Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта проведения интегрированных внеаудиторных занятий

23.09.2015 228 298
Калистратова Светлана Евгеньевна
Калистратова Светлана Евгеньевна, заместитель директора по УПР

Шайдуллина Юлия Сергеевна
Шайдуллина Юлия Сергеевна, заместитель директора по общим вопросам

Уразаева Альфия Габдулхаевна
Уразаева Альфия Габдулхаевна, преподаватель иностранного языка

Челябинский медицинский колледж

Челябинский базовый медицинский колледж активно реализует принцип компетентностного подхода, подразумевающий использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, активных форм обучения.

Нашим предпочтением являются технологии практического обучения, приближение занятий к реальной практической деятельности будущих выпускников.

С особым желанием студенты подходят к участию в занятиях, которые проводятся в нетрадиционных формах. Наибольший интерес обучающиеся и педагоги проявляют к интегрированным занятиям. Такая форма проведения внеаудиторных и аудиторных занятий важна для повышения престижа профессии, демонстрации важности изучаемых дисциплин, активизации творческого потенциала как преподавателей, так и студентов.

Представляем наш взгляд на проведение  интегрированных занятий.

“Welcome to Doping Control” («Добро пожаловать на допинг-контроль»)

- открытое внеаудиторное занятие, которое объединило темы   «Лабораторные исследования крови» по ОГСЭ.03 Иностранный язык и «Внутривенные инъекции. Забор крови из вены для биохимического исследования» по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». МДК. 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

Занятие проводилось со студентами третьего курса специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Необходимость объединения тем занятий определили требования Федерального государственного образовательного стандарта в части формирования и развития профессиональной компетенции, ПК 1.1: «Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности» и  общей компетенции ОК 6: «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», а также важность роли преподавателей общепрофессионального цикла в формировании общих и профессиональных компетенций.

На наш взгляд выпускники колледжа обязаны мыслить и активно действовать, принимать самостоятельные решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, определять необходимый канал общения с потребителями медицинских услуг. Область применения медицинских услуг очень широка.  Одним из примеров является участие  медицинских работников  в осуществлении подготовки и проведения спортивных мероприятий в части проведения допинг-контроля.

Интегрированное занятие по иностранному языку и технологии оказания медицинских услуг способствует формированию компетенции эффективного общения медицинской сестры с пациентом, говорящим на английском языке, оказания ему медицинской услуги - забор крови на допинг-контроль. Занятие  повышает интерес студентов  к изучению непрофильной дисциплины – иностранного языка.

Проведение занятия требовало проведение подготовки, которая включала: во-первых, работу со студентами; во-вторых, обеспечение аудиовизуальными средствами; в-третьих, методическое и дидактическое сопровождение. Работа со студентами проходила на уроках английского языка, где они  осваивали терминологию по теме «Лабораторные исследования крови», читали текст с полным пониманием содержания, совершенствовали речевые и языковые компетенции во время тренировочных упражнений. Для закрепления информации студентам был продемонстрирован учебный фильм на русском языке с алгоритмом выполнения основной медицинской услуги по забору крови с помощью вакуумной системы Vacutest. Для эффективности устной  работы был создан «Лексический справочник для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы по теме: «Лабораторные исследования крови».

Для проведения занятия был создан учебно-методический комплекс, включающий в себя информационно-методический блок для преподавателя (технологическая карта занятия, методические рекомендации по проведению интегрированного занятия, электронные образовательные ресурсы в виде видеоролика по теме «Забор крови из вены с помощью  вакуумной системы Vacutest»), информационно-методический блок для студента (Лексический справочник для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме: «Лабораторные исследования крови», методические указания для работы студента на занятии).

Учебно-методическая документация отражает разнообразие используемых приёмов и методов работы, переход от устаревших традиционных методов к элементам интерактивного метода обучения, таким как  обсуждение в малых группах, сотрудничество педагогов и студентов на основе диалога, ролевая игра, использование проблемных заданий, создание мотивации самостоятельной учебной деятельности.

Тренировочные упражнения, имеющие цель конструировать верный алгоритм из разрозненных элементов, способствуют развитию аналитических способностей студентов. Приём “Fish-bone” даёт возможность выделять главное из многочисленных вариантов.

Занятие было построено в виде ролевой игры. В начале занятия группа была разделена  на две команды: спортсмены и медицинские сёстры.  В ходе первого этапа занятия проведена  демонстрация  учебного фильма: «Простая медицинская услуга: забор крови из вены». Звуковое сопровождение фильма записано на английском языке. Команда медицинских сестёр фиксировала ход выполнения манипуляции, чтобы затем показать во время практического этапа. Команда спортсменов должна была понять речь диктора, определить основные лексические единицы, дифференцируя их на глаголы и существительные.

Второй этап занятия предполагал  тренировочную работу в группах. В целях наибольшей эффективности  каждая группа работала по заданиям преподавателей. Команды должны были составить верный алгоритм процедуры из хаотично расположенных предложений. Команда медицинских сестёр выполняла эту работу на русском языке, а команда спортсменов на английском. Контроль осуществлялся с помощью эталонов, отображаемых на экране. Далее команды работали по методу “Fish-bone”, что позволило выделить  из составленного алгоритма ключевые словосочетания. Правильность выполнения данного задания команды  также могли проверить по эталонам, выведенным на экран.

Третий этап занятия заключался в выполнении  практической работы. Для этого в соответствии с количеством членов команды медсестёр были подготовлены манипуляционные столики. Медсестры выполняли процедуру, а спортсмены выступали в роли  пациентов и комментировали все действия на английском языке. Преподаватели наблюдали за ходом работы, помогали в случае затруднения, фиксировали основные ошибки. После завершения всей процедуры, прошла смена исполнителей. При этом теперь уже «медсёстры» говорили на английском языке, комментируя действия своего напарника.

В финале преподаватели выбрали  пару, которая справилась  с заданием наиболее успешно и была готова показать эталон  проведения процедуры с комментарием на английском языке.

Анализируя итоги проведенного занятия, мы пришли к выводу, что  выбранная нами методика его проведения моделирует условия профессиональной деятельности медицинской сестры, развивает познавательный интерес студентов к изучению английского языка, воспитывает в них чувство гордости избранной профессией, дает осознание её значимости и необходимости. А также, безусловно, позволяет достичь цели занятия, а именно  формирования заявленных общих и профессиональных компетенций.

Литература

  1. Л.Г. Козырева Т.В. Шадская Английский язык для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие/ Л.Г. Козырева. Т. В. Шадская. – Изд. 15-е, стер.- ростов н/д: Феникс, 2013.
  2. Английский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.- 12-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Аванесьян Э.М. Английский язык для старших курсов медицинских училищ и колледжей./ Э.М. Аванесьянц, Н.В. Кахацкая, Т.М. Мифтахова. – М.: «АНМИ», 2006. – 229 с.
  4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии.- Ростов на дону,: Феникс, 2013
  5. Маслова А.М., Вайнштейн З.И., Плебейская Л.С. Учебник английского языка для медицинских  вузов. – Изд.: Лист Нью, 2006. – 320 с.
  6. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. : Ростов на Дону.- Феникс, 2012.
  7. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум . - Ростов на Дону,: Феникс, 2012г.
  8. http://www.britannica.co.uk.
  9. http://www.study.ru.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*