Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологическая культура медсестры - условие успешности в ее профессиональной деятельности

01.09.2015 3616 5993
Демьяненко Раиса Борисовна
Демьяненко Раиса Борисовна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Каждый из нас не один раз слышал такие выражения, как «успешно проведенная операция», «успешно выполненное задание», «успешные дела».

Естественно, что с этими понятиями связан какой-то успех в выполненных действиях. Как показывает статистический анализ, понятие «успех» и «успешный» в подавляющем большинстве случаев упоминаются по отношению к разным продуктам человеческой деятельности (успешные организации, услуги, проекты, произведения и т.д.) и только в 15% случаях речь идет о «личностном успехе».

Понятие «успешный человек» в здравоохранении - пока еще  неопределенное и новое.

Известно, что успешный человек - это тот, кто умеет:

  1. Эффективно принимать решения.
  2. Быть лучшим в своем деле, т.е. все делать с полной отдачей.
  3. Прислушиваться к себе, иметь свое мнение.
  4. Брать на себя ответственность за свои поступки.
  5. Быть честным перед самим собой.
  6. Испытывать эмоциональные переживания.
  7. Налаживать и поддерживать длительные контакты с другими людьми.

Если говорить о профессиональной деятельности медсестры, то можно сказать, что эти умения относятся и к ее работе, а значит, успешность в ее профессии необходима и может быть достижима.

Жизнь, отмеченная успехом - это сложная система, которая руководствуется устойчивой стратегией и тактикой. В мировой практике ищут пути и средства, которые помогали бы медицинскому работнику не только добиваться поставленных целей в уходе за больными, повышать эффективность профессиональной деятельности, но и быть успешными людьми в жизни не в ущерб своему здоровью или благополучию семьи и детей.

Медицинские сестры относятся к той категории работников, для которых успешность деятельности является жизненно важной проблемой.

Во-первых, потому, что она становится ее личной проблемой, ибо она связана, с одной стороны, с удовлетворением ее потребностей, с другой стороны - с построением ее профессионального и жизненного пути при выборе профессии.

Во-вторых, для профессионального сообщества медсестер решение проблемы успешности является условием профессионального выживания.         

В-третьих, для общества в целом, проблема подготовки медсестер-профессионалов важна с точки зрения развития самого общества и использования его людских ресурсов.

Эти проблемы, как утверждают психологи, объединяются в три общие проблемы, которые не дают покоя современному человеку: согласие с самим собой, взаимопонимание с окружающими и способность ставить перед собой цели и добиваться их. Учебников по этим предметам не существует, а неуспевающих учеников - множество.

Успех имеет ключевое значение для любого человек, ведь он определяется как сумма личностного и профессионального успеха. Личностный успех — понятие комплексное. Помимо вполне осязаемых признаков, для каждой отрасли разных, существуют субъективные личностные критерии, определяемые человеком лично для себя. Деятельность медсестер можно рассматривать как успешную или неуспешную, если сравнивать ее с определенными эталонами выполнения. В простейших случаях они состоят из элементарных альтернатив типа: «удалось - не удалось».

Так как успех всегда соотносится с достижением конкретной цели, то с точки зрения достижения одной цели одно и то же действие может быть успешным, с точки зрения другой - неуспешным, а с третьей точки зрения - действие может характеризоваться как безразличное.

Например, больные с заболеваниями одного и того же органа, поступившие в стационар или пришедшие на прием в поликлинику, могут иметь патологии различной степени тяжести. Значит, цели лечения (или ухода) за больными будут разными, следовательно, и успешность лечения может рассматриваться по-разному.

С психологической точки зрения успех - это переживание радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремится в своей деятельности, либо совпал с его надеждами, либо превзошел их.

Успех всегда имеет 2 стороны. Одна - сугубо индивидуальные переживания радости. Другая - коллективная оценка достижений человека, отношение окружающих к успеху группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Психологи отмечают такую закономерность - чем больше успешных людей в работающей группе, тем более успешна сама группа. Т.е. коллективный успех зависит от успеха каждого.

Как же повысить успешность деятельности медсестры?

Как показывает практика, это можно сделать, если каждый медицинский работник будет владеть психологической культурой.

Составляющими психологической культуры являются:

  • знание психологических особенностей своей личности и личности пациентов;
  • самооценка и оценка окружения;
  • умение управлять своим поведением и деятельностью;
  • правильно строить взаимоотношения с коллегами и пациентами.

Задача формирования психологической культуры достаточно новая для нашей страны, а ведь это значительная грань общей культуры. Само понятие «психологическая культура» не вошло ни в один из отечественных словарей 20 века и встречается только в научных работах.

Работа медсестер заключается в постоянном контакте «человек-человек», поэтому для них необходимо применение психологических методов взаимодействия с пациентами. Умение строить отношения с ними, располагать их к себе лежит в основе профессионального успеха. Феномен общения, который является частью психологической культуры, все больше привлекает внимание ученых. Понимание механизмов коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности медсестры помогает овладеть методами психологической защиты и является основой для эффективного использования знаний и навыков взаимодействия с пациентами любого лечебного учреждения.

Недаром Т. Рузвельт говорил: «Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми».

Гармоничный уровень всех составляющих психологической культуры определяет психическое здоровье медсестры, ее эмоциональное благополучие и продуктивность (успешность) работы.

Наша страна взяла направление на западный путь развития, а общество до сих пор еще не готово начать движение. Отсюда - очень много проблем, в том числе и в здравоохранении. Большинство медиков захватила волна фрустрации. Фрустрация - психическое переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация, как известно, сопровождается отрицательными эмоциями. Отсюда - неверие в успех, толерантность к фрустраторам. Пример непреодолимого препятствия на большом протяжении времени - это низкий уровень заработной платы, большие нагрузки, физические и психологические.

Поэтому появляется необходимость гармонизации личности, актуализируется задача формирования психологической культуры медсестры, способностей психической саморегуляции.

Чему же необходимо обучать медицинских работников?

  1. Помочь осознавать свои жизненные предназначения, ставить цели и задачи, учить самопознанию.
  2. Учить конструктивному общению с пациентами, близкими людьми, разрешать конфликты.
  3. Умению поддерживать эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач.
  4. Творчески подходить к решению вопросов.
  5. Конструктивно вести свои дела, работать систематично, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности.
  6. Гармонично развиваться.

Психологическая культура проявляется в развитом чувстве ответственности перед собой, природой, жизнью. Это дает возможность не только чувствовать себя успешным, но и жить достаточно гармонично, полно и интересно.

Формирование психологической культуры медсестры начинается при обучении в Амурском медицинском колледже.

Подготовка к успешному выполнению профессиональной деятельности сопровождается самооцениванием своих индивидуальных особенностей и уровня профессионально важных качеств. Исследуя студентов разных отделений, прежде всего ставлю цель: соотнести характер сформированности социально-психологических предпосылок студентов с соответствием их будущей деятельности и выявить индивидуальные области успеха (затруднения) в освоении профессии.

В понятие социально-психологических предпосылок, необходимых для освоения деятельности и формирования психологической культуры студента, включаю: тип нервной системы, способности (коммуникативные и организаторские), направленность личности, коммуникабельность, акцентуации характера, стрессоустойчивость, самооценку, познавательные свойства личности и другое.

Студенты, изучающие психологию, и понимающие, что у них могут быть неуспехи, получают индивидуальные рекомендации. Например, динамические черты личности (темперамент) выступают не только во внешней манере поведения, но и в умственной сфере, в общей работоспособности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений и способов достижения результатов.

Психологическая культура - это целенаправленный подход к потребности успешного овладения профессией, это стремление к самосовершенствованию, самореализации в своей профессии. Это, наконец, чувство удовлетворения собой, своей работой, это осознание преуспевания и необходимости своей профессии для людей.

Не существует универсальной формулы успеха. Процент успешных и неуспешных людей приблизительно одинаков во всех странах. Но 95% мечтают об успехе и независимости. Они позволяют себе «роскошь» предаваться сомнениям и страхам. Это действительно роскошь, ведь речь идет о нашей жизни! Страхи и сомнения являются нашими «паразитами сознания», тем, что мешает нам полностью раскрыть свой богатый потенциал и реализоваться в жизни.

Овладение психологической культурой, несомненно, пойдет на пользу всякому и поможет стать преуспевающим специалистом.

Список литературы:

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова. – М., 2007
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер. - М., 2000
  3. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции /А.Л. Гройсман. – М., 1998



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*