Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС детства мечтая о приобретении профессии, большинство обучающихся после окончания школы продолжают учёбу в образовательных учреждениях. Одни остаются в родном городе, другие – едут покорять мегаполисы, где, естественно, больше возможностей. Но почему с каждым годом число студентов, бросающих учёбу, только увеличивается?
Главной причиной является ошибочный выбор специальности. В настоящее время лишь в немногих образовательных учреждениях проводится тестирования по профессиональной пригодности, вовлечение студентов в выбранную профессию. Становится вопрос на протяжении всего учебного процесса о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.
Мотивационная готовность к профессиональной деятельности – это сущность мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, следовательно, побуждают и направляют его к изучению будущей профессиональной деятельности и обеспечивают успешность её усвоения. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности. В процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности переходят в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.
С целью изучения особенностей мотивации студентов к профессиональной деятельности руководителя хореографического коллектива было проведено исследование в КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры». В исследовании приняло участие 48 студентов специальности «Народное художественное творчество (вид: хореографическое творчество)».
Данное исследование протекало в два этапа.
Первый этап заключался в диагностике профессиональных наклонностей. Для выявления профессиональных наклонностей студентов был проведен дифференциально-диагностический опрос Е.А. Климова. По результатам диагностики было выявлено, что большинство опрошенных студентов (68%) предрасположены к сфере профессии «человек - художественный образ» (все творческие специальности, в том числе и хореограф). Остальные студенты выбрали профессии типа «человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, педагог к ним также относится - 14%), «человек – техника» (технические профессии-12%), «человек – природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством-6%), и ни одного человека к сфере «человек – знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности-0%).
Таким образом, практически все студенты (82%) предрасположены к выбранной ими профессии – педагог, руководитель хореографического коллектива.
Второй этап исследования состоял в изучении особенностей мотивации к профессиональной деятельности.
Для изучения особенностей мотивации к профессиональной деятельности была составлена и проведена анкета для студентов данной специальности.
Анкетирование показало, что основными мотивами поступления студентов в колледж было увлечение танцами (75%), лишь для некоторых послужило мотивом получение образования (6%), престиж профессии (4%) или совет родителей (2%), друзей (2%). В связи с тем, что большинство студентов занимались танцами с детства, для них показался несложным этап поступления (69%). Но 31% опрошенных показался данный этап сложным тем, что был большой конкурс и они были не уверены в себе, своих силах.
При выборе профессии на мнение большинства студентов никто не повлиял (65%), а это было их самостоятельным решением, но некоторые студенты при выборе профессии прислушались к совету педагога-хореографа (23%), родителей (10%), психолога (2%). Привлекательность будущей профессии студенты видят в том, что могут заниматься танцами (56%), работать с детьми (25%), имеют возможности реализации (8%), творческого роста (4%), считают данную профессию очень интересной (6%) и только один респондент затрудняется в ответе (2%).
Работа педагога-хореографа заключается в непосредственной работе с детьми. Большинству студентов нравится работать с ними (83%). Поясняют это тем различными положительными моментами: дети милые, работать с ними интересно, можно передать то, что сам умеешь и получить заряд положительных эмоций. Но встретился и такой ответ – чувствую власть и превосходство. Некоторым (10%) не нравится работать с детьми, так как это сложно (13%) и части студентов (8%) еще не доводилось работать с детьми (это студенты 1 курса).
Большинство студентов (73%) считают, что выбранная профессия полностью соответствует их хореографическим способностям и возможностям. Не совсем соответствует у 19%, и считают, что ошиблись с выбором профессии, 8%. Соответственно эти 8% не удовлетворены своим профессиональным выбором, 2% затрудняются с ответом по поводу удовлетворенности выбора, 10% частично удовлетворены и 80% удовлетворены полностью. Причем у 44% студентов, поступивших в колледж, после обучения появилось больше желания, интереса к данной профессии. У 40% респондентов мнение о профессии и после обучения осталось прежним. У 16% изменилось в худшую сторону. Практика повлияла на мнение 20% студентов, так как они увидели сложность данной профессии, но при этом интерес к профессии не пропал.
Отношение студентов к профессии в целом, конечно же, влияет на эффективность учебной деятельности и повышает их успеваемость, но есть и другая зависимость: на отношение к профессии влияют методы и формы обучения. В учебной деятельности студентов-хореографов можно выделить следующие группы мотивов в зависимости от степени значимости их для студентов. Первый ранг по значимости занимает мотив - получить необходимые знания, умения и опыт (48%), на втором месте стоит прагматический мотив - получить диплом (46%), затем отмечаются такие мотивы, как стать высококвалифицированным специалистом (4%), развиваться (2%). Основной задачей любого профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Можно сказать, что с данной задачей наш колледж справился лишь на половину, так как прагматический мотив присутствует в ответах студентов наравне с познавательным.
На базе общей мотивации учебной деятельности у студентов формируется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обуславливается многими факторами: важностью предмета для профессиональной деятельности, интересам студента, взаимоотношениями между преподавателем данного предмета и студента, качеством образовательных услуг, степенью трудности овладения предметом. Поэтому, при перечислении студентами предметов, изучение которых в колледже вызвали интерес, были выделены самые разнообразные предметы при этом достаточно большой процент (66%) выделяют профессиональные предметы, часть проявляют интерес к общеобразовательным дисциплинам (23%) и предметам по работе с детьми (11%).
Очень важным является в профессии хореографа – универсальность, поэтому необходимо, чтобы студенты при обучении смогли реализовать себя в различных направлениях. Лишь 12 % опрошенных удовлетворены предлагаемой исполнительской подготовкой, большинство студентов (82%) предлагают больше изучать различных направлений современного танца: модерн, контемп, брейк, электро, стилизация и т.д., некоторые выделили бальный танец (6%) и часть пластику (2%).
Большинство студентов удовлетворены доступностью материала по предметам специальности (85%), часть (15%) отмечают не системность доступности и 2% не устраивает содержание занятий.
Несомненно, высокий показатель удовлетворенности говорит о высокой компетентности преподавательского состава и высоком уровне преподавание учебных дисциплин, а также о качестве услуг в целом. Такую же оценку качеству образовательных услуг дают и студенты колледжа (преподавательский состав – 4,5 и качество образования – 4,3 по пятибалльной шкале). Именно поэтому многие (48%) студенты хотят быть похожими на своих преподавателей или на некоторых из них (6%), часть собирается брать от педагогов только лучшее (8%) и четверть постараются быть индивидуальными (25%).
Следует отметить, что из числа опрошенных 77% студентов после окончания колледжа планируют работать по специальности, 15% пока в этом сомневаются (причем это студенты 1-2 курсов) и 8% твердо уверены, что в будущем свою жизнь не свяжут с данной профессией. При этом 75% собираются продолжить образование в высшем учебном учреждении по специальности; 8% хотят поступить в ВУЗ, но по другой специальности; 13% затрудняются ответить на данный вопрос и 4% не собираются продолжать образование.
Данное анкетирование показало, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Для классных руководителей групп были разработаны рекомендации в виде тренингов, которые помогают показать важность изучения каждой дисциплины при обучении в колледже.
Было выявлено, что неуверенность студентов, присутствующая при поступлении, прослеживается и в ходе обучения, поэтому для студентов были разработаны карточки с рекомендациями по самомотивации.
Карточки содержат следующие выражения:
На карточке к каждой рекомендации подобрана соответствующая фотография.
Помимо карточек для студентов по самомотивации и тренингов для классного руководителя по установке на важность всех предметов, были разработаны рекомендации для преподавателей хореографических дисциплин с целью увеличения мотивационного настроя на профессиональную деятельность:
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.