Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обыгрывание народных песен

01.09.2015 384 515
Лысов Виктор Михайлович
Лысов Виктор Михайлович, преподаватель

Вятский колледж культуры

В истории развития русской национальной культуры большое значение имело художественное творчество народа, который, обобщая в нем свой исторический,  трудовой и социальный опыт, заложил основы для последующего развития всех областей профессионального искусства. Эту роль народа - художника, творца и мыслителя высоко ценил А.М. Горький. Он дал такое замечательное определение великим творческим силам народа: «Народ – не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры» [1].

Одно из таких больших ценностей многовековой народной духовной культуры является песенная поэзия, которая возникла и развилась задолго до появления письменной литературы. Создаваясь на протяжении многих столетий, песни стали подлинной художественной энциклопедией трудовой и социальной жизни народа, его быта, психологии и идеологии. Поэтически обаятельные и задушевные, глубоко раскрывающие в своем содержании внутренний мир человека, народные песни являются свидетельством высокой талантливости русского народа как в поэтическом, так и в музыкальном отношении» [4].

Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей содержания и формы в обширной сокровищнице русских народных песен  различают артельные трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, солдатские, походные и другие [3].

Не во всех из перечисленных жанров содержание передается через  игру и движение. Если лирические песни исполняются неторопливо, неспешно, задумчиво, но внешне очень строго, ни одного лишнего жеста,  то многие песни игрового содержания (хороводные, плясовые), сопровождаются характерными движениями рук, ног, головы, что  помогает выразить характер или ритмический, эмоциональный пульс песни. Нередко плясовые, подвижные песни вызывают невольное легкое приплясывание, когда певцы не могут устоять на месте.

В народной традиции почти не бывает, чтобы певцы пели стоя, неподвижно. Напротив, певцы действуют в песне. Они не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне.  Песня – всегда рассказ о какой-то стороне жизни, который глубоко и искренне переживается исполнителями. Поэтому выразительный жест, мимика, повороты корпуса, те или иные движения так естественны и непосредственны. Певцы исполняют песню для себя или рассказывают своим подругам, друзьям. Все это требует дополнительных исполнительских приемов, движений, перестроений, особого танцевального шага.

Что значит «обыграть» или «разыграть» песню? Это значит передать в игре основной смысл, настроение, сюжетную канву песни. И при этом не изображать, а переживать песню, как глубоко личную, будь то драма, лирика, задорная минутка или захватывающее веселье.

При сценической постановке народной песни важным моментом является осмысление, поиск тех или иных движений и мизансцен, соответствующих образу и характеру песни.  Это в большей степени зависит от самого жанра народной песни. Каждый песенный жанр имеет определенные особенности и характер движений. Важно ясно представлять, что движения в песнях могут быть самыми разнообразными: от элементарных притопываний или подтанцовок до развернутых постановок игровых и плясовых сцен.

Особое место среди многочисленных жанров народных песен с движениями следует отвести хороводным песням. Некоторые хороводные песни сопровождаются движениями по кругу с различными перестроениями.

Хороводы могут быть круговыми, с непрерывно движущимися по кругу участниками. Например, распространенный хоровод «Уж вы, ветры - ветерочки», в котором заняты все певцы, среди их есть обычно ведущие.

Могут быть хороводы «стенка на стенку». Например, известный хоровод «А мы просо сеяли». Хор или группа хора делятся на две равные  половины, певцы становятся в две линии лицом друг к другу. С пением одна линия поочередно «наступает на другую».

Широко бытуют на сцене хороводы – игры с разыгрыванием содержания песни. Очень распространено обыгрывание игровых хороводов, содержанием которых является выбор невесты. Заранее выбираются действующие лица игры [2]. Методика работы над данными песнями отличается от методики работы над плясовыми песнями прежде всего тем, что кроме работы над словом, напевом, движением в хороводно-игровых песнях необходимо в большей степени работать над артистизмом [3].

В государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Вятский  колледж культуры» при изучении темы «Обыгрывание народной песни» для овладения навыкам артистичности студенты во время распевки повторяют скороговорки несколько раз, но при этом с разными интонациями: удивленно, испуганно, восхищенно, радостно и т.д., используя выразительную мимику и жестикуляцию. Все это в целом помогает осуществлять примерную сценическую постановку разучиваемых хороводно-игровых и свадебных песен. После разучивания литературного и нотного текстов отводится время на выполнение практической работы, при выполнении которой необходимо разыграть содержание хороводно-плясовой песни, например, песни вятского края «Извилась ветвинушка», хореография - Елены Куцубиной. Для осуществления примерной сценической постановки подбираются персонажи, соответствующие данным типам: мамонька (свекровь), молодец (сын-жених), первая и вторая невестки. Всем выбранным персонажам подбирается линия поведения на сцене (вхождение в образ), характерные движения и соответствующая мимика и жестикуляция. Мамонька - запевает песню и выходит в круг. Резким взмахом руки отказывает сыну в выборе первой невестки. На слова «сам бел кудреватенёк» отвечает сыну и выбранной второй невестке поклоном. Притопывая, идет с будущей семьей на зрителя.

Сын – грустный добрый молодец входит в круг на слова «гулял(ы), гулял(ы) молодец», проходит два круга, подходит к первой девице, кланяется берет ее за руку, подводит к мамоньке, кланяется ей. После отказа мамоньки добрый молодец отводит девицу на место, кланяется ей, выбирает другую. Проходит снова два круга, кланяется. Проходит с ней один круг и подводит ее снова к мамоньке, кланяется. Мамонька отвечает поклоном. Веселый, с будущей женой и мамонькой, добрый молодец идет на зрителя с притопами. Делает два поклона: первый – втроем, второй – все вместе.

Первая невестка – кланяется доброму молодцу, выходит к нему, идет с ним к мамоньке (будущей свекрови), кланяется ей вместе с добрым молодцем. После отказа мамоньки (свекрови) уходит с добрым молодцем на место, стыдливо и угрюмо смотрит в пол. Вторая невестка – проходит с добрым молодцем один круг, подходит к мамоньке (будущей свекрови), кланяется ей вместе с добрым молодцем. Радостная, с будущим мужем и свекровью, идет на зрителя с притопами. Делают два поклона: первый – втроем, второй – все вместе.

Студенты учатся двигаться по кругу с притопыванием: выстукивать каблуком слогоритм песни(на счет «раз» - каблук правой ноги, на счет «и» - стопа правой ноги; на счет «два» - каблук левой ноги, на счет «и» - стопа левой ноги), вставать в полукруг, выполнять поклон.

Для достижения образности обучающиеся анализируют музыкльно-выразительные средства данного произведения: темп, ритм, мелодию, лад, музыкальную форму.

Наивысший исполнительский эффект при обыгрывании песни достигается использованием фольклорных музыкальных инструментов: свирели и жалейки.

Свирель, звучащая в инструментальном вступлении и окончании произведения, привносит в создание картин вятской природы и образов элемент радости и красоты, влияя на психологическое состояние певцов. Жалейка своим жалобным звучанием подчеркивает образ запечатленного, холостого добра молодца.

Таким образом, обыгрывание песни дает возможность: показать участникам свою «выходку», научиться свободе, основанной на подлинной увлеченности, характерным плясовым движениям, умелой актерской игре.

Все выше перечисленные приемы обыгрывания народной песни – движения, использование естественной мимики, оправданных действием жестов, фольклорных музыкальных инструментов – работают на выразительность исполнения, раскрытие сути народной песни.

Литература

  1. Горький, А.М. Избранные литературно-критические произведения [Текст] / А.М. Горький. – М., 1954. – 220 с.
  2. Калугина, Н.О. О сценическом воплощении народных песен [Текст] / Н. Калугина // Клубные вечера: сборник вып. 17. – М., 1985. – С.61-65.
  3. Лысов, В.М. Народная культура Вятского края [Текст]: учебно- методическое пособие / В.М. Лысов. – Киров, 2007. – 143 с.
  4. Русские народные песни [Текст] / Вступ. ст., сост. и примеч. А.М. Новиковой. – М.: Художественная литература, 1957. – 735 с.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*