Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нетрадиционные образовательные технологии в учебном процессе на ФПК

01.09.2015 814 2250
Петровская Ирина Валентиновна
Петровская Ирина Валентиновна, зав. отделением ФПК

Амурский медицинский колледж

При организации процесса обучения на курсах повышения квалификации резко возросла роль современных педагогических технологий и методов активного обучения. К педагогу, работающему со взрослой аудиторией, предъявляются особые требования.

Основа обучения взрослых – совместная деятельность педагога и обучаемых, основными параметрами которой являются  взаимоприятие, поддержка, доверие, сотрудничество, творчество.

Формы обучения не остаются неизменными: на них влияют среда, в которой функционирует методическая система, все ее компоненты и особенно – цели обучения.

Учитывая специфику обучаемых, мы организуем педагогический процесс с привлечением «психосберегающих» технологий. Основой должна быть самостоятельная работа (самообразование). Ведь известно, что научить нельзя, можно только  научиться. Речь идет не о присвоении чужого опыта, а о накоплении своего, что намного труднее. Чужой опыт нужно не столько присваивать, сколько извлекать из него уроки.  Ясно, что преподавание на отделении повышения квалификации характеризуется уменьшением  внешней регламентации учебной деятельности и, соответственно, повышением роли внутренней дисциплины и ответственности.

Организация обучения на основе парацентрической технологии предполагает большую долю самостоятельной работы, предоставление права выбора метода и способа обучения, когда одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса возможен диалог: машина – слушатель, слушатель – слушатель, слушатель – разные средства обучения, слушатель – преподаватель. Задача преподавателя предоставить слушателю все возможные средства обучения и условия для самообучения. Но сам преподаватель  - тоже средство обучения, поскольку слушатели могут консультироваться у него, спорить с ним, советоваться. В ходе непосредственного общения слушателей и преподавателя происходит не только обмен мнениями, но и диагностический контроль знаний, умений слушателя.

Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий:

  • Принцип индивидуального подхода к слушателям;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип сознательности и активности деятельности слушателей;
  • Принцип добровольности участия слушателей в деятельности;
  • Принцип занимаемости.

Так что мы можем подразумевать под понятием «нетрадиционная форма занятия»?  Нетрадиционная форма занятия  – это интерактивные формы занятий, характеризующейся субъектной позицией в системе преподаватель – курсант, многообразием видов деятельности (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующиеся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»).

На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы слушателей: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

Нетрадиционные формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению, мотивируют слушателя к эффективному усвоению знаний.

 Факультет повышения квалификации Амурского медицинского колледжа включился в инновационный процесс совершенствования дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения. Целью нашей деятельности является максимально полное удовлетворение потребностей здравоохранения в квалифицированных кадрах на основе непрерывного совершенствования форм и методов последипломного образования, сокращения временных и финансовых затрат, обеспечения доступности, эффективности и качества образовательных услуг.

Только обладатель конкурентоспособного образовательного продукта с интеграцией образовательных программ по всем направлениям способен быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям работодателей и быть востребован в современных рыночных условиях.

Данные технологии позволяют максимально оснастить лекцию ау­диовизуальным сопровождением. Весь подготовленный и представлен­ный на электронных носителях материал, включая таблицы, схемы, видео-  материалы и т.д., проецируются на большой экран как в базовой, так и в отдаленных аудиториях. Наличие мультимедийного обеспечения открыва­ет преподавателям новые возможности в оснащении лекционных занятий, стимулирует их к использованию разнообразных видеоматериалов.

Современные методические инновации связаны с применением ак­тивных и так называемых интерактивных методов обучения. Активное и интерактивное обучение (обучение в группе) - глубоко взаимосвязанные  понятия. Они облегчают диалог, размышление, сотрудничество, активные навыки выслушивания и навыки решения конфликта.

Преподаватели, работающие в системе постдипломной подготовки в своей работе при­меняют аудиторные и внеаудиторные формы работы. В качестве внеауди­торных форм работы используются: подготовка рефератов и докладов, са­мостоятельное изучение инструкций к работе различных приборов и тест-систем, составление ребусов и тематических кроссвордов с использованием медицинских терминов, знакомство с дополнительной литературой, работа с атласами, решение ситуационных задач, заполнение бланков анализов, изготовление наглядных пособий, изучение инструктивно-нормативных документов, подбор материалов периодической печати, работа с ком­пьютерными обучающими программами, рентгенснимками, данными УЗИ, спирографии и ЭКГ, изго­товление препаратов. Самостоятельная подготовка научно-практической конференции по актуальным проблемам здравоохранения способствует улучшению  качества знаний, повышению интереса к изучаемому материалу, вырабатывает у слушателей навыки работы в команде. Все это помогает развитию у слушателей ФПК способностей к самостоятельному творчеству.

По окончании изучения определенного раздела - контроль знаний курсантов осуществляется путем решения задач, тесто­вых опросов, индивидуального, фронтального опросов, самостоятельных работ.

Широкий отклик заказчиков образовательных услуг получило повышение квалификации  с элементами дистанционного обучения, что существенно сокра­щает аудиторную составляющую учебной нагрузки, тем самым значительно снижает  временные затраты на обучение - как для работодателя, так и для слушателя. Анкетирование  выявило удовлетворенность слушателей объемом, качеством и актуальностью предложенных дистанционных материалов, которые имеют прямое практическое применение. Самостоятельную работу с электронными материалами респонденты расценивают как серьезный стимул к повышению их профессиональных знаний. Немаловажным является тот факт, что материалы для самостоятельного обучения остаются у слушателя, который имеет возможность в любой момент воспользоваться ими.

Таким образом, коллектив ФПК стремится к тому, чтобы обучение на курсах сделать доступным, непрерывным, качественным и основанным на современных  технологиях.       

Список литературы

  1.  Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192с
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
  4. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.
  5. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.
  6. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.
  7. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  9. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск: Современное слово, 2005.
  10. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*