Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаГлавной задачей учителя начальных
классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс
очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства педагога, от того
насколько он умеет одухотворить человеческие стремления в достижении
собственного идеала.
В проекте Федерального государственного
стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и
социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в
соответствии с Законом «Об образовании». Важной педагогической задачей в
формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции,
сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела,
нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного
развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек,
ведущих к формированию нравственных качеств его личности.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности.
Любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности. В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет отступая от моральных принципов.
По оценке самих учащихся практически до
20% уменьшилась доля времени для чтения художественной литературы, журналов и
газет. Преобладающие жанры художественного чтения – детективы, фантастика.
Более двух часов в день учащиеся проводят за компьютерами, а также
развлечениями в интернете. Что же делать нам педагогам, в снова ставшим
«смутным» время? Мы должны взять на себя труд объяснить учащимся ярко, образно,
доступно, эмоционально суть важных нравственных ценностей, без которых
невозможно состояться цивилизованному обществу. С младшего школьного возраста
подготавливать ребят к жизни, труду, учить быть скромными, честными, чуткими и
заботливыми по отношении к людям, учить любить Родину.
На первом этапе младшего школьного
возраста помощником являются этические
беседы. Ведь этические беседы способствуют приобретению подрастающим
поколением нравственных знаний, выработке у ребят этических представлений и
понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, к стремлению к оценочной
нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь
школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят
нравственную позицию. Помочь каждому школьнику осознать свой личный
нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать
нравственные взгляды, оценки.
В процессе каждой этической беседы,
стараемся заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в
обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, учим
отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей. Мы проводим
этические беседы систематически, включая их в план воспитательной работы
классного руководителя. Трудно ли их проводить? Да, безусловно, ибо необходимо
младшим школьникам в конкретно образной форме раскрыть абстрактные понятия:
совесть, достоинство, честь, бескорыстие, милосердие, гуманизм, дружба и т.д.
Что может быть поводом для выбора тематики?
Представляем Вам темы этических бесед, которые целесообразно в работе со школьниками и актуальны сегодня:
Очень важно, чтобы беседы были профессионально этически подготовлены и умело организованы. Особенность проведения бесед заключается, что беседа ни в коем случае не должна переходить чрезмерную назидательность, в нее должно входить как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Учитель обязательно советуется с ребятами, какие темы их интересуют и волнуют больше всего.
Успех беседы зависит и от отношения детей к теме, от желания принять в ней участие. Мы проводим беседы двумя путями: индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов подводим ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но также можно строить этическую беседу дедуктивным путем, то есть идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и более углубленным выводам.
Особенность проведения этических бесед заключается в том, что их можно инсценировать. В гимназии ведется театральный кружок «Юность», где под руководством преподавателя ведется живой обмен мнениями, диалог, обсуждение отношения к нравственному понятию.
Проведение этических бесед, занятие в театральном кружке, чтение книг, фильмы с последующим обсуждением, помогут в нравственном становлении детей. Если в процессе этического воспитания учитель своевременно и грамотно поможет школьнику выстроить пути собственного развития, ободрит, поощрит, поддержит его правильные устремления – может быть достигнут нравственный результат.
Чем чаще учитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше возможностей сплотить и сдружить коллектив. Очень важно в деле формирования коллектива привлечь родителей
Представляем Вам темы родительских собраний, которые актуальны сегодня:
1. Трудности адаптации ребенка в школе.
2. Телевизор в жизни семьи.
3. Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня.
4. Законы жизни семьи, законы жизни класса.
5. Причины и последствия детской агрессии.
6. Поощрение и наказание детей в семье.
7. Праздники и будни нашей жизни.
8. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
Каждый ребенок, который посещает школу, хочет хорошо учиться, а стимулом проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Если учитель активно использует сотрудничество и соревнование как методы, стимулирующие мотивацию ребенка, то воспитательные усилия будут реализованы в полной мере, так как детям важен личный результат и личный успех.
Успех
учащихся зависит от традиций, которые заложены в младших классах и
реализовываются в среднем звене.
Целью деятельности любого образовательного учреждения по отношению к ребенку является развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.
На начальной ступени образования ведущей воспитательной задачей является формирование позитивного отношения к духовно-нравственным ценностям (долг и уважение к себе, семье, классу, гимназии, труду и т. д.), в основной ступени образования – познание, общение и дружба, в старшей школе – ценность мира, гармонии, любви к Отечеству.
Для достижения поставленной цели классному руководителю необходимо:
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослых (учителей и родителей) и детей.
Преемственность
духовно-нравственного развития в начальной и основной школах заключается в
создании и реализации комплексно-целевой программы по ступеням образования.
Итак, в 5 классе можно предложить следующиетемы этических бесед:
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.