Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование проблемных ситуаций на уроках физики

04.09.2015 437 579
Галушкин Александр Евгеньевич
Галушкин Александр Евгеньевич, преподаватель

Тотемский политехнический колледж

Многие обучающиеся считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение формируется, потому что материал, изучаемый на уроках физики, становится сложнее, соответвенно, преподавателю необходимо подбирать формы и методы обучения, которые облегчают восприятие материала и делают уроки интереснее.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов обучающихся.  Эта идея служит подбору таких средств, которые привлекают  к себе обучающегося, располагают его к совместной деятельности с преподавателем, активизируют процесс учения. На наш взгляд, таким средством выступает метод проблемных ситуаций на уроках физики.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения являются создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. [ 1 ]

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся стремятся организовать по логике развертывания познавательного творческого процесса, а именно: создают проблемную ситуацию, анализируют ее и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы. Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. В отдельных случаях можно организовать предварительное получение тех знаний, которые могут помочь учащимся решить проблему. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение. Предлагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несет в себе новое знание об изучаемом объекте. В процессе решения проблемы выясняется необходимость исследования других сторон изучаемого объекта. В результате учащиеся добывают некоторую систему знаний.  [ 4  ]

В настоящее время многие считают, что проблемное обучение начинается с постановки учебной проблемы. Именно это исходное утверждение мешает выявлению различий между проблемным и традиционным обучением, ибо и в традиционном обучении всегда выдвигаются (должны выдвигаться) познавательные задачи урока, которые можно рассматривать как проблемы для предстоящего изучения.

В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности, которые являются теоретической основой проблемного обучения, проблемное обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем. Проблема (проблемный вопрос, задача) существует объективно и независимо от познающего субъекта в обучении - обучающегося. Чтобы у обучающегося возникла потребность в ее решении, она не только должна быть усвоена (понята) им, необходимо также получить его личностную оценку, чтобы вяснить, насколько она стала для него значимой. Именно поэтому в традиционном обучении преподаватель не только формулирует познавательные задачи урока (проблемы), но и вызывает к ним интерес учащихся (рассказывает о значении изучаемого вопроса для науки и техники, об истории его открытия т.д.). [ 1 ]

Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать обучающимся на противоречие. Необходимо организовать их деятельность так, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющимися у них системой знаний. Деятельность эта может быть различной. Например, решение задачи, дающей парадоксальный ответ, расчет, не подтверждающийся экспериментом, беседа, в ходе которой (чаще всего на основе анализа опытов)преподаватель умело подводит обучающихся к осознанию некоторого противоречия. [ 3 ]

Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных ситуаций. Проблемные ситуации позволяют обучающемуся даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие ситуативные задачи позволяют обучающимся сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься. В процессе решения проблемных ситуаций, обучающиеся сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до ее проверки, постигают логику открытия. 

Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями.

Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.

На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

  • противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
  • противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми;
  • противоречия самой объективной реальности.

Например, при изучении природы света, перед обучающимися ставится вопрос: «Какими способами передаются воздействия одного тела на другое?» (как можно заставить звенеть колокольчик). После обсуждения формулируется вывод, что возможны только два способа передачи воздействий:

  • путем переноса частиц вещества от одного тела к другому;
  • посредством окружающей их среды.

В последствие обозначается, что на этой основе во второй половине 17 века исторически почти одновременно возникли две теории света:

  • корпускулярная (И. Ньютон 1672-1674 гг)
  • волновая (Х. Гюйгенс 1678 г)

При изучении тепловых явлений необходимо неоднократно подчеркивать, что все тела, находящиеся в длительное время в контакте друг с другом, имеют одинаковую температуру, где обучающимся предлагается измерить температуру в разных частях кабинета и убедится, что она одинакова. Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать обучающимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний. Нередко одна и та же проблема может быть решена различными способами:

  1. Ситуация конфликта. Используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. Например, при изучении специальной теории относительности, ставится вопрос о том, что законы электродинамики Максвелла неверны, когда обнаружился отрицательный результат опыта А. Майкельсона (1881 г). Разрешение этих проблем носит преимущественно характер «проблемного изложения», когда ставится и разрешается проблема преподавателем. Цель организации таких ситуаций, с одной стороны, в возбуждении интереса обучающихся  к проблеме, а с другой – демонстрация образцов решения научных проблем, имеющих место в истории науки.
  2. Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда обучающимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства, проекта и т.п. Например, после изучения закона сохранения и превращения энергии, предлагается вопрос: «Почему сейчас не рассматриваются проекты вечных двигателей?» После обсуждения обучающиеся приходят к выводу о том, что невозможна работа двигателя без затрат энергии.
  3. Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у обучающихся, вступают в противоречие с научными данными.

В ходе изучения вопроса о  свободном падении, даются для обсуждения слова древнегреческого учёного Аристотеля, утверждавшего, что «... тело большей массы падает на землю быстрее, чем тело меньшей массы». Прав ли Аристотель? Чаще всего ребята согласны с высказыванием Аристотеля. В последующих опытах (два листа бумаги, один из которых скомкан, два кружка – железный и бумажный),  обучающиеся приходят к выводу о том, что здесь свою роль играет сопротивление воздуха.

Таким образом, систематическое применение и использование элементов проблемного обучения во всех видах учебной деятельности позволяет повышать уровень учебной мотивации обучающихся.

 

Литература:

  1. Р.И. Малафеев «Проблемное обучение физике в средней школе».- М.: Просвещение, 1980
  2. Р.И. Малафеев «Вечера занимательной физики» // Физика в школе, № 6.- 2004 
  3. Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
  4. Кирюкова В.И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся// Физика, №20.- 2006.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*