид групповой работы с фотографиями «Моя первая рекламная кампания». Студенты делятся на группы. Выбирают любой продукт для проведения рекламы, например духи, телефон, печенье и т.д. Одна группа менеджеры, другая фотографы. Один из менеджеров объясняет, что они собираются продавать. Обучающиеся второй группы - фотографы. Их задача - объяснить, почему их фотография будет лучшей для этой рекламной кампании. Рекламные агенты выбирают фотографию и объясняют то, что им нужно для рекламной кампании. Когда у всех агентов будет все, что им нужно, группы меняются и игра продолжается.

Для закрепления темы Present Continuous можно использовать такую групповую игру как «Не говори ни слова». Студенты работают в маленьких группах. Каждая группа получает набор карточек. Один студент из каждой команды берет карточку, читает на ней предложение и рисует его. Он не должен произносить или писать слова. Задача остальных отгадать, что было написано на карточке. Как только команда отгадает, следующий обучающийся берет карточку. Та команда, которая закончит первой и выигрывает.

Не нуждающаяся в представлении и очень любимая мной технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на занятиях. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (Здоровье, спорт, молодежь, профессии, английская кухня, система образования).

Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько студентов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Эмоции, черты характера», стараюсь предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор у стойки регистратора в отеле, обслуживание клиентов в ресторане. Задача актеров - передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам преподаватель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение обучающихся по всему кабинету с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Например, при отработке грамматической структуры to be going to каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: Сколько человек сегодня будут готовить ужин? Сколько человек сегодня вечером будут пользоваться интернетом? и т.д. Преподаватель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Студентам такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно участники, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это участники, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Ценным методом стимулирования интереса к изучению иностранного языка я считаю применение игровых технологий.

Лексические игры

«Chainword»

Преподаватель пишет на доске любое слово, затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово переводят на русский язык (устно). Слова по цепочке не повторяются.
Ex. boy – yard – door – red – desk – know – white... Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.

При изучении темы одежды можно использовать такую игру «Clothes» 
Преподаватель дает обучающемуся 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их группе, называя на английском. 
Затем ведущий загадывает один из предметов, а участники игры, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет. 

Для лексических игр мною часто используются загадки, с их помощью можно закреплять лексику. This food is soft and it tastes sweet. It is made from cream, sugar and fruit or chocolate. It is eaten very cold, usually in summer. (ice cream).This food is crunchy and it can be salty or sweet. It is often eaten in the cinema. (popcorn). This food is hard on the outside, but usually soft in the middle. It is very versatile and is used to make lots of sweet and savoury dishes. In the UK people also eat it on its own for breakfast or in a sandwich.(egg) This food is usually hard and crunchy, and it is red or green in colour. People often use it to make desserts, eg pies. (apple)

Рассмотрим пример использования семантических карт на этапе семантизации лексики. Семантические карты способствуют осуществлению принципа интеграции знаний в процессе обучения иноязычной лексике. Так, знакомство с новой лексикой по определенной теме начинается с повторения уже известных слов. Преподаватель записывает тему в центре доски, например, Shopping и просит обучающихся вспомнить слова по данной теме и записать их в тетрадь. Затем преподаватель записывает все предложенные слова на доске. Следующим шагом является классификация предложенных обучающимися слов. Преподаватель  составляет семантическую карту. Таким образом, преподаватель способен оценить уже имеющиеся знания студентов по данной теме. Исходя из этого, он предлагает обучающимся внести в карту новые лексические единицы.

Л1  –Глаголы, которые являются более употребительными по этой теме. 
Л2- Названия магазинов. 
Л3- Прилагательные, которые употребляются для обозначения цены. 
Л4- Люди, которые работают в магазине. 
Такая форма работы позволяет определить уже имеющиеся знания по той или иной теме, а также впоследствии осуществлять необходимую интеграцию новых лексических единиц с уже известными. 

Грамматические игры

«Guess it» – на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?

«20 Questions Типы вопросов расширяются, но так, чтобы на них можно было ответить только "да" или "нет."Ex. Object number 1 is a human being. Is it a man or a woman? Is he (she) alive or dead? Is he present here?
He (she) is a pupil (teacher), isn't he (she)? Do you know him (her) in person? Is he (she) your relative (friend)? Etc

Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т. д.

«На ярмарке»

Оборудование: кусочки ткани, образцы материалов, визитные карточки. Класс делится на 2 группы. Члены одной группы – представители торговых фирм, другая группа – промышленные предприятия. У каждого на груди визитка с указанием имени и названием фирмы или предприятия. Представители фирмы ведут диалоги с представителями предприятий, делают заказы. Побеждает тот, кто сделает больше продаж. 
Ex. 
– Good morning! I'm mister Black. I'm from London.
– Nice to see you.
– I'd like some cotton for dresses. 
– What colour?
– Here you are. This is a very good cotton. It's quite bright. And these are some dresses made of this cotton. Do you like them?
– Yes, I do. I'll take two hundred meters.
– Fine!

«Покупка билетов»

Оборудование: билеты, карта. Преподаватель исполняет роль кассира. Обучающиеся делятся на 2 группы и выбирают кратчайший маршрут до намеченного пункта. Затем представитель каждой группы покупает билеты. Побеждает тот, кто четко объяснится с кассиром и купит билеты. 
Ex. 
– Good morning. I need 5 tickets to Rostov. Return, please.
– When do you need them for?
– For the 16th of June.
– Do you want a sleeper?
– Yes, a sleeper, please.
– 1 thousand roubles.
– Here they are. Thank you.

«Что, где, когда?»

Оборудование: волчок, конверты с вопросами, портреты писателей (поэтов). Класс делится на 2 команды, которые по очереди садятся за стол. Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Каждая команда получает конверт, в который вложена фотография известного человека и вопрос "Что вы знаете об этом человеке?" Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество баллов.

«Морской бой»

Учащиеся делятся на две команды по 5-7 человек. На доске вывешивается игровое поле. Команды по очереди открывают клетки игрового поля, на котором расположено 7 кораблей. Каждый корабль занимает одну клетку  игрового поля. Если команда назвала номер клетки, на которой расположен корабль, обе команды выполняют задание. Команда, выполнившая задание лучше и успешнее, получает корабль. Выигрывает команда, которая «захватила» больше кораблей.

Речевые игры

Просмотр фильмов на иностранном языке и их обсуждение на уроках, где выясняется точка зрения и отношения к поступкам героев, можно проводить следующим образом. Обучающийся рассказывает о герое из просмотренного фильма, его характере, привычках, приключениях и т.д. Остальные должны догадаться, о ком идет речь. Можно игру организовать иначе. Обучающийся задумывает какого-то героя, а остальные участники задают ему вопросы, чтобы выяснить, какого героя он задумал.

Подводя итог, можно сказать, что занятия с применением интерактивных технологий и методов — органичное сочетание образования, развития и воспитания — становится обычным, рядовым уроком в рамках требований ФГОС. Такие уроки нравятся обучающимся, так как они творческие и яркие. Они способствуют выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении интерактивных технологий одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Поэтому такие занятия можно смело назвать эффективными.

Результативность применения данных технологий можно подтвердить следующими фактами. Повысился интерес наших студентов к изучению иностранного языка, на таких занятиях у студентов не возникает желания заниматься посторонними делами, все вовлечены в процесс обучения, что было отмечено администрацией, при посещении занятий. Также высока активность обучающихся при проведении недели иностранного языка. Студенты добровольно, с большим интересом принимают участие, где им предоставлена возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, дана возможность поверить в свои силы в изучении английского языка, что несомненно способствует повышению мотивации к обучению иностранного языка.

Я привела всего лишь несколько примеров использования интерактивных технологий при изучении иностранного языка. Надеюсь, им найдется место на ваших уроках.

Список использованной литературы

  1. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов. – М.,НПЦ «Профессионал-Ф»,2003.
  2. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова // English («Первое сентября»),2008. – № 1.
  3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.- ИЯШ,2006,№5.
  4. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.- М.,2005.
  5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.:НИИ школьных технологий,-2005. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*