Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Преемственность в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся в начальной школе и среднем звене.

03.04.2011 1242 6362
Дементьева Лариса Александровна
Дементьева Лариса Александровна, учитель

Каузова Ольга Николаевна
Каузова Ольга Николаевна, учитель химии

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

Главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства педагога, от того насколько он умеет одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала.


В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности.


Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности.


Любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности.  В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет отступая от моральных принципов.


По оценке самих учащихся практически до 20% уменьшилась доля времени для чтения художественной литературы, журналов и газет. Преобладающие жанры художественного чтения – детективы, фантастика. Более двух часов в день учащиеся проводят за компьютерами, а также развлечениями в интернете. Что же делать нам педагогам, в снова ставшим «смутным» время? Мы должны взять на себя труд объяснить учащимся ярко, образно, доступно, эмоционально суть важных нравственных ценностей, без которых невозможно состояться цивилизованному обществу. С младшего школьного возраста подготавливать ребят к жизни, труду, учить быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношении к людям, учить любить Родину.


На первом этапе младшего школьного возраста помощником являются этические беседы. Ведь этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у ребят этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, к стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят нравственную позицию. Помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки.


В процессе каждой этической беседы, стараемся заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, учим отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей. Мы проводим этические беседы систематически, включая их в план воспитательной работы классного руководителя. Трудно ли их проводить? Да, безусловно, ибо необходимо младшим школьникам в конкретно образной форме раскрыть абстрактные понятия: совесть, достоинство, честь, бескорыстие, милосердие, гуманизм, дружба и т.д.


Что может быть поводом для выбора тематики?

  1. Нравственные познавательные интересы детей (у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, ведь у ребят нет достаточно целенаправленных наблюдений).
  2. Ситуации, сложившиеся в классе (Равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям разных национальностей).
  3. События, происходящие в стране, городе и другом социуме (Теракт в Домодедово, 2011).
  4. Просмотренный фильм, прочитанная книга («Приключение желтого чемоданчика» - великолепный фильм, В. Драгунский «Денискины рассказы» - очень интересная книга для обсуждения).

Представляем Вам темы этических бесед, которые целесообразно в работе со школьниками и актуальны сегодня:

  1. Совесть.
  2. Умей уважать других.
  3. Цена одной минуты.
  4. Друг познается в беде.
  5. Каждой вещи  - своё место.
  6. Трудом славен человек.
  7. Святое имя – Мать.
  8. Уметь быть самим собой.
  9. Традиции семьи.
  10. Твоя ответственность перед самим собой и коллективом.
  11. Почему нельзя брать чужое?
  12. Хорошие и плохие поступки.
  13. Каким я хочу быть?
  14. В мире вежливых слов.
  15. Умеешь ли ты дружить?

Очень важно, чтобы беседы были профессионально этически подготовлены и умело организованы. Особенность проведения бесед заключается, что беседа ни в коем случае не должна переходить чрезмерную назидательность, в нее должно входить как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Учитель обязательно советуется с ребятами, какие темы их интересуют и волнуют больше всего.


Успех беседы зависит и от отношения детей к теме, от желания принять в ней участие. Мы проводим беседы двумя путями: индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов подводим ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но также можно строить этическую беседу дедуктивным путем, то есть идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и более углубленным выводам.


Особенность проведения этических бесед заключается в том, что их можно инсценировать. В гимназии ведется театральный кружок «Юность», где под руководством преподавателя ведется живой обмен мнениями, диалог, обсуждение отношения к нравственному понятию.


Проведение этических бесед, занятие в театральном кружке, чтение книг, фильмы с последующим обсуждением, помогут в нравственном становлении детей. Если в процессе этического воспитания учитель своевременно и грамотно поможет школьнику выстроить пути собственного развития, ободрит, поощрит, поддержит его правильные устремления – может быть достигнут нравственный результат.


Чем чаще учитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше возможностей сплотить и сдружить коллектив. Очень важно в деле формирования коллектива привлечь родителей


Представляем Вам темы родительских собраний, которые актуальны сегодня:

1. Трудности адаптации ребенка в школе.

2. Телевизор в жизни семьи.

3. Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня.

4. Законы жизни семьи, законы жизни класса.

5. Причины и последствия детской агрессии.

6. Поощрение и наказание детей в семье.

7. Праздники и будни нашей жизни.

8. Роль книги в развитии  интеллектуальных умений ребенка.


Каждый ребенок, который посещает школу, хочет хорошо учиться, а стимулом проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Если учитель активно использует сотрудничество и соревнование как методы, стимулирующие мотивацию ребенка, то воспитательные усилия будут реализованы в полной мере, так как детям важен личный результат и личный успех.


Успех учащихся зависит от традиций, которые заложены в младших классах и реализовываются в среднем звене.


Целью деятельности любого образовательного учреждения по отношению к ребенку является развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.


На начальной ступени образования ведущей воспитательной задачей является формирование позитивного отношения к духовно-нравственным ценностям (долг и уважение к себе, семье, классу, гимназии, труду и т. д.), в основной ступени образования – познание, общение и дружба, в старшей школе – ценность мира, гармонии, любви к Отечеству.


Для достижения поставленной цели классному руководителю необходимо:

  • Формировать у учащихся чувство гордости за свою семью, класс, гимназию, город т.д.;
  • Мотивировать и укреплять интерес к отечественной истории, культуре, культурно-историческому наследию других народов;
  • Воспитывать уважение к государственным символам РФ и других стран, повышать уровень гражданской воспитанности;
  • Предоставить ученику возможность попробовать себя в различных видах личностно и социально-значимой деятельности и «примерить» на себя ту или иную социальную роль; 
  • Осуществлять развитие интеллектуального, духовного и творческого потенциала;
  • Осуществлять воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством общественной и личной ответственности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослых (учителей и родителей) и детей.

Преемственность духовно-нравственного развития в начальной и основной школах заключается в создании и реализации комплексно-целевой программы по ступеням образования.


Итак, в 5 классе можно предложить следующиетемы этических бесед:

  1. «Первый раз – в 5 класс» - беседа-размышление о правилах поведения в гимназии;
  2. «Зачем мне мобильный телефон?» - беседа-размышление, на которую рекомендуется пригласить  инспектора по делам несовершеннолетних;
  3. «Особенности  моего возраста» - беседа-размышление, на которую рекомендуется пригласить социального педагога;
  4. «Они младше» - беседа-размышление о том,  зачем младшим нужна помощь старших;
  5. «Я культурный?!» - беседа-размышление (когда возникли первые проблемы с дисциплиной);
  6. «Забота» - этическая беседа о том, что необходимо уделять внимание  учителям-ветеранам;
  7. «Их когда-то приручили» - помощь бездомным животным, фотоконкурс «Мое забавное животное»;
  8. «Особенности моего возраста» - беседа-размышление (эта беседа явилась темой второго родительского собрания);
  9. «Мы разные, но вместе» - этическая беседа о традициях разных национальностей;
  10. «Нужен ли мне ЗОЖ?» - беседа-размышление, которую подготовили ученицы 10 класса;
  11. «Правила личной гигиены» - беседа-размышление;
  12. «Письмо в армию» или «Посылка солдату» - поддержка новобранцев;
  13. «Омск – город, которым можно гордиться!»
  14. «Кому и что Я должен?»
  15. «Я – защитник!» - 23 февраля
  16. «Мама с праздником!» - 8 марта
  17. «Православная история моего имени» - детские этические чтения;
  18. «Шаг навстречу» - помощь воспитанникам детских домов и интернатов.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*