Дурова Валентина Павловна, зам. директора по дополнительному образованию, маркетингу и связям с общественностью
Забайкальское краевое училище искусств
В последние годы на рынке труда возникло много специальностей и профессий. Однако, и традиционные специальности тоже претерпевают изменения, дополняются новыми ракурсами.
Очевидным последствием этого для системы профессионального образования стала необходимость адаптироваться к изменяющейся среде.
При этом стандарты профессионального образования не всегда успевают за этими изменениями, и именно учебным заведениям приходится учитывать в своих программах изменяющиеся требования к знаниям, умениям и компетенциям.
Одновременно программы должны предусматривать и обеспечивать выпускникам возможность продолжения образования, карьерного роста личностной самореализации.
В современных условиях учет этих требований возможен только во взаимодействии с социальными партнерами-работодателями.
За несколько десятилетий подтвердил свою эффективность такой вид взаимодействия с работодателями, как кураторская работа. Все наши музыкальные и художественные школы объединены в так называемые «кусты». Для нас привычно звучат словосочетания «кустовые конкурсы», «кустовые педчтения», «кустовые просмотры». Помимо оказания методической помощи, наши преподаватели доставляют в техникум информацию о вакансиях в школах, об адаптации начинающих педагогов, о тематике возможных семинаров и курсов повышения квалификации (далее – КПК) и т.д.
В настоящее время из-за сложностей в финансировании наши преподаватели не имеют возможности регулярно выезжать в районные школы, особенно в отдаленные, поэтому мы пользуемся любой возможностью общения с директорами и завучами.
Участие в ежегодных итоговых конференциях преподавателей музыкальных и художественных школ г.Читы, а в последние годы и в краевых совещаниях директоров МОУ ДОД.
Хорошая форма взаимодействия с работодателями возникла в 2009 году на «круглых столах» - итоговых отчетах директоров школ в учебно-методическом центре культуры и народного творчества (УМЦКиНТ). Первый же опыт показал, что именно эта форма может дать необходимую и конкретную информацию по многим кадровым вопросам.
Уже много лет, несмотря на исчезновение государственного распределения, мы заранее информируем своих выпускников об имеющихся вакансиях на рынке труда в сфере культуры и искусства в нашем крае, проводим предварительное и итоговое распределение выпускников.
Все последние годы мы регулярно пишем информационные письма главам муниципальных образований по проблемам подготовки кадров для учреждений культуры и искусства, в частности, и по контрактно-целевой форме. Надо честно признать, что эффективность этих обращений ничтожна, и что для воздействия на руководителей исполнительной власти нужен административный ресурс другого уровня.
Осознавая необходимость активизации взаимодействия с работодателями, мы создали специальную программу, которая нацелена на осуществление тех комментариев к ГОС, в которых прописана ориентированность учебных планов на потребность работодателей.
С этой целью в 2010 году было проведено расширенное совещание преподавателей частных методик и всех видов практик, руководителей техникума с директорами и завучами МОУ ДОД, ведь главная квалификация наших выпускников – преподаватель, а основная деятельность – педагогическая. Работодателям заранее было предложено высказать рекомендации и предложения по подготовке выпускников к быстро меняющимся условиям.
На этом совещании была озвучена и разъяснена та часть комментариев нового ФГОС, которая касается работодателей.
В свою очередь, работодатели высказали много замечаний, предложений и рекомендаций, некоторые из которых повлияли на формирование нового учебного плана. Большинство же рекомендаций были учтены преподавателями частным методик и практик при внесении изменений в учебные программы. Это, прежде всего, относится к усилению акцента на работе с детьми раннего дошкольного возраста, изучению опыта работы эстетических отделений в МОУ ДОД, работе с учебной документацией в ДМШ и ДШИ, особенностям работы педагогов разных художественных специальностей в многопрофильных ДШИ и некоторые другие.
Техникум предложил Управлению культуры г.Читы провести городскую конференцию по проблемам работы эстетических отделений с целью изучения и обобщения передового педагогического опыта, который накоплен в школах г.Читы, и в этой конференции, помимо педагогов техникума, приняли участие и студенты.
В 2010 году мы впервые провели анкетирование работодателей с целью выявления их мнения по качеству образования наших выпускников.
В 2011 году мы повторили этот опрос, одновременно осуществив анкетирование студентов 4 курсов.
Анкетирование руководителей школ показывает, что работодатели не высказывают существенных замечаний относительно уровня профессиональной подготовки, однако нередко отождествляют компетентностные модели выпускника и молодого специалиста. Особенно часто встречается пожелание, чтобы «молодой специалист умел сделать образовательную программу или создать учебно-методический комплекс».
То же самое можно сказать и о других видах деятельности вчерашнего выпускника, который стал молодым специалистом.
Тем не менее, вот уже второй год мы приглашаем зам.директоров по учебно-воспитательной работе ДМШ и ДШИ г.Читы на встречи со старшекурсниками, где обсуждаются как общие, концептуальные деятельности школ, так и специфические особенности работы разных отделений.
Наши выпускники получают не только педагогические, но и концертно-артистические квалификации. Поэтому в январе состоится встреча студентов всех курсов с директором филармонии. Речь пойдет об особенностях работы в концертно-зрелищных организациях.
Техникум проводит и мероприятия по профессиональной апробации школьников с целью актуализации процесса профессионального самоопределения:
- анкетирование учащихся старших классов музыкальных и художественных школ;
- работа с родителями старшеклассников как индивидуальная, так и в рамках школьных мероприятий;
- открытые уроки педагогов техникума (мастер-классы) с учащимися предвыпускных и выпускных классов школ.
На активизацию сетевого взаимодействия направлено и практическое обучение: все виды производственной практики осуществляются на базах музыкальных, художественных и общеобразовательных школ, а также в культурно-досуговых и культурно-образовательных центрах.
С целью повышения эффективности социального партнерства, а также учитывая рекомендации работодателей, техникум в этом году проводит длительные курсы повышения квалификации для преподавателей школ с изучением таких компьютерных программ, которые могут быть востребованы в образовательном процессе в ДМШ и ДХШ.
Кроме основной базовой программы, которая сейчас есть в учебных планах всех специальностей («нотный редактор»), туда вошли и программы работы с видеоизображением, работы со звуком.
Курсы очень востребованы, на них занимаются и несколько руководителей школ.
Большинству замечаний и предложений на совещании в 2010 году высказали руководители тех школ, на базе которых проходят различные виды практик. Как говорится, им, работодателям на местах виднее. Ну а мы по возможности, в рамках ГОС, работаем над внедрением рекомендаций в образовательный процесс.