Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование мотивационной готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности (на примере специальности «Народное художественное творчество» вида «Хореографическое творчество»)

08.09.2015 1900 3203
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Перевышина Анастасия Сергеевна
Перевышина Анастасия Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

С детства мечтая о приобретении профессии, большинство обучающихся после окончания школы продолжают учёбу в образовательных учреждениях. Одни остаются в родном городе, другие – едут покорять мегаполисы, где, естественно, больше возможностей. Но почему с каждым годом число студентов, бросающих учёбу, только увеличивается?

Главной причиной является ошибочный выбор специальности. В настоящее время лишь в немногих образовательных учреждениях проводится тестирования по профессиональной пригодности, вовлечение студентов в выбранную профессию. Становится вопрос на протяжении всего учебного процесса о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.

Мотивационная готовность к профессиональной деятельности – это сущность мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, следовательно, побуждают и направляют его к изучению будущей профессиональной деятельности и обеспечивают успешность её усвоения. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности. В процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности переходят в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

С целью изучения особенностей мотивации студентов к профессиональной деятельности руководителя хореографического коллектива было проведено исследование в КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры». В исследовании приняло участие 48 студентов специальности «Народное художественное творчество (вид: хореографическое творчество)».

Данное исследование протекало в два этапа.

Первый этап заключался в диагностике профессиональных наклонностей. Для выявления профессиональных наклонностей студентов был проведен дифференциально-диагностический опрос Е.А. Климова. По результатам диагностики было выявлено, что большинство опрошенных студентов (68%) предрасположены к сфере профессии «человек - художественный образ» (все творческие специальности, в том числе и хореограф). Остальные студенты выбрали профессии типа «человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, педагог к ним также относится - 14%), «человек – техника» (технические профессии-12%), «человек – природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством-6%), и ни одного человека к сфере «человек – знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности-0%).

Таким образом, практически все студенты (82%) предрасположены к выбранной ими профессии – педагог, руководитель хореографического коллектива.

Второй этап исследования состоял в изучении особенностей мотивации к профессиональной деятельности.

Для изучения особенностей мотивации к профессиональной деятельности была составлена и проведена анкета для студентов данной специальности.

Анкетирование показало, что основными мотивами поступления студентов в колледж было увлечение танцами (75%), лишь для некоторых послужило мотивом получение образования (6%), престиж профессии (4%) или совет родителей (2%), друзей (2%). В связи с тем, что большинство студентов занимались танцами с детства, для них показался несложным этап поступления (69%). Но 31% опрошенных показался данный этап сложным тем, что был большой конкурс и они были не уверены в себе, своих силах.

При выборе профессии на мнение большинства студентов никто не повлиял (65%), а это было их самостоятельным решением, но некоторые студенты при выборе профессии прислушались к совету педагога-хореографа (23%), родителей (10%), психолога (2%). Привлекательность будущей профессии студенты видят в том, что могут заниматься танцами (56%), работать с детьми (25%), имеют возможности реализации (8%), творческого роста (4%), считают данную профессию очень интересной (6%) и только один респондент затрудняется в ответе (2%).

Работа педагога-хореографа заключается в непосредственной работе с детьми. Большинству студентов нравится работать с ними (83%). Поясняют это тем различными положительными моментами: дети милые, работать с ними интересно, можно передать то, что сам умеешь и получить заряд положительных эмоций. Но встретился и такой ответ – чувствую власть и превосходство. Некоторым (10%) не нравится работать с детьми, так как это сложно (13%) и части студентов (8%) еще не доводилось работать с детьми (это студенты 1 курса).

Большинство студентов (73%) считают, что выбранная профессия полностью соответствует их хореографическим способностям и возможностям. Не совсем соответствует у 19%, и считают, что ошиблись с выбором профессии, 8%. Соответственно эти 8% не удовлетворены своим профессиональным выбором, 2% затрудняются с ответом по поводу удовлетворенности выбора, 10% частично удовлетворены и 80% удовлетворены полностью. Причем у 44% студентов, поступивших в колледж, после обучения появилось больше желания, интереса к данной профессии. У 40% респондентов мнение о профессии и после обучения осталось прежним. У 16% изменилось в худшую сторону. Практика повлияла на мнение 20% студентов, так как они увидели сложность данной профессии, но при этом интерес к профессии не пропал.

Отношение студентов к профессии в целом, конечно же, влияет на эффективность учебной деятельности и повышает их успеваемость, но есть и другая зависимость: на отношение к профессии влияют методы и формы обучения. В учебной деятельности студентов-хореографов можно выделить следующие группы мотивов в зависимости от степени значимости их для студентов. Первый ранг по значимости занимает мотив - получить необходимые знания, умения и опыт (48%), на втором месте стоит прагматический мотив - получить диплом (46%), затем отмечаются такие мотивы, как стать высококвалифицированным специалистом (4%), развиваться (2%). Основной задачей любого профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Можно сказать, что с данной задачей наш колледж справился лишь на половину, так как прагматический мотив присутствует в ответах студентов наравне с познавательным.

На базе общей мотивации учебной деятельности у студентов формируется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обуславливается многими факторами: важностью предмета для профессиональной деятельности, интересам студента, взаимоотношениями между преподавателем данного предмета и студента, качеством образовательных услуг, степенью трудности овладения предметом. Поэтому, при перечислении студентами предметов, изучение которых в колледже вызвали интерес, были выделены самые разнообразные предметы при  этом достаточно большой процент  (66%) выделяют профессиональные предметы, часть проявляют интерес к общеобразовательным дисциплинам (23%) и предметам по работе с детьми (11%).

Очень важным является в профессии хореографа – универсальность, поэтому необходимо, чтобы студенты при обучении смогли реализовать себя в различных направлениях. Лишь 12 % опрошенных удовлетворены предлагаемой исполнительской подготовкой, большинство студентов (82%) предлагают больше изучать различных направлений современного танца: модерн, контемп, брейк, электро, стилизация и т.д., некоторые выделили бальный танец (6%) и часть пластику (2%).

Большинство студентов удовлетворены доступностью материала по предметам специальности (85%), часть (15%) отмечают не системность доступности и 2% не устраивает содержание занятий.

Несомненно, высокий показатель удовлетворенности говорит о высокой компетентности преподавательского состава и высоком уровне преподавание учебных дисциплин, а также о качестве услуг в целом. Такую же оценку качеству образовательных услуг дают и студенты колледжа (преподавательский состав – 4,5 и качество образования – 4,3 по пятибалльной шкале). Именно поэтому многие (48%) студенты хотят быть похожими на своих преподавателей или на некоторых из них (6%), часть собирается брать от педагогов только лучшее (8%) и четверть постараются быть индивидуальными (25%).

Следует отметить, что из числа опрошенных 77% студентов после окончания колледжа планируют работать по специальности, 15% пока в этом сомневаются (причем это студенты 1-2 курсов) и 8% твердо уверены, что в будущем свою жизнь не свяжут с данной профессией. При этом 75% собираются продолжить образование в высшем учебном учреждении по специальности; 8% хотят поступить в ВУЗ, но по другой специальности; 13% затрудняются ответить на данный вопрос и 4% не собираются продолжать образование.

Данное анкетирование показало, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Для классных руководителей групп были разработаны рекомендации в виде тренингов, которые помогают показать важность изучения каждой дисциплины при обучении в колледже.

Было выявлено, что неуверенность студентов, присутствующая при поступлении, прослеживается и в ходе обучения, поэтому для студентов были разработаны карточки с рекомендациями по самомотивации.

Карточки содержат следующие выражения:

  1. «Успех не окончателен, неудача не смертельна, мужество продолжать — вот что имеет значение» Уинстон Черчилль.Всегда и при любых обстоятельствах гоните прочь от себя негативные мысли! Имейте в виду – все мысли материальны! И если Вы будете долго думать о плохом и представлять его во всех красках – это плохое с Вами и случиться!
  2. Дайте себе обещание, что Вы будете рано просыпаться – независимо от выходных! Лучшая мотивация – это мотивация, которая начинается с утра! Поверьте, если Вы будете рано просыпаться – у Вас будет достаточное количество времени, чтобы все успеть! Даже если Вы никуда не спешите, и у Вас нет важных и срочных дел, все равно рано просыпайтесь – потратьте это время на себя, на свое развитие, прочитайте несколько страниц полезной и развивающей книги, например, Брайан Трейси» Привычки на миллионы долларов. Не даром же говорят: «Кто рано встает, тому Бог подает!»
  3. Мотивация на победу! Всегда, каждый день, каждую минуту стремитесь к победе! У каждого человека всегда есть выбор: победить или проиграть в той или иной ситуации. Когда только просыпаетесь, не вставая, дайте себе установку на целый день: «Сегодня я буду лучше чем вчера! Сегодня будет самый замечательный день! Сегодня меня ждут мои маленькие победы!» Поверьте, теперь на протяжении всего дня, вы будете полны позитивной и находчивой энергией, сильны и уверенны в себе и в своих действиях. И никто, ни при каких обстоятельствах не сможет Вам в этом помешать и нарушить Ваши планы.
  4. Мотивация на позитивное и хорошее настроение! Старайтесь в любой ситуации видеть только хорошие и позитивные моменты! Запомните, люди тянутся к положительным людям, к оптимистам, а не к ноющим пессимистам! Многие сейчас могут забросать меня квашеными помидорами и сказать: «Ну, а если действительно у человека произошла серьезная и неприятная ситуация в жизни, как тогда? Как в этом искать положительные стороны?» Я спокойно Вам отвечу: «Поймите, все ситуации, которые происходят с Вами – это Ваш опыт! Ценный опыт! Если бы не было этих «неприятных» ситуаций – Вы были б слабым и бесхарактерным человеком, были б неудачником! Все эти ситуации делают Вас сильнее, целеустремлённей!»
  5. Мотивация на помощь! Никогда не отказывайте в помощи людям, которым она нужна! Когда Вы помогаете людям, Вы не просто делаете доброе дело, Вы при этом получаете приятные эмоции, а за Ваше старание люди Вам отвечают благодарностью, что немаловажно! Когда Вы улучшаете жизнь других, Вы автоматически улучшаете и свою жизнь тоже! Всегда помните об этом!
  6. Ваша мотивация рушиться от Ваших же сомнений! Многие люди, даже независимо от их прогресса к лучшей жизни, не могут долго сохранять мотивацию из-за своей неуверенности в себе! Они всегда себе повторяют и им кажется, что они что-то делают не так, что они на неправильном пути! Знайте, уверенность –это очень важное качество для любого человека, и без него – не будет никакого успеха в Вашей жизни! Вот один с простеньких советов, который поднимает Вашу самоуверенность – всегда держите слово! Именно умение держать свое слово, которое Вы дали, например другу, научит Вас держать слово, которое Вы дали себе! Позже Вы станете доверять самому себе, когда будете себе давать установку на «Прекрасное будущее». Это сохранит Вашу мотивацию!
  7. Уберите альтернативы! Я думаю, что для каждого человека вставать в 5.00 утра – это непростое задание, если есть выбор – понежиться еще в постельке или вставать. Но если, например, в 5.05 утра на Вас выливается бочка ледяной воды, то Вы будете вставать как солдат, проще простого, быстро и четко:) Также, например, если Вы пообещаете своим одногруппникам постричься на лысо и съесть свои волосы заправленные под майонезом в случае не достижение своей цели — это отличный способ и хорошее средство мотивации себя!
  8. Дайте самому себе прочувствовать прогресс к продвижению к Вашей заветной цели! «Нет ничего невозможного для жаждущего сердца!» Джон Хеивуд. Поймите, наш организм – это умный механизм, который бережет нашу энергию и силы! Если в результате Вашей деятельности нет прогресса, и Вы даже не чувствуете, что этот прогресс будет в будущем – то Ваша мотивация становиться очень трудным занятием для Вас, она слабнет, она будет идти наперекор с Вашими естественными принципами – законом сохранения энергии, или проще говоря приведет к лени! Знаете, можно пойти против любого, но с природой лучше так не играться, с природой нужно сотрудничать!
  9. Учись измерять свой прогресс! Мы всегда должны доказывать нашей мотивации, а также предъявлять доказательства о том, что наше дело идет успешно, что с каждым днем оно набирает обороты! Вы должны помнить, что измерять нужно именно прогресс, а не процесс! Например, Вы прочитали 30 страниц из полезной книги Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» – это будет процессом! Вы ответили на 30 вопросов, которые Вам задали с эти же 30-ти прочитанных страниц – это будет прогрессом!
  10. Всегда соревнуйтесь с самим собой! Есть очень хорошая цитата Михаила Барышникова: «Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам.» Знаете, когда Вы постоянно сравниваете себя с другими – это в скором времени может привести Вас к демотивации! Даже в тот момент, когда Вы с большим энтузиазмом и желанием начнете полным ходом Ваш нелегкий путь к заветной мечте – постоянное сравнение своего успеха с успехами других людей — очень быстро лишит Вас энергии, желания добиваться своей цели. Перестаньте так делать! Остановитесь! Поймите же Вы наконец-то, что у каждого человека все индивидуально жизнь, работа, отношения! Их невозможно сравнивать! Когда Вы соревнуетесь с другим человеком – это выглядит глупо, смешно и бессмысленно, это тоже самое, что футболист будет соревноваться с велосипедистом! Знайте, самый Важный конкурент, которого Вы должны каждый день понемногу побеждать, становиться лучше и сильнее – это Вы сами! Стремитесь каждый день обойти самого себя!

На карточке к каждой рекомендации подобрана соответствующая фотография.

Помимо карточек для студентов по самомотивации и тренингов для классного руководителя по установке на важность всех предметов, были разработаны рекомендации для преподавателей хореографических дисциплин с целью увеличения мотивационного настроя на профессиональную деятельность:

  1. Применять метод поощрения к работам неуверенных в себе студентов, так как любому студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Особенно эффективен метод поощрения при публичной похвале, с детальным описанием достоинств, отличительных особенностей.
  2. Применять метод наказания к безответственному отношению студентов, которое противоречит нормам общественного поведения. Этот метод корректирует поведение студента, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся. Наказание может быть в виде дополнительного задания.
  3. Педагогу необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Поэтому можно проводить конкурсы разного характера, в которых студенты могут выступать в роли исполнителя, педагога, хореографа, а также организовывать творческие конкурсы на сплочение группы. Например, конкурс между курсами по национальным культурам.
  4. Для того, чтобы учитывались достижения студентов в различных сферах профессиональной деятельности, можно устраивать конкурс портфолио, в который входят сертификаты с мастер-классов, сертификаты за выступлении с докладами, дипломы за победу в конкурсах, благодарности за участие в концертных выступлениях, отзывы по месту прохождения практики и т.д. Либо можно ввести рейтинговую оценку, чтобы студенты стремились проявить себя не только в учебе.
  5. Создавать ситуацию успеха для студентов, которые испытывают определенные затруднения в учении. Например, задания давать такие задания, чтобы студент смог справиться с ним, и лишь потом переходить к более сложным. Также можно создать им такие ситуации на уроках, в которых студенты учились бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.
  6. В учебном учреждении бывают дни самоуправления, которые мотивируют обучающихся на самостоятельную деятельность. Например: можно предложить студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников, быть в составе жюри профессиональных конкурсов на базе колледжа.
  7. Организовать проведение мастер-классов по интересующим их современным направлениям хореографии для студентов колледжа. Для этого можно посещать различные конкурсы, в рамках которых проводятся данные мастер-классы, либо приглашать известных хореографов по современному направлению танца.
  8. Совместное посещение концертов с их обсуждением помогает в выявление приемов передачи мысли постановки.
  9. С целью демонстрации важности каждого студента для колледжа и города, можно также предложить ряд мероприятий. Приглашать руководителей хореографических коллективов на отчетные уроки по постановке танцев с целью поиска потенциального работодателя, то есть лучшие номера могут быть куплены. Включать постановки студентов, разученных на КПТ, в концертные выступления. Это придаст уверенность студентам в их творческом труде.
  10. С целью мотивации на приобретаемую профессию можно приглашать для бесед со студентами выпускников колледжа, которые успешны в хореографическом направлении и могут поделиться своим опытом.

Список литературы

  1. Большой толковый психологический словарь .Т.1 (А-О); пер с англ. / Робер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.
  2. Как найти правильную мотивацию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doneck-news.com/psychology/4152-kak-nayti-mativaciyu.html, свободный (31.05.2015).
  3. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.1. – 304 с.
  4. Руководитель танцевального коллектива. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/uhiteltancev.htm, свободный (31.05.2015).
  5. Педагогические методы и приёмы мотивации учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/pedagogicheskie-metody-i-prie-my-motivatsii-uchashhihsya/, свободный (31.05.2015).
  6. Моя профессия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obrazovanie66.ru/main_prof.php?profid=380, свободный (31.05.2015)
  7. Что такое мотивация? Виды мотивации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13839/, свободный (31.05.2015).
  8. Не хочу учиться! Или…хочу? Почему студенты бросают учебу в вузах? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.journ.asu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=357:2012-03-20-07-33-14&catid=26:2011-03-16-06-22-50&Itemid=20, свободный (31.05.2015).

 

Оригинал работы: Формирование мотивационной готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности (на примере специальности «Народное художественное творчество» вида «Хореографическое творчество»)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*