Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Непрерывное профессиональное образование в системе хирургических дисциплин в Амурском медицинском колледже

01.09.2015 187 235
Рабинович Ирина Васильевна
Рабинович Ирина Васильевна, преподаватель хирургии

Амурский медицинский колледж

В соответствии с проводимой реформой сестринского дела структура непрерывного сестринского образования в России состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка медицинских сестер – базовая подготовка.
  2. Подготовка медицинских сестер – углубленная подготовка.

Подготовка медицинских сестер - высшее сестринское образование.

Это, безусловно, касается и подготовки медицинских сестер хирургического профиля.

Основой обучения является базовый уровень образования, в процессе которого студенты получают первичные теоретические знания, приобретают и закрепляют практические умения. Правильно организованный процесс обучения хирургическим дисциплинам на базовом уровне делает возможным дальнейшее обучение хирургической сестры при углубленной подготовке и высшем уровнях сестринского образования.

Не будем останавливаться на содержании ФГОС СПО специальности «Сестринское дело»,  а сразу перейдем к организации обучения студентов дисциплине «Сестринское дело в хирургии». Рассмотрев примерную программу дисциплины, предложенную ВУНМЦ, мы согласились с ее основными разделами, но отказались от синдромного подхода изучения хирургической патологии. Кроме того, за счет часов регионального компонента были введены две новые, очень важные дисциплины: «Сестринское дело в онкологии», «Сестринское дело в травматологии». Это позволило увеличить количество часов при изучении таких тем, как «Профилактика ВБИ», «Сестринское дело при лечении пациентов с местной и общей хирургической инфекцией», «Оперативная хирургическая техника», выделить часы для изучения темы «Сестринское дело при подготовке и проведении анестезии» на дисциплине «Сестринское дело в хирургии».

Как показала практика, такой подход был оправдан. На новые дисциплины были подготовлены учебно-методические комплексы, включающие рабочие программы, УМК тем, материалы входного, промежуточного и итогового контроля, рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и др. УПП проводится только после изучения дисциплины «Сестринское дело в хирургии». Все основные теоретические и практические вопросы хирургических дисциплин регионального компонента вошли в материалы ИГА (в виде проблемно-ситуационных задач, задач по оказанию неотложной помощи, тестов, практических манипуляций).

Несмотря на то, что в настоящее время имеется большое количество учебной литературы, качество ее оставляет желать лучшего. Зачастую, в различных источниках описания выполнения манипуляции или алгоритма оказания неотложной помощи весьма противоречивы. Для выработки единого с практическим здравоохранением подхода мы создали сборники «Техника выполнения отдельных хирургических манипуляций» и «Алгоритмы оказания неотложной доврачебной помощи». Эти сборники были рецензированы кафедрой общей хирургии АГМА, Советом сестер Амурской областной клинической больницы и главным специалистом сестринского дела при Министерстве здравоохранения Амурской области.

При проведении теоретических занятии наиболее часто используется проблемное изложение нового материала, включение сообщений студентов по отдельным вопросам темы (по заданиям опережающего типа). На практических занятиях широко применяются деловые игры, деловые ситуации, мини-конкурсы, защита самостоятельной внеаудиторной работы, составление и решение проблемно-ситуационных задач, подготовка алгоритмов оказания помощи, алгоритмов манипуляций и др. После изучения дисциплины во всех группах проводится контрольный административный срез уровня усвоения практических умений. Итоги такого среза документируются.

Практическое обучение дисциплине делится на две части: доклиническая практика и практические занятия в условиях стационара. Особое внимание уделяется организации УПП после цикла «Сестринское дело в хирургии».

В соответствии с модульной системой обучения экзамен по дисциплине организуется и проводится сразу же после окончания УПП. Экзаменационный билет содержит теоретические вопросы по разделам «Основы хирургической деятельности медицинской сестры» и «Деятельность медицинской сестры на основных этапах лечения хирургического пациента». Раздел «Сестринский процесс при отдельных видах хирургической патологии» представлен в виде проблемно-ситуационных задач. В каждый билет введено задание по выполнению практической манипуляции. От тестов, как средства промежуточного контроля на этом этапе, мы отказались.

На введенных нами дисциплинах «Сестринское дело в травматологии» и «Сестринское дело в онкологии» предусмотрены только клинические занятия. При проведении практических занятий по этим дисциплинам особое внимание уделяется работе с пациентами и оформлению документации сестринского процесса. Промежуточная аттестация проводится в виде итогового занятия с использованием следующих методов контроля: решение тестовых заданий (за основу взяты тесты ИГА по этим разделам), решение задач по оказанию помощи при неотложных состояниях и проблемно-ситуационных задач (или заполнение документации сестринского процесса на конкретного пациента), выполнение практических манипуляций.

Большую помощь в систематизации знаний студентов оказывают проводимые ежегодно научно-практические студенческие конференции. Такие конференции, как правило, носят межпредметный характер и проводятся в рамках общеколледжного Дня науки. Тематика конференций различна: «Заболевания щитовидной железы», «Рак это не приговор», «Этические, деонтологические и правовые аспекты в профессиональной деятельности медицинской сестры», «Как научиться жить с сахарным диабетом». Участие в этих конференциях принимают студенты выпускных групп и медицинские сестры лечебных учреждений.

Завершает программу обучения ИГА, целью которой является оценка качества знаний студентов, определение уровня умений, их соответствие требованиям ФГОС, а также квалификационной характеристике специалиста по специальности «Сестринское дело». Это в полной мере касается и хирургических дисциплин.

Практическая часть ИМЭ начинается еще во время стажировки, когда методический и непосредственный руководители практики оценивают умения студентов работать с пациентами вести документацию сестринского процесса. Именно эту оценку мы выносим в экзаменационный лист ИМЭ. Методика контроля теоретических знаний соответствует Федеральному Положению об ИГА.

При углубленной подготовке дисциплины хирургического цикла представлены разделами «Организация периоперативного ухода», «Организация сестринского процесса в травматологическом отделении», «Организация сестринского процесса при онкологических заболеваниях». Хотя количество часов по этим разделам в сравнении с предыдущим ГОС несколько увеличилось, время, отводимое для теоретических занятий, остается минимальным. Чтобы эффективно использовать учебные часы, нами разработаны теоретические учебные пособия и контрольные работы для самостоятельной работы студентов. Пособия содержат основной теоретический материал и ссылки на литературные источники, в контрольных работах представлены задания различных форм и уровней сложности.

На практических занятиях при углубленной подготовке основное время отводится вопросам планирования и организации сестринского ухода, оценке результатов такого ухода, вопросам сестринской педагогики, а также инновационным сестринским технологиям. Итоговые занятия проводятся в форме «круглого стола», диспута, конференции по обмену опытом. ИГА проводится в два этапа: решение тестовых заданий и защита дипломной работы. За все время существования в нашем колледже отделения повышенного уровня образования на нем проучилось 18 медицинских сестер хирургического профиля.

Наше общение не ограничивается рамками занятий. И в процессе обучения и после его завершения мы сотрудничаем с нашими студентами и выпускниками. Это сотрудничество включает в себя консультации по вопросам организации и внедрения сестринского процесса в отделениях городских и областных больниц, проведение конференций и семинаров, совместная работа над методическими пособиями для сестер и студентов, создание памяток, буклетов, рекомендаций для пациентов и многое другое.

В заключении хочется сказать, что каждый уровень в системе сестринского образования базируется на предыдущем. Для успешного развития непрерывного сестринского образования необходимо уделять внимание не только каждому этапу в отдельности, но и рассматривать их в непосредственной зависимости друг от друга.

Список литературы

  1. Барыкина, Н. В. Сестринское дело в хирургии: учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская; под ред. Б. В. Кабарухина. – 7-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.
  2. Евсеев, М. А. Уход за больными в хирургической клинике: учеб. пособие  / М. А. Евсеев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  3. Калигина, Л. Г. Основы сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Калигина, В. П. Смирнов; Л. Г. Калигина, В. П. Смирнов; Минздравсоцразвития РФ, Федеральное агентство по здравохр. и соцразвитию; ФГОУ “ВУНМЦ по непрерывному мед. и фарм. образованию”. – М. : ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2006.
  4. Козлова, Т. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие для сред. мед. работников / Т. В. Козлова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  5. Мещерякова, М. А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах: учеб. пособие / М. А. Мещерякова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006
  6. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела: учеб. / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
  7. Основы ухода за хирургическими больными : учеб. пособие / А. А. Глухов [и др.]. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  8. Шевченко, А. А. Клинический уход за хирургическими больными. “Уроки доброты”  : учеб. пособие / А. А. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  9. Злобина, Г. М. Оценка влияния инновационной модели последипломной подготовки на качество жизни специалистов сестринского дела / Г. М. Злобина, Н. В. Якимова // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2010. – № 2.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*