Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ситуация выбора на уроках обучения грамоте

13.01.2012 792 4485
Черношей Светлана Валентиновна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Модернизация общеобразовательной школы  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений  и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности  и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие  современное  качество образования».  Важнейшими задачами воспитания является «формирование у школьников  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

На мой взгляд,  для решения поставленных задач  в качестве определяющей  методологической ориентации в педагогической деятельности более всего подходит  личностно-ориентированный подход в обучении. Он позволяет   посредством  опоры на систему  взаимосвязанных понятий, идей  и способов действий  обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности. Осознание целесообразности использования личностно-ориентированного подхода в процессе обучения  и воспитания побудило меня на разработку вариативных заданий на уроках обучения грамоте (по системе  Л. В. Занкова.) для создания ситуации выбора как одного из условий развития личности учащихся и повышения качества знаний. Актуальность, лежащая в основе этой идеи, обусловлена следующими фактами:
  • по объективным причинам не все дети могут усваивать уровень образовательных программ , а также выполнять в одинаковом темпе задания учебной деятельности;
  • отсутствие ситуации успеха от навязанных способов учебной деятельности.
Ситуация выбора - спроектированный учителем этап (элемент) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. В чем заключается характеристика ситуации выбора? Это:
  • ограниченность во времени,
  • наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения,
  • предоставление учащимся или группе учащихся свободы выбора,
  • проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении выбранного варианта решения.
Предъявляются ряд требований:
  • ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;
  • ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития субъективных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат; -«ситуация выбора» должна быть включена в систему реальных отношений и деятельности ребенка;
  • «ситуация выбора» должна обеспечить ситуацию успеха;
  • учителем должны быть продуманы  механизмы  защиты  ученика  от его собственных ошибок.
В связи с тем, что до настоящего времени в методической и психолого-педагогической литературе недостаточно разработаны дидактические задания, учитывающие темп и способ усвоения учебного материала педагогическим коллективом была выдвинута идея разработки системы вариативных заданий на этапе обучения грамоте.

Организация личностно-ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Осуществление идеи возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:
  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта:
  • оказание помощи ученикам в поиске и обретение своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов;
  • содействие ребенку в формировании положительной  Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
  1. Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
  2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е.Б. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
  3. Принцип субъектности. Педагог стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащение субъектного опыта.
  4. Принцип выбора. «Я есть мой выбор»,- утверждал известный французский философ и писатель Жан Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
  5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
  6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активным и открытым, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощают учащихся, содействуют раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа.

Организация такого учебного занятия предполагает включение   в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
  • применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога, полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
  • использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что...», «по моему мнению,», «я думаю, что...» и т. д.
Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока согласуется с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приобретенное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке как-то:
  • обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;
  • сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
  • проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.
Из совокупности характерных черт личностно-ориентированного урока и их взаимосвязи складывается целостный образ данного урока. Такой образ помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих питомцев.

Личностно-ориентированный подход призван выступать  в качестве ведущей методологической ориентации в деятельности педагогов. Идеям самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, успеха, доверия и поддержки отводится роль дидактических принципов. Технологическая составляющая  данного подхода имеет важное значение при определении учителем форм и способов  организации  процесса обучения на конкретном учебном занятии. Для организации  личностно-ориентированного учебного взаимодействия педагогу целесообразно применять следующие приемы и методы:
  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
  • методы диалога;
  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • игровые методы;
  • рефлексивные приемы и методы;
  • методы диагностики и самодиагностики.
При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и методики, как:
  • педагогическая мастерская;
  • ТРИЗ;
  • методика кооперативного, продуктивного и проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • методики развивающего обучения.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются   разнообразные формы проведения учебных занятий:
  • урок – экскурсия;
  • урок – путешествие;
  • урок – зачет;
  • урок – соревнование;
  • урок – взаимообучения;
  • интегрированный урок;
  • урок – аукцион;
  • урок – игра.
Как на учебном занятии создается ситуация выбора? Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека, по мнению В. И. Генецинского, заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего выбора признаков, а в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы выбора жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях. Однако создание педагогически грамотной ситуации выбора - дело непростое.

Чтобы данный элемент личностно-ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен, нужно решить следующие задачи:
  1. Определить понятие «ситуации выбора».
  2. Выявить педагогические условия создания ситуации выбора.
  3. Разработать алгоритм деятельности педагога по моделированию и построению на учебном занятии и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора.
  4. Описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора.
Применительно к лично-ориентированному обучению ситуация выбора - это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуации выбора присущи следующие черты:
а) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть (этап) урока;
б) наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;
в) предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;
г) проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. Значимые педагогические условия, которые надо соблюдать при создании ситуации выбора на учебном занятии, как полагает Т. В. Машарова, должны соответствовать пяти требованиям:
  • во-первых, данные ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;
  • во-вторых, эти ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат;
  • в - третьих, ситуации выбора должны быть включены в систему реальных отношений и деятельности ребенка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за последствия своего выбора, что позволит ему выработать собственную систему ценностей;
  • в-четвертых, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности, следовательно, расширение свободы должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью;
  • в-пятых, несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.
В процессе опытно-педагогической деятельности при проектировании «ситуации выбора»  я поняла, необходимо  учитывать такие обстоятельства, как:
1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуацию выбора, необходимо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого на каждом уроке постепенно вводятся ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. От урока к уроку увеличивается вариантов для выбора. Усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся.
2. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. Учитель должен сам определить, на каком этапе урока и при изучении какого содержания использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.
3. Стимулирование учащихся к выбору. С этой целью учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии оценки.
4. Аргументация своего выбора. Учащиеся должны уметь обосновать свой выбор. Для этого учитель должен научить школьников аргументировано объяснить, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
5. Определение степени свободы выбора. Учитель должен четко продумать степень свободы выбора в создаваемой ситуации: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
6. Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения.
7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно заметить то, что делалось учащимися правильно.
8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Учитель, по возможности, должен оценить результаты выполнения избранного учащимися варианта учебного задания. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Исходя из практики ситуация выбора  на уроке не возникает случайно. Она моделируется учителем. Несмотря на специфические особенности преподавания каждого учебного предмета, можно выделить общие этапы и схожие  действия  педагогов по ее созданию. С этой целью  необходимо владеть алгоритмом деятельности по проектированию и построению ситуации выбора. А это:
1. Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии.
2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.
3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбор.
4. Разработка определенного множества вариантов заданий, необходимого для ее осуществления.
5. Предварительный анализ каждой учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся. Педагогу надо учитывать:
  • познавательные интересы и потребности учащихся;
  • наличие у них опорных знаний и умений;
  • развитость творческих способностей учеников;
  • сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной учебной деятельности;
  • готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
7. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
8. Придумывание   отдельных   деталей   эффективного   использования ситуации выбора на уроке:
  • подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора;
  • определения конкретных форм учебного заданий;
  • расчет времени протекания ситуации выбора;
  • определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;
  • разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.
9. Включение разработанной ситуации выбора в план- конспект.
10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.
11. Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.
12. Анализ и оценка эффективного использования ситуации выбора.

Необходимо отметить, что способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Поэтому одно из важных задач учителя, использующего личностно-ориентированные технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решение. Для достижения этих задач на уроке используются памятки. В частности, Памятка для осуществления индивидуального выбора.
  1. Внимательно прочти все варианты учебных заданий.
  2. Постарайся осмыслить каждое задание.
  3. Попробуй соотнести свои желания с соответственными возможностями.
  4. Мысленно выбери то задание, которое ты в силах выполнить успешно.
  5. Постарайся объяснить самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим.
  6. Приступай к работе, будь внимательным.
  7. Проанализируй и оцени полученные результаты.
Памятка для коллективного выбора, используемая в совместной деятельности.
  1. Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.
  2. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого.
  3. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.
  4. Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдается коллективное предпочтение.
  5. Разработайте план совместных действий.
  6. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнение задания.
  7. Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной деятельности.
  8.  Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.
Чтобы дети смогли освоить алгоритмы индивидуальной и совместной деятельности и, следовательно, научились правильно действовать в ситуации выбора, надо создавать такие ситуации не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий. В зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий ее решения можно моделировать и строить разные ситуации выбора. Их вариативность обуславливается следующими обстоятельствами:
- степенью свободы выбора ученика;
- формой организации учебной деятельности;
- сложностью предлагаемых для выбора заданий;
- формой выполнения учебного задания;
- степенью самостоятельности действий учащихся;
- возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.

Объем  изучаемого материала очень велик. Важно, чтобы учитель четко представлял три уровня этого материала:
  • то, что обязательно должно быть усвоено именно в этот период,
  • то, о чем надо дать лишь первоначальное представление,
  • понятия и термины, которые могут быть просто упомянуты.

В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки- одни уже читают, другие не знают даже букв. Чтобы читающие дети «не заскучали», необходимо не только обеспечить им достаточную нагрузку, но использовать их здания для продвижения вперед других учеников класса. Для этого готовлю  разноуровневые вариативные задания, направленные на выполнение одной учебной задачи.

Очень важным аспектом является новизна читаемого материала, то есть необходимо выполнить два условия: много читать на уроке и в то же время не перечитывать один и тот же текст много  раз.

Еще одно условие - стимулирование чтения. Необходимо так строить занятия, чтобы ребенку хотелось как можно быстрее прочитать предлагаемые тексты. Таким естественным стимулом обладают различные задания поискового характера: загадки, тексты, требующие ответа, догадки, додумывания. Предлагая такие задания, мы избавлены от необходимости понуждать ребенка к чтению, процесс чтения становиться желанным.

Вообще, все задания, обладающие естественным стимулом, такие, как загадки, тексты с пропущенными буквами или словами, тексты, обозначенные только верхними или только нижними половинками букв, кроссворды и т.п., позволяют поддерживать в учениках необходимый интерес. Интерес можно поддержать наличием проблемы и новизной. На каждом уроке ребенок должен продвигаться вперед, узнавать что-то новое.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*