Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль дисциплины «Проектирование карьеры» в повышении конкурентоспособности выпускников на рынке труда

28.07.2015 335 643
Лузанова Ирина Викторовна
Лузанова Ирина Викторовна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) должна включать в себя, помимо обязательной части, также и вариативную часть с целью формирования дополнительных компетенций, знаний и умений,   необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Одной из таких дисциплин, включенных в вариативную часть ППССЗ в нашем колледже, является дисциплина «Проектирование карьеры».

В наше время проблема успешного трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений является очень актуальной. Это первый вопрос, волнующий любого выпускника образовательного учреждения.

Почему эта проблема была и остается актуальной?

В-первых, гарантированное трудоустройство выпускников учебных заведений по распределению, подобно существовавшей в СССР практике, осталось в прошлом. В современном обществе после окончания учебного заведения выпускник вынужден сам прокладывать себе путь к профессиональному успеху. Во-вторых, многие предприятия неохотно принимают на работу вчерашних выпускников, да и относятся порой к их способностям и возможностям с некоторым недоверием, поскольку по вполне понятным причинам стаж работы у молодого специалиста пока либо очень небольшой, либо вообще отсутствует.  

Очень часто выпускники учебных заведений испытывают чувство растерянности на рынке труда: неизвестно, как встретят их там, за пределами родного учебного заведения, как правильно себя вести, каких ошибок не допускать, чтобы дальнейший жизненный профессиональный путь оказался по-настоящему успешным.

Чем же можно помочь нашим выпускникам? Какие дополнительные знания и умения, помимо профессиональных, а также общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО, могут помочь нашим выпускникам построить по-настоящему успешную карьеру, помочь им чувствовать себя более уверенно на рынке труда и избежать серьезных ошибок на профессиональном пути?

Самое первое занятие мы начинаем с изучения структурно-логической схемы  дисциплины «Проектирование карьеры». В самом начале очень важно сразу наглядно представить студентам общую картину всей дисциплины в целом - в максимально простом и обобщенном виде, показать с помощью нее взаимосвязи внутри дисциплины между различными разделами и темами и междисциплинарные  связи. После этого студенты начинают лучше понимать всю логику дисциплины, ее назначение и ценность для дальнейшего профессионального пути.

К этой схеме дисциплины можно обращаться на каждом занятии, чтобы видеть, где  мы находимся в данный момент – в каком разделе, на какой теме, что уже изучено и что мы будем изучать на следующем занятии. Таким образом студенты способны самостоятельно формулировать цель каждого занятия, что будет еще больше мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и выполнению практических заданий.

С помощью структурно-логической схемы мы рассматриваем со студентами основные этапы пути под названием «Построение профессиональной карьеры», того пути, который каждому из них предстоит пройти в будущем. На каждом из этих этапов есть свои сложности, есть свои так называемые «подводные камни», о которых обязательно нужно знать, чтобы вовремя их обходить и успешно с ними справляться.

На первом этапе, без выполнения которого весь остальной путь может оказаться просто бессмысленным, необходимо помочь студентам определиться с целью своей карьеры, а точнее, с теми видами деятельности, которые подходят им больше всего. Планирование человеком своей карьеры напрямую связано с пониманием своей цели, осознанием того, что он хочет делать, а что – нет, на какую вершину ему следует подниматься, а какие – оставлять без внимания.

Несмотря на то, что выбор конкретного учебного заведения уже подразумевает некую определенность в этом вопросе, на деле этот выбор нередко является неосознанным или осознанным не до конца. Поэтому, к сожалению, немногие студенты могут сразу дать уверенный ответ на вопрос: «Какие именно виды деятельности подходят им больше всего, а какие виды деятельности категорически не рекомендуются?».

Китайский мыслитель и философ Конфуций говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Если работа интересна, если она приносит удовольствие, хочется заниматься ею все больше и больше, а, значит, и добиться успеха в этой работе будет наверняка несложно.

Как можно помочь студентам в определении  наиболее подходящих им видов деятельности? Для этой цели я предлагаю им выполнить различные упражнения и тесты по профессиональному самоопределению. Для получения более точного результата студентам предлагается несколько профориентационных методик. В частности, к ним относятся методика Дж. Голланда «Опросник профессиональных предпочтений», методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», опросники британского психолога Дж.  Барретта и другие.

В условиях сегодняшней конкуренции на рынке труда все большее число компаний начинает практиковать использование подобных опросников для проверки способностей и оценки кандидатов на рабочие места при приеме на работу. Поэтому выполнение этих методик также позволяет подготовить студентов к прохождению этого испытания в будущем, что позволит им чувствовать себя при устройстве на работу более уверенно и выдержать это испытание  с честью.

После выполнения всех заданий вместе со студентами мы пытаемся определить те виды деятельности, которые подходят им больше всего и в которых им легче всего будет добиться успеха. А с другой стороны, выявляем те виды деятельности, которыми заниматься не рекомендуется в силу личностных особенностей конкретного человека, его характера и способностей.

Одной из задач в процессе изучения данной дисциплины является разрушение определенных  стереотипов в сознании многих молодых людей, мешающих им добиться в жизни успеха. Например, по результатам проведенного недавно студенческого исследования в рамках подготовки к научно-практической конференции поиск работы через государственную службу занятости признали эффективным только 1% опрошенных студентов. Действительно, по сравнению с другими возрастными группами молодежь реже и неохотнее обращается за помощью в государственную службу занятости. А значит, при возникновении проблем в вопросах трудоустройства мало кто из них обратится за помощью в эту организацию, тем самым, возможно, упуская ценные возможности для достижения профессионального успеха.

Поэтому на своих занятиях я уделяю особое внимание работе государственной службы занятости и организуемым ею мероприятиям для ищущих работу людей, на конкретной  помощи, которую может получить человек, обратившийся в службу занятости за поддержкой, подкрепляя реальными историями из жизни людей, которые эту помощь уже получили.

Другим опасным заблуждением является часто встречающееся у студентов несколько  легкомысленное отношение к такому важному этапу на пути построения карьеры, как поиск работы.  Во-первых, лишь немногие знакомы со всеми основными способами поиска работы в современных условиях и их особенностями. В процессе изучения дисциплины необходимо убедить студентов в том, что процесс поиска работы сам по себе является важной и серьезной работой, к которой и отнестись нужно со всей ответственностью. А для этого нужно помнить, что все способы поиска работы имеют свои особенности, свои преимущества и недостатки, которые обязательно нужно учитывать, чтобы добиться успеха.

Сложно заранее предугадать, какой именно способ окажется самым эффективным для конкретного человека. Поэтому и задействовать нужно максимально возможное количество способов: Интернет, специализированные издания по трудоустройству, поиск через знакомых, прямое обращение к потенциальным работодателям и т.д.

Наибольшее внимание и время при изучении данной дисциплины уделяется самому сложному этапу на пути построения успешной карьеры  - процессу самопрезентации на рынке труда, т.е. представлении своего «товара» в наиболее выгодном, выигрышном свете перед потенциальным покупателем-работодателем.

Нужно задуматься, зачем работодателю принимать на работу конкретного человека? Для того чтобы извлечь из этого какую-то пользу. Человек должен обладать явным полезным преимуществом по сравнению с другими кандидатами. Поэтому нужно постараться найти в своем «товаре» как можно больше преимуществ, которые затем можно было бы предложить работодателю при составлении резюме, а затем и при личной встрече – на собеседовании.

Для того чтобы студенты могли освоить и проработать конкретные навыки, необходимые для написания грамотного резюме и успешного прохождения собеседования, после изучения теоретического материала по этим темам обязательно провожу практические занятия в форме деловых игр.

На этих занятиях студенты самостоятельно пишут резюме и сопроводительные письма, позволяющие увеличить шансы на получение работы.  Также они оценивают чужие резюме, как потенциальные работодатели, что позволяет лучше видеть те ошибки, которые нередко допускают соискатели при написании этого документа, но которые способны вызвать негативное отношение работодателя и испортить общее впечатление от резюме.

Проведение занятий в форме деловых игр позволяет создать для студентов ситуации, максимально приближенные к реальным условиям жизни и побудить их к принятию решений в этих ситуациях. На таких занятиях студентам дается возможность посмотреть на себя со стороны, найти и проработать многие затруднительные ситуации, возникающие в процессе трудоустройства.

Например, на одном из таких занятий по теме «Собеседование» каждый студент сначала выступает в роли соискателя на вакантную должность, отвечая на вопросы «работодателя». Вопросы задаются, в том числе, и из категории нестандартных или неудобных вопросов, которые нередко задаются в ходе так называемых стрессовых собеседований с целью проверить самообладание кандидата, его находчивость и способность к творческому мышлению.

Затем студенту предоставляется возможность побыть в роли потенциального работодателя, который сам придумывает вопросы для кандидатов, оценивает их ответы и выбирает в конце конкурса наиболее походящего кандидата с обоснованием своего выбора. Возможность посмотреть на процедуру собеседования с обеих сторон позволяет студентам лучше понять мотивацию своего собеседника, понять, с какой целью на собеседовании задаются те или иные вопросы. После этого студенты смогут более спокойно и уверенно вести себя в различных стрессовых ситуациях, порой возникающих или намеренно создаваемых работодателем в процессе личной встречи с кандидатом на вакантную должность.

Даже успешно пройдя все эти испытания, не нужно забывать, что получение работы само по себе – это одно, а достижение успеха на этой работе – совсем другое. Для успешного развития своей карьеры, помимо профессиональных навыков, также нужно развивать в себе определенные деловые и личные качества, важнейшими их которых, по мнению многих специалистов, являются умение строить отношения с другими людьми,  умение эффективно управлять своим временем и умение правильной саморегуляции в условиях стрессовых ситуаций, возникающих на любом рабочем месте.

Изучение дисциплины «Проектирование карьеры» наверняка поможет нашим будущим выпускникам обрести уверенность в себе и своих возможностях. Оказавшись после окончания учебного заведения на рынке труда, они будут чувствовать себя более уверенно, не растеряются при возникновении сложных ситуаций в процессе поиска работы и самопрезентации перед потенциальным работодателем. Также они будут знать, что в случае неудачи при самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, они всегда могут обратиться за помощью в государственную службу занятости, которая поможет определиться с подбором максимально подходящих видов деятельности и найти ту работу, с которой начнется их профессиональная карьера.

Можно не сомневаться, что полученные на занятиях знания и приобретенные навыки позволят нашим выпускникам проявлять больше активности и самостоятельности на рынке труда, используя все предоставляемые жизнью возможности для построения успешной профессиональной карьеры.

А в заключение хотелось бы привести слова одного из моих студентов, обучавшегося на заочном отделении и уже прошедшего к моменту обучения в колледже довольно долгий профессиональный путь: «Как жаль, что этих знаний у нас не было раньше. Скольких ошибок мы могли бы избежать и, наверняка, при наличии этих знаний жизнь сложилась бы совсем иначе».

Список литературы

  1. Рипская С.Г., Хохлова М.М. Проблема занятости молодежи и пути ее решения: [Электронный ресурс]. 2009-2012. URL: http://pravmisl.ru/index.php?id=1326&option =com_content&task=view (дата обращения 19.02.2015).
  2. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7156 (дата обращения: 14.02.2015).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*