Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль изучения дисциплины «Информатика и информационно-коммуникацонные технологии (ИКТ)» в системе СПО, с целью повышения информационной культуры студентов в современном обществе

12.08.2015 514 685
Шальнева Екатерина Александровна
Шальнева Екатерина Александровна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Для развития современного общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные.

Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, будем называть информационными процессами.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей и т.д.. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию различных датчиков, автоматизированной охраны, датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами и т.д.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи называют его «информационным».

В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. Цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования.

В настоящее время наше общество практически уже близко к тому, чтобы его можно было отнести к категории «информационное общество».

Согласно официальным источникам, информационное общество — это общество, в котором качество жизни, также как перспективы социальных изменений и экономического развития во все большей степени зависят от информации и от ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и информационных технологий.

Современное общество требует, чтобы его гражданин обладал информационной культурой. Информационная культура является элементом общей культуры человека. Информационная культура — это знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Одной из основных особенностей современности является перемещение существенной части социально-экономических процессов в виртуальное пространство. Всё чаще мы сталкиваемся с некорректностью использования Internet пространства, неумением применять  ИКТ в социально-бытовых, социально-экономических целях и т.д. Как должны реагировать образовательные организации?

Ответом на вопрос может быть пересмотр роли и стратегических целей преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ» в СПО. В большинстве образовательных организаций содержанием подготовки по данной учебной дисциплине является, как правило, обучение использованию прикладного программного обеспечения, изучение основ алгоритмизации и программирования, создания Web- страниц.

Информатика должна стать культурологической учебной дисциплиной, основной целью преподавания которой должно стать формирование компетенций информационной культуры.

Одним из важнейших требований, предъявляемых на современном этапе в СПО, является подготовка специалистов, владеющих информационными (ИТ) и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и способных применить их к решению профессиональных задач. Отмечается, что качество такой подготовки определяется способностью к самостоятельному, свободному освоению новых информационных программных продуктов, творческим подходом к дальнейшему образованию, стремлением к самообразованию.

С нашей точки зрения роль информатики в СПО должна быть в:

  • формировании логического и алгоритмического мышления;
  • формировании навыков использования виртуальности, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • формировании навыков использования информационных систем;
  • овладении умением применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других дисциплин в СПО;
  • воспитании ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Изучение дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»  в СПО призвано более полно раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационно-коммуникационных технологий, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения (в системе ВПО).

Содержание курса «Информатика и ИКТ» соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ» продолжает развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Изучение данной дисциплины «Информатика и ИКТ» содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Рабочая программа предусматривает подготовку проектных заданий, творческих и графических работ студентов. Моделирование и проектирование направлены на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических, экономических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д.

Проектные, творческие работы помогут применять полученные умения в реальной образовательной деятельности обучающихся и позволяют настраивать обучение на соответствующее профильное направление. 

Изучение дисциплины «Информатика и ИКТ» в системе СПО направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Теоретическая составляющая курса «Информатика и ИКТ» раскрывает содержание информационной технологии решения задачи через основополагающие понятия: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая составляющая курса «Информатика и ИКТ» направлена на освоение студентами навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым для социализации обучающихся, последующей их профессиональной деятельности, для повышения эффективности освоения других учебных дисциплин.

Обязательной составляющей должны стать «выездные» занятия, позволяющие молодым людям не только увидеть реальную работу информационных систем, но и услышать от специалистов требования к профессиональным компетенциям специалистов в ИТ-сфере для понимания необходимости серьезного профессионального образования для получения возможности трудоустройства.

Современный человек в обязательном порядке должен уметь отбирать и анализировать получаемую им из различных информационных ресурсов информацию, уметь ранжировать ее. Человек должен представлять, какая информация нужна ему для решения поставленных перед ним задач.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*