Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогический проект «Развитие самостоятельности и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения»

19.01.2012 3018 1 14345
Грибанова Райна Фиркатовна
Грибанова Райна Фиркатовна, учитель-логопед, учитель ИЗО и черчения

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки ИЗО, как любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.

Моя миссия учителя-художника в современной школе особая. Я должна быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.

Мой интерес к обозначенной теме продиктован   в результате возникновения противоречий между требованиями к освоению образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой, что я выявила в результате проведения диагностики.

Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя технологию проектного обучения.

Я выдвинула гипотезу: В результате практической реализации технологии проектного метода у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности младших школьников.

Тема проекта, над которой я работаю в последние годы: «Развитие самостоятельности и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения».

Целью своей работы считаю: формирование исследовательских умений учащихся, выработка самостоятельности и инициативы, направленных на развитие творческих способностей.

Как хорошо учить? Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное - направленным на развитие каждого ребенка? Для решения данных вопросов мной были определены следующие профессиональные задачи, которые вы можете видеть на данном слайде.
  • Проанализировать психолого–педагогическую литературу по данной теме (технологию развития проектной деятельности).
  • Изучить технологию проектного метода обучения и его роль в развитии самостоятельности и творческих способностей младших школьников.
  • Описать возможности и особенности использования проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.
  • Разработать модель последовательного включения школьников начальной школы в проектную деятельность, способствующую формированию у них ключевых компетенций.
  • систематизированы задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности. Оценить эффективность использования проектной деятельности в формировании  самостоятельности и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В своей работе я опиралась на методику развития исследовательских способностей младших школьников (Савенков А.И.), методику проектной деятельности младших школьников (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко), теорию развивающего обучения (Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова), теорию  художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев), рекомендации программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Проектное обучение является таким типом обучения, при котором дети входят в область научных понятий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческой  работы.

Цели творческой проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

На уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности  я применяю следующие виды проектов. Слайд 13

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной   деятельности ”, которые должны выполняться участниками проекта.
  • В команде нет лидеров.
  • Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
И разработала памятку выполняющему творческий проект.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие  проектное задание.

В педагогической литературе представлены различные варианты этапов над проектами. На основе изучения этапов  я составила свою модель последовательного включения школьников в проектную деятельность.

Первый этап (проектировочный)
1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Учитель задает наводящие вопросы или уточняет  перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
3 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4 .Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это  презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена (рис, описание модели, макет)
6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.

Изобразительное искусство как учебный предмет – плодотворная почва для  проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие интереса к  художественной культуре среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения результата своей деятельности. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Практика показала, что метод проектов применим на уроках изобразительного искусства в 2-4 классах общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако педагогу нужно учитывать следующее:
 • метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
 • следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
 • учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;
• следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
• проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
• полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но   интереснее получается работать  над творческими проектами.

В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие проекты могут носить индивидуальный, парный или групповой  характер.

Практика

На первом этапе разработали замысел проекта и план работы. На уроке при изучении раздела «Каждый народ – художник», выявили, что различные этапы истории человечества отразились во внешнем виде сооружений архитектуры. Они передают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создавших их людей. Но учебники не дают полной информации. И перед нами встает вопрос: “А можем ли мы совершить путешествие по времени, что бы узнать больше?” При обсуждении этой проблемы мы пришли к такому решению: “Да, можно. Нужно сделать коллаж определенной эпохи. И решили выполнить постройки на Руси и современности (город и село)”. Эти коллажи можно оставить в классе и организовать экскурсии для учащихся начальной школы. Проект сразу приобрел большую значимость в глазах учеников. Ребятам важно, что их труд не пропадет даром.

Класс разбивается на группы по пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, варианты технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. Каждая команда выбирает свое задание, которое рассчитано на выполнение нескольких недель.

Далее я предлагаю учащимся продумать дома о конструкции будущего изделия. Ученики обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми. Конечно, не все учащиеся выполняют это задание, но в каждой группе есть ответственные, исполнительные ребята, которые приходят на следующее задание со своим предложением.

На следующем уроке учащиеся проводят системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимают решения. Делают зарисовки, схемы, чертежи будущего изделия, т.е. выбирают варианты замысла проекта. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи к разработке замысла изделия.

К следующему занятию замысел обретает конкретные очертания. Значит теперь нужно составить план работы, т.е. как будем воплощать замысел в жизнь. У учащихся создается ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определения рациональных приемов и последовательность выполнения, т.е. как на практике будем выполнять проект.

Им следует самостоятельно продумать форму, цвет, количество элементов, их взаиморасположение, но так, чтобы все вместе могло обозначать характер и передавать определенное настроение. В этом для ребенка состоит цель работы, а пути ее достижения каждый находит сам. Ученик сознательно ищет, какими способами можно лучше добиться поставленной цели, т.е. он выступает как творец, конструктор, создатель.

Все группы сошлись во мнении, что лучше использовать исходное вторсырье (упаковочные коробки, спичечные коробки, пенопласт и тд.); цветной картон и бумагу, краски.

Затем приступают ко второму этапу проекта - “выполнение проекта в соответствии с замыслом”. Идет практическая работа. По ходу работы учащиеся корректируют замысел, вносят дополнения, исправляют конструкцию, форму. В это время в школе среди начальных классов проходил конкурс “театральный сезон”. Дети готовили пьесу- шутку, стенгазету, афишу. И у них сразу появилась идея, что в городе нужно расставить афиши.

В процессе проектной деятельности я формировала  у учащихся следующие умения и навыки. Слайд 22.

Мной разработана серия уроков - проектов для 3-4 класса, в ходе которых используются межпредметные связи;
с моей помощью учениками 2-4 классов  были подготовлены проекты по следующей тематике: Слайд 23.

Лучшие проекты были представлены на школьный конкурс проектных работ, а победители стали участниками городского конкурса и завоевали призовые места – «Настольный  театр» 3 кл.

После проведения проектов я провожу анкетирование с целью определения удовлетворенности ученика над проектом.

Формирование навыков самооценки – по окончании выполнения проекта учащиеся работаю по следующей памятке: Слайд 31.
- систематизированы задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности. Выполнение данных заданий способствуют накоплению определенного опыта в проектной деятельности, что проявляется в дальнейшем при реализации проектов.

Более объективную картину результативности моей работы по данной теме подтверждают результаты диагностик:
-диагностика уровня обученности при стабильной 100% успеваемости 98% качество;
-результаты анкетирования;
-диагностика определения учебной самостоятельности.
-диагностика уровня развития общеучебных, дидактических умений и навыков, творческого потенциала учащихся (разработана на основе диагностики Орловой). Данные диагностик наглядно показывают положительную динамику качественных показателей высокого и среднего уровней развития исследовательских способностей учащихся.
             
Выводы.

Повысился уровень познавательного интереса к проектной деятельности; значительно увеличилось количество учащихся с повышенным интересом к данному методу обучения; практически уменьшилась группа учащихся, проявляющих ситуативный интерес к предмету; повысились практические умения и навыки; к концу 4 класса возрос интерес к проектным работам; качество знаний по ИЗО искусству стабильно не ниже 97%.

При рассмотрении сущности и особенностей проектного обучения видим, что организация такого метода на уроках действительно способствует развитию самостоятельности, вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний.

В результате исследования я подтвердила правильность выдвинутой мной гипотезы: повысился уровень самостоятельности  и уровень творческих способностей у обучающихся. В итоге возрос движущий стимул самореализации личности младших школьников на уроке изобразительного искусства.

Считаю опыт своей работы «Развитие самостоятельности и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует  творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.

Перспектива моей работы заключается в следующем:
- создание банка проектных работ в помощь учащимся и педагогам;
- диссеминация свой опыт работы по данной теме (участие в профессиональных конкурсах педмастерства, публикации  на сайтах и в периодической печати);
- участие в творческой группе «Проектная деятельность», обмен опытом с коллегами по данному вопросу, консультирование педагогов.

 Список литературы:
1. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
2. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.
3. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
4. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:АРКТИ, 2003.
6. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно- методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
7. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
Интернет-ресурсы: «http://www.zavuch.info/, www.1september.ru, http://teacher2010.ru/about.php

Презентация педагогического проекта Грибановой Р.Ф.



Назад к списку

Комментарии
хорошо
gjkl;

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*