Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Адаптация слабослышащих студентов к условиям обучения в медицинском колледже

01.09.2015 977 1551
Вазанкова Светлана Витальевна
Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Некоторые учебные заведения среднего профессионального образования принимают студентов с нарушением слуховой функции. В наше учебное заведение студенты с нарушением слуха впервые были приняты в 2007. Преподаватели, которые начали работать с данной группой, при составлении конспекта урока обязательно должны были учитывать особенности развития речи слабослышащих студентов и их восприятия окружающего мира. В современном мире, когда реки информации вливаются в нашу жизнь бурным потоком, когда даже слышащие люди не успевают разобраться в этом потоке, слабослышащим студентам очень сложно ориентироваться во всём многообразии наук. Перед педагогическим коллективом встала задача: обучить студентов так, чтобы они вышли из стен колледжа квалифицированными специалистами, которые бы могли конкурировать со слышащими выпускниками при поступлении на работу. В настоящей статье мы представим опыт работы учителя русского языка и литературы по обучению слабослышащих студентов. 

С первой проблемой, с которой пришлось столкнуться, – это незнание языка слабослышащих студентов. Но здесь помог сурдопереводчик, который присутствовал на уроках в группе.

Вторая проблема: несформированность грамматического строя речи. А.Н. Гвоздев в своих исследованиях, посвящённых этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутьё. На втором этапе происходит осознание языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствований языковых навыков. На уроках эти знания формируются и закрепляются различными видами упражнений и заданий. При изучении темы «Орфография» студентам даются задания на правописание безударных проверяемых гласных в корне. Например: вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова: зеркала, преподаватель, ознаменовать и др. Затруднение в выполнение этого задания вызывает подбор однокоренных слов, т.к. слабослышащие студенты не знают лексического значения многих слов.

После знакомства с новым материалом обязательно проводится закрепление. Студентам даётся задание самостоятельно выполнить упражнение (тетради с классной работой не закрываются). Если слышащие студенты выполняют работу за 5-10 минут, то студенты с нарушением слуха – за 30 минут. В своей речи слабослышащие студенты часто допускают ошибки в согласовании существительного и прилагательного (зелёный яблоко), существительного и глагола (собака бегут по лугу). Наречия, местоимения и предлоги они практически не употребляют в своей речи, так как они являются абстрактными, и обучающиеся не могут их себе представить. Поэтому были разработаны упражнения, в которых нужно правильно вставить окончания глаголов, подобрать подходящий предлог, вставить наречие.

Одним из важных этапов развития грамматической речи являются уроки по развитию речи. Данные уроки выполняют пропедевтическую функцию: учат связной речи, развивают лексический запас языка, осваивают способы сочетаемости и конструирования предложений. На этих уроках слабослышащие студенты учатся составлять тексты разных типов речи: повествование, описание, рассуждение. Причём для написания сочинения-рассуждения каждому студенту даётся своя тема, которая подбирается с учётом особенностей характера и интересов студентов. Очень хорошо помогают развитию речи и логического мышления такой вид заданий как. Допиши предложение…

  • Я пришёл учиться в колледж…
  • Преподаватель задал домашнюю работу…
  • Я выбрал эту специальность…

Упражнение «Ролевые игры» помогают студентам ориентироваться в любой речевой ситуации. Они получают задание: составить диалог и обыграть его. Сначала работа идёт тяжело, но постепенно студенты увлекаются и начинают придумывать диалоги, состоящие из 10-15 предложений.

Осваивая лексику, слабослышащие студенты включаются в различные виды работы: интеллектуальную, поисковую, практическую. Работая со словарями, студенты учатся быстро находить нужное слово, знакомятся со строением словарной статьи. С большим удовольствием учащиеся выполняют такие задания по лексике, как «Подбери синонимы к словам»: всадник, актёр, пилот, неряха и др., «Подбери синонимы к словам молодёжного сленга»: девушка, юноша, родители, танцы…". Слова молодёжного сленга даются в материале для справок. Выполнение этих упражнений развивают лексический запас и укрепляют мыслительную деятельность обучающихся.

На втором курсе студенты знакомятся с медицинскими предметами, поэтому получают задания с медицинской тематикой:

  1. Дайте лексическое значение медицинским терминам: пальпация, астигматизм, анемия и т.д.
  2. Расшифруйте аббревиатуры: ГОМК, ЧДД, ХАГ и др.

Формирование грамматического строя русского языка основывается на принципе обеспечения речевого общения (коммуникации) и подкрепляется речевой деятельностью учащихся в процессе обучения. Роль учителя в этом виде деятельности немаловажна, так как от его подачи и объяснения материала зависит 100% усвоения.

 Что же касается уроков литературы? На современном этапе у многих людей просто не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественных произведений. Некоторым людям телевидение и интернет заменяют хорошую книгу. Нельзя сказать, что это плохо. Но на телевидении нет программ с сурдопереводом, и это затрудняет информационное восприятие той или иной образовательной программы людьми с нарушением слуха. Но они тоже умеют читать. Конечно, не всегда могут правильно разобраться в непростых человеческих отношениях, в поступках людей, через которые проявляется характер героев произведений. Вот тогда и приходит на помощь такой предмет, как «Литература». Очень часто чтение компенсирует недостаточность речевой практики, влияет на развитие и совершенствование устной и письменной речи. Слабослышащие студенты не могут полностью вжиться в образы художественной литературы. Поэтому здесь важна роль педагога, способного перейти от объяснения простейших явлений к сложным философским и художественным обобщениям. В группе слышащих студентов всё можно объяснить словами. В группе слабослышащих студентов это не получится. Здесь надо использовать дактильно-жестовую речь. Преподаватель должен не только доходчиво объяснить, но и зримо подать материал. Нужно до студентов донести всю суть переживания персонажей, помочь «увидеть» окружающую обстановку. Так как преподаватель не в полной мере владеет ни дактильной, ни жестовой речью, донести всю суть произведения у него не всегда получается. Вот тогда на помощь приходят сами студенты. Они показывают определённые жесты, которые потом преподаватель использует в своей работе.

Эмоции при изучении литературы также важны. Эмоциональная подача текста помогает более осознанному восприятию произведения. Оно становится более зримым, возникает обратная реакция студентов. Среди студентов есть не только слабослышащие, но и глухие. Но даже эти обстоятельства не освобождают их от чтения вслух и цитирования стихотворений наизусть. На уроках литературы я также использую презентации. В век компьютерных технологий на уроках можно использовать новые компьютерные инновации. Мультимедийное обеспечение позволяет формировать информационные потоки. Интерактивность обеспечивает обратную связь. Сейчас даже многие студенты приносят на урок электронные книги. Использование компьютерных технологий снижает психофизические нагрузки на педагога и учащихся.

При изучении жизни и творчества писателей презентации являются одним из важных элементов. Студентам даётся задание выбрать из всего материала самое главное. Это помогает мобилизовать мозговые функции студентов. В конце работы им задаются вопросы по прочитанному и записанному. Презентации являются не только иллюстрацией к рассказу учителя, но и служат средством обучения. При прочтении стихотворений текст обязательно выводится на экран. Вместе со студентами расставляются паузы, разбираются непонятные слова. Это позволяет правильно понять и прочитать текст, не искажая его. При изучении лирики Блока можно использовать (для сравнения) стихотворения Лермонтова, Некрасова, Пушкина. Учащиеся наглядно могут проследить за тем, как сплетаются темы этих произведений.

Рассказ учителя, опирающийся на слайды, схемы, значительно облегчает усвоение многих сложных тем. Постепенно учащиеся сами переходят к составлению презентаций, т.к. при написании конспекта трудно выбрать главное. В презентацию также всё не включишь, поэтому обучающиеся начинают выбирать материал таким образом, чтобы на слайд поместилось как можно меньше текста. При этом они учатся графически оформлять презентации. Работа с использованием презентации также способствует тому, что у студентов начинает развиваться речь. К сожалению, когда возникают трудности во время связного ответа, студенты сразу переходят на дактильную или жестовую речь. Слайды презентации позволяют этого не бояться. При составлении презентации материал хорошо запоминается и визуально. В эффективности уроков литературы помогают ещё такие виды, как уроки-экскурсии (в музеи, в библиотеки), киноуроки. При проведении киноуроков помогает сурдопереводчик. Если по каким-то причинам он не может присутствовать на уроке, то слабослышащему студенту заранее даётся задание просмотреть фильм и озвучить его перед группой. Студенты с удовольствием выполняют такую работу, т.к. чувствуют свою значимость.

В заключение можно сказать, что формированию речи на уроках русского языка и литературы уделяется огромное внимание. Конечно, за время, отведённое программой, нельзя полностью обучить речевым навыкам. Но даже и то, что изучается на уроках, имеет огромное значение. На старших курсах, когда студенты начинают изучать специальные предметы, они уже могут самостоятельно формировать ответы, оформляя их в правильную грамматическую и синтаксическую форму. Но никакая, даже очень хорошая педагогическая подготовка, не будет полной, если она не найдёт отзыв в умах и сердцах учащихся. Поэтому студенты являются не только получателями знаний, но и созидателями педагогического процесса. И очень приятно слышать от работодателей, что наши выпускники никаких проблем не создают на работе, и в общении с ними, практически, не ощущается языковой барьер.

Список литературы

  1. Богрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух // Русский язык в школе. – 1997. –№ 5.
  2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. – М., 1988.
  3. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабослышащих. – Л., 1982. .
  4. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // Русский язык в школе. – 1997. –№ 5.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*