Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Способы совершенствования профессиональной подготовки специалистов лабораторной диагностики

28.08.2015 2777 3940
Шаповаленко Наталья Сергеевна
Шаповаленко Наталья Сергеевна, к.м.н., преподаватель

Амурский медицинский колледж

Практически каждый из нас обращался к врачу и помнит напряженный момент ожидания диагноза. Без хорошего, качественного анализа даже самому квалифицированному врачу будет трудно правильно установить диагноз и назначить необходимое лечение. В этой ситуации начинаешь понимать роль диагностической лаборатории, от качественной и точной работы которой зависит очень многое.

Как правило, после осмотра больного у врача возникает несколько рабочих гипотез, из которых необходимо выделить единственно верную. На сегодняшний день известно несколько тысяч болезней, и у каждой есть свои особенности, часто неуловимые глазом. Внешние проявления многих, совершенно различных, болезней очень похожи, и только проведение ряда лабораторных анализов позволяет установить точный диагноз. На помощь приходит лабораторная диагностика. Но этим ее роль не исчерпывается: после того, как диагноз установлен, наступает следующий этап - выбор наиболее эффективного лечения, на котором также не обойтись без помощи лабораторной диагностики. На этом этапе нужно сравнить лабораторные показатели до, во время и после проведенного лечения. При помощи анализов течение болезни рассматривается как бы под микроскопом, - бывает, что состояние больного еще не изменилось, а лабораторные показатели стали улучшаться, что и говорит о правильно выбранном лечении. Нередко возникают ситуации, когда полученные результаты требуют полного пересмотра диагноза и тактики лечения, и в этом случае беспокойство врача и больного вызывает вопрос качества проведенных исследований, другими словами, насколько они точны и в какой степени им следует доверять.

Современная лабораторная медицина представляет собой обширную сферу медицинской науки и практики.  Ее основой является комплекс научных медико-биологических дисциплин (биохимия, физиология, молекулярная биология, микробиология, иммунология и другие). Благодаря последним достижениям науки и технологии стали возможны диагностика и лечение самого широкого спектра заболеваний: общетерапевтических, ревматических,  гинекологических на самой ранней стадии.  Достижения фундаментальной науки, современные диагностические технологии расширили спектр и обеспечили стремительный рост рынка медицинских услуг. Это связано с увеличением значимости лабораторной информации и с внедрением в практику здравоохранения новых технологий, позволяющих поставить окончательный диагноз.

В настоящее время повышаются требования к специалистам лабораторной медицины. Однако уровень информированности и подготовки медработников отстает от современного состояния  дел, что затрудняет внедрение новейших  технологий в здравоохранение. В медицинских училищах и колледжах для работы в КДЛ готовятся медицинские технологи,  медицинские лабораторные техники (технологи) (фельдшера-лаборанты) и лаборанты. Серьезную тревогу вызывает качество профессионального образования средних медицинских работников, что в первую очередь обусловлено крайне слабой материальной базой, дефицитом профессиональных педагогических кадров, недофинансированием училищ. В тоже время училища и в этих тяжелых условиях активно развивают новые формы подготовки, занимают активную позицию по подготовке специалистов, необходимых лабораторной службе.

Профессиональное образование на современном этапе подразумевает внедрение в систему обучения различных новшеств (результатов научных открытий, изобретений, рацпредложений), а также применение новых методологических подходов в передаче информации преподавателем студенту. Способы совершенствования подготовки будущих специалистов лабораторной медицинской диагностике обучающихся в Амурском медицинском колледже по специальности «Лабораторная диагностика», следующие.

Во-первых, это внедрение в программу обучения дополнительных дисциплин, углубляющих знания по определенным направлениям (цитология, иммунология, общая медицинская генетика, гематология и др.).

Во-вторых, это использование электронного атласа по морфологии и физиологии клетки, мультимедийного сопровождения лекционных и лабораторно-практических занятий, а также использование специализированного программного обеспечения (электронных учебников и возможности выхода в Интернет на профилирующие сайты, сайты НИИ и ведущих вузов РФ и зарубежья).

В-третьих, важным моментом в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов лабораторной медицины – это вовлечение студентов в процесс изготовления электронной учебно-методической продукции (например, созданные студентами флэш-фильмы и флэш-ролики «Деление клетки», «Виртуальный тренажер – биохимический анализатор» или «Тестовый тренажер» по основным предметам, таким как биохимия, теория и практика лабораторных общеклинических методов исследования), что повышает интерес студентов к будущей профессиональной деятельности.

В-четвертых, сближение теоретической и практической сторон обучения с целью приобретения навыков работы в лабораторной медицине. Для этого созданы модели рабочих мест, оснащенные современным лабораторным оборудованием. Кроме того, учебно-производственная практика проводится на рабочих местах в крупных клинико-диагностических лабораториях города. Клиническая лабораторная диагностика требует высокого уровня подготовки персонала для диагностической лаборатории. В связи с этим в учебном плане для студентов  специальности «Лабораторная диагностика» выделено немало академических часов для проведения производственной практики, целью которой является систематизация знаний студентов, закрепление и совершенствование ими практических навыков, полученных на занятиях в колледже.

Производственная практика является составной и необходимой частью учебного процесса, она обеспечивает практико-ориентированный характер обучения будущего специалиста лабораторного дела. В процессе прохождения практики уделяется большое внимание этико-деонтологическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к окружающим. Именно во время практики студенты все больше убеждаются в том, какое огромное значение для успешного лечения пациентов и их выздоровления имеют проведенные клинические лабораторные исследования, благодаря которым сокращается время лечения пациентов и обеспечивается его эффективность.

Ежегодно мы осуществляем опрос студентов о производственной практике. В целом достаточно большое количество положительных отзывов у студентов о прохождении практики, практически все отметили добросовестность лаборантов, дружелюбность и грамотность персонала. «…после окончания обучения нас готовы принять на работу с большой радостью в лаборатории», «…нам были очень рады, что в нашей больнице появилось три лаборанта», отмечают студенты. «На все наши вопросы нам отвечали достаточно понятно и наглядно, объясняя ту или иную методику».

Как отметили в своих анкетах руководители практики, наши студенты научились вести себя сдержанно, уравновешенно, ответственно, добросовестно, уважительно к пациентам и сотрудникам лаборатории, они честные, аккуратные и инициативные.

Модульная технология обучения специалистов лабораторной медицины колледжа направлена в целом на развитие личности специалиста, систему его ценностных ориентации, мотивов действий, представление о себе как о специалисте, а также на формирование способности к самоанализу и самосовершенствованию.

В-пятых, проводится подготовка типовых образовательных программ последипломного образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», среди которых следует выделить: становление компьютерной информационной системы; расширение спектров деятельности специалистов клинико-диагностических лабораторий. В связи с этим важной задачей повышения качества обучения в системе последипломного образования является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволяют обеспечить его максимальную эффективность и позволили бы решить проблему быстрого старения багажа знаний, необходимых для профессиональной деятельности, а также изменение в деятельности специалистов в виде аттестации, сертификации, изменение мобильности специалистов клинико-диагностических лабораторий в силу социально-экономических трудностей. Успешному решению этой задачи способствует применение технологии модульного подхода к разработке интегративных курсов.

Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности, выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.

Для повышения эффективности образовательного процесса ближайшими задачами являются:

  • Разработка учебных пособий по наиболее актуальным разделам лабораторной службы.
  • Внедрение новых образовательных технологий (телемедицина, интернет-технологии и др.).
  • Организация для медицинских технологов специальных циклов переподготовки, которые могут проводиться в укомплектованных оборудованием и квалифицированными кадрами училищах повышения квалификации средних медицинских работников с последующим экзаменом, охватывающим оценку как теоретических знаний, так и практических навыков. Вопросы материального стимулирования кадрового состава специальности «Клиническая лабораторная диагностика» не должны уйти из поля зрения при решении всех проблем, направленных на дальнейшее развитие службы лабораторной диагностики Российской Федерации.
  • Улучшение материально-технического оснащения отделения «Лабораторная диагностика»  с целью улучшения качества преподавания спецпредметов и повышения уровня подготовки выпускников колледжа.

Решение проблем практического обучения - это путь к качественной подготовке выпускников по специальности «Лабораторная диагностика».

Список литературы.

  1. Долгов В.С., Морозова В.К. Клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. – М.: Медицина, 1995. – С. 23-34.
  2. Бревольская Н. А., Захарченко Т.И., Менянская А.В., Рябусова Т.А. Лабораторная диагностика в медицинской практике: клинические, биохимические и микробиологические методы исследования. Омская государственная медицинская академия. Омский республиканский медицинский колледж. – Омск, 1996. – 336 с.
  3. Меньшикова В.В. Медицинские лабораторные технологии в 2-х томах / под ред. проф. В.В. Меньшикова. М.:Медицина, 1998. – С. 12-17.
  4. Меньшиков В.В. Стандартизация в клинической лабораторной диагностике. // Клин. лаб. диагностика. 2001. –№4. – С. 20-24.
  5. Карпищенко А.И. Медицинская лабораторная диагностика. – СПб.: «Интермедика», 2001. – С. 45-54.
  6. Экономические аспекты лабораторной диагностики при модернизации здравоохранения. – М.: Здоровье и общество, 2006. – 239 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*