Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПри организации процесса обучения на курсах повышения квалификации резко возросла роль современных педагогических технологий и методов активного обучения. К педагогу, работающему со взрослой аудиторией, предъявляются особые требования.
Основа обучения взрослых – совместная деятельность педагога и обучаемых, основными параметрами которой являются взаимоприятие, поддержка, доверие, сотрудничество, творчество.
Формы обучения не остаются неизменными: на них влияют среда, в которой функционирует методическая система, все ее компоненты и особенно – цели обучения.
Учитывая специфику обучаемых, мы организуем педагогический процесс с привлечением «психосберегающих» технологий. Основой должна быть самостоятельная работа (самообразование). Ведь известно, что научить нельзя, можно только научиться. Речь идет не о присвоении чужого опыта, а о накоплении своего, что намного труднее. Чужой опыт нужно не столько присваивать, сколько извлекать из него уроки. Ясно, что преподавание на отделении повышения квалификации характеризуется уменьшением внешней регламентации учебной деятельности и, соответственно, повышением роли внутренней дисциплины и ответственности.
Организация обучения на основе парацентрической технологии предполагает большую долю самостоятельной работы, предоставление права выбора метода и способа обучения, когда одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса возможен диалог: машина – слушатель, слушатель – слушатель, слушатель – разные средства обучения, слушатель – преподаватель. Задача преподавателя предоставить слушателю все возможные средства обучения и условия для самообучения. Но сам преподаватель - тоже средство обучения, поскольку слушатели могут консультироваться у него, спорить с ним, советоваться. В ходе непосредственного общения слушателей и преподавателя происходит не только обмен мнениями, но и диагностический контроль знаний, умений слушателя.
Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий:
Так что мы можем подразумевать под понятием «нетрадиционная форма занятия»? Нетрадиционная форма занятия – это интерактивные формы занятий, характеризующейся субъектной позицией в системе преподаватель – курсант, многообразием видов деятельности (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующиеся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»).
На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы слушателей: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.
Нетрадиционные формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению, мотивируют слушателя к эффективному усвоению знаний.
Факультет повышения квалификации Амурского медицинского колледжа включился в инновационный процесс совершенствования дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения. Целью нашей деятельности является максимально полное удовлетворение потребностей здравоохранения в квалифицированных кадрах на основе непрерывного совершенствования форм и методов последипломного образования, сокращения временных и финансовых затрат, обеспечения доступности, эффективности и качества образовательных услуг.
Только обладатель конкурентоспособного образовательного продукта с интеграцией образовательных программ по всем направлениям способен быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям работодателей и быть востребован в современных рыночных условиях.
Данные технологии позволяют максимально оснастить лекцию аудиовизуальным сопровождением. Весь подготовленный и представленный на электронных носителях материал, включая таблицы, схемы, видео- материалы и т.д., проецируются на большой экран как в базовой, так и в отдаленных аудиториях. Наличие мультимедийного обеспечения открывает преподавателям новые возможности в оснащении лекционных занятий, стимулирует их к использованию разнообразных видеоматериалов.
Современные методические инновации связаны с применением активных и так называемых интерактивных методов обучения. Активное и интерактивное обучение (обучение в группе) - глубоко взаимосвязанные понятия. Они облегчают диалог, размышление, сотрудничество, активные навыки выслушивания и навыки решения конфликта.
Преподаватели, работающие в системе постдипломной подготовки в своей работе применяют аудиторные и внеаудиторные формы работы. В качестве внеаудиторных форм работы используются: подготовка рефератов и докладов, самостоятельное изучение инструкций к работе различных приборов и тест-систем, составление ребусов и тематических кроссвордов с использованием медицинских терминов, знакомство с дополнительной литературой, работа с атласами, решение ситуационных задач, заполнение бланков анализов, изготовление наглядных пособий, изучение инструктивно-нормативных документов, подбор материалов периодической печати, работа с компьютерными обучающими программами, рентгенснимками, данными УЗИ, спирографии и ЭКГ, изготовление препаратов. Самостоятельная подготовка научно-практической конференции по актуальным проблемам здравоохранения способствует улучшению качества знаний, повышению интереса к изучаемому материалу, вырабатывает у слушателей навыки работы в команде. Все это помогает развитию у слушателей ФПК способностей к самостоятельному творчеству.
По окончании изучения определенного раздела - контроль знаний курсантов осуществляется путем решения задач, тестовых опросов, индивидуального, фронтального опросов, самостоятельных работ.
Широкий отклик заказчиков образовательных услуг получило повышение квалификации с элементами дистанционного обучения, что существенно сокращает аудиторную составляющую учебной нагрузки, тем самым значительно снижает временные затраты на обучение - как для работодателя, так и для слушателя. Анкетирование выявило удовлетворенность слушателей объемом, качеством и актуальностью предложенных дистанционных материалов, которые имеют прямое практическое применение. Самостоятельную работу с электронными материалами респонденты расценивают как серьезный стимул к повышению их профессиональных знаний. Немаловажным является тот факт, что материалы для самостоятельного обучения остаются у слушателя, который имеет возможность в любой момент воспользоваться ими.
Таким образом, коллектив ФПК стремится к тому, чтобы обучение на курсах сделать доступным, непрерывным, качественным и основанным на современных технологиях.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.