Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние применяемых методик и технологий педагогической деятельности на мотивацию студентов к обучению

14.09.2015 294 362
Никонов Сергей Васильевич
Никонов Сергей Васильевич, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

1 Роль мотивации в подготовке квалифицированных кадров в соответствии с ФГОС        

В соответствии с требованиями ФГОС, учебный процесс в сфере среднего профессионального образования предполагает личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста, с одной стороны, и модульно-компетентностный подход в организации учебного процесса.

Модульно-компетентностный подход – системный подход, направленный на освоение компетенций и становление эффективного компетентного специалиста при освоении им теоретической и практической частей обучения, сгруппированных в связанные между собой соответственно целям обучения дисциплины (общеобразовательные и общепрофессиональные) и модули (соответствующие освоению одного из конкретных аспектов данного вида профессиональной деятельности циклы обучения, связанные между собой и логически завершённые).

Комплексный подход – овладение профессиональными и личностными качествами, т.е. знания, умения, опыт, ответственность, самостоятельность и т.д. осваиваются комплексно (интеграция теории и практики), но не в отрыве друг от друга.

Системный подход – применение единых эффективных методов обучения на всём протяжении учебного процесса. Он заключается в том, что студент получает конкретные знания и использует их для выполнения конкретных действий. Правильность выполнения действий оценивается на основе соответствующих критериев оценки.

Таким образом, в соответствии с ФГОС изначально предъявляются высокие требования как к базовой (допрофессиональной) подготовке обучающегося, так и к организации процесса обучения и квалификации педагога в частности.

С другой стороны, среднее профессиональное образование является связующим промежуточным звеном между обязательным средним и высшим образованием и обеспечивает преемственность  и поступательное развитие знаний, умений, навыков обучающегося в процессе освоения им возможной профессиональной деятельности. Такой подход обеспечивает возможность применения обучающимся освоенных базовых общих и профессиональных компетенций для быстрой адаптации к новым производственным условиям и технологиям, а также мотивирует его на освоение не только новых приёмов и методов работы по основной специальности, но и на изучение смежных, а зачастую и совершенно новых областей деятельности в процессе жизни, тем самым повышая его адаптивные способности в социуме.

Соответственно этому месту в процессе профессионального становления личности, система среднего профессионального образования претерпевает на себе все изменения требований ФГОС, вызванных корректировкой выявленных недостатков вышеназванных ступеней образования, причём, в силу инертности системы в целом, и исторически сложившейся ситуации. В частности, наше «среднее звено» оказалось наименее развитым к сегодняшнему дню как по уровню материально-технической базы (особенно в сфере информационно-цифровых и инновационных промышленных технологий), так и по уровню наличия высококвалифицированных кадров для обучения новейшим видам профессиональной деятельности.

Это в свою очередь ведёт к быстрой смене требований ФГОС и корректировке концепции образования в целом. Так, в прошлом году пришлось понизить порог успешной сдачи ЕГЭ по основным образовательным дисциплинам в среднем образовании в виду низкого уровня подготовки учащихся в целом по стране. В то же самое время делается дополнительный акцент на увеличение доли учебной и производственной практик в процессе обучения особенно высокотехнологичных специальностей, что должно положительно повлиять на конечный результат обучения — приток квалифицированной рабочей силы в соответствующие сектора экономики.

Особое внимание в связи с этим уделяется самостоятельной работе студента, а соответственно и его мотивации на учёбу. Основная задача в этой связи — создать эталонную систему образования, при которой можно было бы сравнивать результаты обучения студентов с неким эталоном (ФГОС устанавливает такие эталоны как общие и профессиональные компетенции по данной профессии, специальности). Таким образом, образовательный процесс трактуется как система освоения общих (т.е. социально-востребованных) и профессиональных (востребованных в конкретном виде профессиональной деятельности) компетенций — рисунок 1.

Рисунок 1- Система освоения компетенций

 

 В связи с этим для большинства инновационных  направлений обучения возникает острая необходимость в создании одинаководоступной материальной базы обучения (начиная с достаточного оснащения учебно-методическими материалами, приборами и техническими комплексами) и эталонных, но при этом одинаково достижимых для каждого студента критериев оценки результативности его обучения (например, через систему тестовых опросов и выполнения стандартных практических заданий, технологических действий в рамках осваиваемой профессиональной деятельности).

В целом распределение временных долей различных дисциплин в образовательном процессе в соответствии с ФГОС на данный момент примерно 60:10:30 соответственно для общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, причём две трети последних отводится на учебную и производственную практику, а в связи с последними изменениями эта доля только возрастёт.

Выполнение практических действий требует активации самостоятельности студента, что неизбежно приводит нас к необходимости усиления его личной мотивации к процессу обучения.

Кроме того, в большинстве сфер человеческой деятельности неизбежна необходимость работы в коллективе и в связи с этим — наличие навыков общения как с равными тебе по статусу коллегами по работе, так и с руководством, и с подчинёнными. При этом одним из решающих факторов повышения мотивации является возможность повысить свой общественный статус в результате совместной практической деятельности в коллективе.

В свою очередь, такой подход требует и определённой подготовки педагогов и мастеров обучения в плане организации коллективной практической работы, что невозможно без периодического повышения квалификации как в рамках курсов по преподаваемой профессии (специальности), так и курсов повышения педагогической квалификации. Особенно это актуально для высокотехнологичных видов профессиональной деятельности, которые, как правило начинают преподавать профессионалы, не имеющие опыта педагогической работы.

Поиск решений любых проблем требует изучения теоретических основ и обоснования на их базе возможных практических решений, критерием эффективности которых может послужить лишь опыт (как экспериментальный, так и опыт повседневной деятельности). В связи с этим обратимся к теории и практике основных проблем мотивации.

2 Теоретические основы и возможные практические решения основных проблем мотивации

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. 

Как отмечают в своей монографии Гордашников В.А. и Осипов А.Я. /1/, американские педагоги отметили борьбу двух основных идей в подходе к развитию индивидуума:

1) развитие, идущее изнутри, что основано на природных способностях,

2) обучение - это, формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками.

При этом западные психологи изучают мотивацию как верный путь достижения успеха тщательнее других проблем. Авторы монографии приводят в качестве аргументов ведущей роли мотивации в образовательном процессе мнение известных авторитетов в этой области. Цитата  из источника /1/:

«1) Д. Карнеги утверждает, что на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать; и он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.

2) З. Фрейд говорит, что в основе всех наших поступков лежат 2 мотива: сексуальное влечение и желание стать великим.

3) Американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».

4) Отвергнутый бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - целое направление научных исследований западной педагогической психологии. В основе бихевиористического учения лежит знаменитая формула «стимул - реакция» (S - R). В предельно упрощённом толковании это означает, что поведение человека (его реакции) обусловлено применяемыми стимулами. Бихевиорист Д. Уотсон писал: «правильное стимулирование и особенно положительное подкрепление открывают неограниченные возможности для изменения поведения людей и даже их личностных особенностей. Если обучаемый нерадив, значит, не найден стимул вызова его положительной ответственной реакции.»

Отсюда следует закономерный вывод — цитата  из источника /1/: «образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).»

В соответствии с этими утверждениями, авторы предлагают следующую структуру мотивации обучения, приведённую на рисунке 2.

Таким образом, проблема успешного применения инновационных технологий  в учебной деятельности неизбежно приводит нас к необходимости актуализации мотивации как преподавателя (источника и стимула к деятельности), так и студента (как объекта и субъекта деятельности).

Рисунок 2- Структура мотивации  обучения

 

С этим фактом тесно связаны проблемы мотивации, которые давно и подробно исследуются на предмет решения, поскольку оказывают едва ли не решающее значение на результаты обучения конкретного индивида. Как говорится, интеллект – хорошо, а мотивация – иногда практически всё, что нужно для достижения цели.

Остановимся подробнее на некоторых проблемах мотивации.

В целом различные авторы рассматривают большое количество  различных объективных и субъективных факторов, влияющих на мотивацию, но все они так или иначе связаны с делением на количественные и качественные характеристики мотивации учебной деятельности плюс особняком стоящая познавательная мотивация как естественная потребность Homo Sapiens (Человека Разумного) в развитии. Соответствующая схема, взятая у тех же авторов монографии /1/ и доработанная мной, приведена на рисунке 3.

 На исходной схеме не было выделения на разноцветные блоки.

 Я выполнил это выделение исходя из того, что многие авторы указывают, во-первых, на наличие обратных связей  между мотивами и успешностью учебной деятельности, а во-вторых, между преемственностью и развитием по восходящей результатов обучения в одном случае и регрессом либо застоем в другом. Соответственно этому выделению мы должны строить образовательную деятельность с ориентацией на усиление положительных обратных связей и уменьшение влияния отрицательных. Обратите внимание, что внешние отрицательные мотивы проявляют себя практически на уровне инстинктов, тогда как все положительные  мотивы требуют от субъекта разумного осмысления достигнутых результатов и, соответственно, планомерной коррекции своей деятельности  в выбранном направлении. Тем самым достигается непрерывность прогресса образовательного процесса.

Рисунок 3- Характеристика мотивов учебной деятельности

 

Анализируя основные проблемы мотивации, рассматриваемые в различных источниках, я условно свёл их к двум группам:

— проблемы доучебной подготовки и жизненной ориентации обучающегося;

— проблемы, возникающие в процессе обучения конкретному виду профессиональной деятельности.

Первые сводятся к разрыву между всё возрастающими требованиями реальных секторов деятельности к уровню подготовки специалистов, с одной стороны, и к падению уровня подготовки потенциальных специалистов ещё на стадии собственно начала обучения.

Эти проблемы у нас на виду:

  • низкий уровень школьной подготовки привёл к снижению пропускного ценза успешной сдачи ЕГЭ (Единого Государственного Экзамена) школьниками;
  • в части экзаменов по общеобразовательным предметам были убраны тестовые разделы, как не оправдавшие возлагаемых на них надежд в части объективности результатов;
  • закономерно, что уже в этом году предложено увеличить время обучения ПКРС (подготовки квалифицированных специалистов и служащих) и ПССЗ (подготовки специалистов среднего звена) для высокотехнологичных  специальностей, в том числе (и в основном) на увеличение объёма времени на учебную и производственную практику;
  • низкий уровень оснащённости специальным оборудованием учебного процесса (да что там оборудованием – учебниками и учебными пособиями!) особенно при освоении высокотехнологичных видов деятельности не обеспечивает требуемого ФГОС равнодоступного материального обеспечения образовательного процесса для всех студентов, а, соответственно, и однозначно определяемых критериев оценки результатов обучения даже в рамках одной профессии (специальности);
  • наличие огромного количества программ и толкований ФГОС авторами этих программ приводит к постоянной коррекции требований «сверху» и отсутствию реальной стандартизации на местах и так далее…

Что же я делаю и предполагаю в дальнейшем делать с целью актуализации положительных мотиваций студентов в сторону достижения ими высоких личностных достижений при освоении выбранной специальности?

Мы не раз слышали об инновационных методиках, таких, как метод кейсов, деловые игры, метод проектов и тому подобные. Многие наши преподаватели успешно используют их в своей деятельности и не забывают поделиться опытом успешной работы с коллегами.

К сожалению, мне не удалось в чистом виде применить ни одну из этих методик в действии, но их элементы в повседневной практике я использую постоянно, так как именно они помогают целенаправленно влиять на мотивацию конкретных студентов к учёбе, причём как отстающих, так и вполне успешных.

С этой целью я стимулирую учеников на достижение реальных материальных результатов в учебной деятельности через привлечение их к ремонту и обслуживанию оборудования, как непосредственно задействуемого ими в процессе обучения, так и находящегося в распоряжении других групп техникума, администрации и персонала. Так, группами были выполнены работы по  проводному подключению к сети Интернет  кабинета № 37 и библиотеки техникума; проверка и восстановление работоспособности заменённых на новые 12-ти компьютеров  из кабинета № 37; регулярно проводится техническое обслуживание и  переустановка программного обеспечения на различном компьютерном оборудовании силами наиболее продвинутых студентов — самостоятельно, менее подготовленных — под контролем лично моим или более подготовленных одногруппников. При этом приобретаются навыки как самоконтроля, так и работы в команде и взаимоконтроля. Соответственно, в процессе успешного выполнения реальной профессиональной деятельности, у студентов появляется и в дальнейшем растёт внутренняя мотивация к освоению соответствующих навыков и приобретению для этого необходимых знаний и умений. С другой стороны, растёт моя личная мотивированность: результативность работы вдохновляет, возникающие в процессе проблемы стимулируют к поискам решений, в том числе и к изучению чужого педагогического опыта, и к повышению своей педагогической и профессиональной компетенции в конкретном виде профессиональной деятельности в целом.

Но вернёмся к мотивации студентов.

Серьёзно заинтересовывают ребят соревновательные моменты, особенно ярко проявляющиеся при проведении интерактивных тестирований, а также в рамках мероприятий проводимых профессиональных  недель: конкурсов профессионального мастерства (командных и индивидуальных), викторин «Знаешь ли ты свою профессию», выступлений в рамках внутригрупповых конференций. В итоге зачастую оказывается, что  не самые прилежные в плане посещаемости и ответственного отношения к учёбе студенты оказываются лидерами таких состязаний — есть мотив (стать лидером), тут же появляется активность, приносящая положительный результат.

С другой стороны, я поощряю внеаудиторную деятельность студентов по работе с их собственным оборудованием и техникой, используемой ими в повседневной жизни. Что может быть лучшей мотивацией, чем собственноручно устранённые проблемы со своим ноутбуком, смартфоном или любимым гаджетом. Как правило, в таких случаях ребята охотно приходят во внеурочное время за помощью и советом, при этом практически всю работу выполняют самостоятельно и гораздо легче усваивают полученные знания, навыки и умения, чем при проведении подобных работ в группе на оборудовании техникума. Следует отметить, что, несмотря на то, что я не веду соответствующего кружка (секции), тем не менее заметно увеличилось число студентов, приходящих во внеурочное время как с целью решения своих личных, так и касающихся учёбы проблем: это один из косвенных признаков повышения их внутренней и внешней мотивации.

Интерактивные технологии и электронные ресурсы сети Интернет стали уже  настолько привычными в нашей образовательной деятельности, что я не буду останавливаться на них подробно, тем более, что эта область сама по себе требует отдельных исследований и систематизации в рамках конкретных программ обучения.

В целом затронутая мною тема мотивации настолько актуальна и проблематична, что на неё написано огромное количество монографий, диссертаций, проведено огромное количество исследований. Появляются всё новые и новые методики и технологии вовлечённости студентов именно в творческий процесс обучения с видимыми реальными результатами этого процесса, а значит,  — формирования их как личностей-индивидуалов и, в тоже время, — как высококвалифицированных специалистов в выбранной сфере деятельности.

3 Перспективные пути решения проблем мотивации

Наиболее перспективными направлениями для решения проблем в этой сфере педагогической деятельности, исходя из всего вышесказанного, по моему мнению, являются следующие:

— применение инновационных технологий обучения, стимулирующих творческую и социальную активность студентов как субъектов образовательного процесса. При этом технологии могут применяться как индивидуально (например, деловая игра   в рамках одного занятия, занятие – конференция по итогам самостоятельной работы студентов рамках изучаемой дисциплины или профессионального модуля), так и в симбиозе с другими технологиями (например, метод проектов в рамках освоения определённого профессионального модуля в сочетании с  кейс-методом, ролевыми играми, конкурсами профессионального мастерства в рамках отдельных  занятий);

— широкое применение в повседневной деятельности личностно-ориентированного обучения, разноуровневого и проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, тестовых форм контроля знаний;

— внедрение в практику образовательного процесса конкретного образовательного учреждения дистанционного обучения, в том числе для целей консультирования студентов в период подготовки к квалификационным экзаменам и итоговой государственной аттестации, а также при заочном обучении и для проблемных категорий обучающихся в рамках различных дополнительных курсов образования (пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, матери с малолетними детьми и т.д.);

— организация учебного процесса на базе актуального (соответствующего текущему состоянию применяемых в данном виде профессиональной деятельности технологий и оборудования) материально-технического обеспечения процесса, что, в свою очередь, невозможно без соответствующего государственного финансирования и взаимодействия с заинтересованными в квалифицированных кадрах предприятиями промышленности;

—  уход от сложившихся экстенсивных методов организации и управления образовательной деятельностью на уровне государства и на местах (подушевое финансирование; планирование  «от достигнутого»; политизация процесса обучения в рамках обеспечения мнимой «занятости» контингента населения в возрасте от 16 до 22 лет; чрезмерный акцент на воспитательную сторону образовательного процесса именно в сфере профессионального образования; увеличение количества критериев работы персонала и бумажно-«документальной» отчётности по ним; привязка оценки результатов деятельности образовательного учреждения к желаемым, а не реальным социально-экономическим условиям, например, требование поголовного трудоустройства выпускников по специальности в стране с безработицей, и другие им подобные, уже доказавшие свою несостоятельность ещё в годы советской власти и переходно-перестроечный период формы управления);

— изменение законодательства в сфере труда в сторону понижения возраста для приёма на работу в отраслях производства, не предъявляющих особых требований к здоровью и начальной профессиональной квалификации работников, до 16-ти лет, так как для многих студентов одной из сильнейших мотиваций служит возможность заработка, а пребывание в начальных и средних профессиональных учебных заведениях сводится к пережиданию разрешённого возраста трудоустройства.

Таким образом, решение основной задачи современного образования — подготовить высококвалифицированного и конкурентно-способного специалиста в условиях ускоренного развития как общества, так и человечества в целом, невозможно без комплексного решения проблем мотивации как студентов, так и персонала образовательных учреждений как субъектов процесса. С другой стороны, в них, как в зеркале, отображаются проблемы развития всего общественно-государственного обустройства в целом.

Остаётся надеяться, что каждый из нас в процессе своей деятельности сумеет так или иначе продвинуться в решении существующих в этой сфере проблем, ведь так или иначе, а заинтересованный (мотивированный) студент почти наверняка становится квалифицированным рабочим или  специалистом либо в избранной, либо в смежных отраслях деятельности, что, собственно и является конечной целью среднего профессионального образования.

Использованные источники и электронные ресурсы

  1. Гордашников В.А., Осин А.Я.: монография. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Издательство "Академия естествознания", 2009 год
  2. Серебряная Ф.К., Щербакова Л.И. Внедрение компетентностного подхода в процессе обучения студентов по специальности «фармация» согласно ФГОС ВПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1
  3. Савункина А.А. Мотивация к обучению студентов факультета СПО в КММИВСО // Международный журнал экспериментального образования.    – 2014. – № 10 – С. 279-282
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 
  5. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2009.
  6. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org
  7. Международный журнал экспериментального образования: http://www.rae.ru
  8. Материалы сайта Московского государственного медико-стоматологического университета: http://www.msmsu.ru
  9. Сайт студенческого научного общества  Психолого-Педагогического Факультета РГПУ им. А.И. Герцена http://www.sno-ppf.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*