Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интеграция фольклора и физического воспитания детей дошкольного возраста

01.07.2015 613 947
Мандриченко Лидия Анатольевна
Мандриченко Лидия Анатольевна, преподаватель

Изотова Наталья Ивановна, студентка 44 группы

Мезенский педагогический колледж

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе дошкольного учреждения является целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе на занятиях физкультурой, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Одним из путей улучшения психофизического состояния детей является использование средств фольклора в процессе физического воспитания. Однако научных работ, посвященных изучению целесообразности использования фольклора в работе с детьми по физическому воспитанию, недостаточно. Имеются отдельные сведения об использовании русских народных подвижных игр в физическом воспитании детей (Е.А. Покровский, 1864; ВИ. Даль, 1879; П.Ф. Лесгафт, 1888; М. Ф. Литвинова, 1986; А.В. Кенеман, Т.И. Осокина,1995; Н.Н. Кожухова, 2002 и др.).

Как показывают педагогические наблюдения, в практике физические упражнения в сочетании с фольклором используются педагогами сравнительно мало, в основном на физкультурных занятиях игрового типа, спортивных и обрядовых праздниках.

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Особенность организации интегративного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.

Интегрированные занятия – интегрированные курсы, которые объединяют вокруг определенного занятия или темы разнородные знания.

Так, к примеру, в образовательной области «Физическое развитие», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.

При этом образовательные область «Физическое развитие» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяет целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Однако, как форма интегрированного образования дошкольников интегрированные занятия специально не изучались. Сейчас же перед дошкольными образовательными учреждениями поставлена задача не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.

Из огромного свода детского фольклора, который использовался предками на благо собственных детей вот лишь немного текстов в качестве примера, для ориентации:

Ребёнок ясельной группы сидит на руках у взрослого.

Взрослый рассказывает потешку:

Батюшке – сажень!                          При каждом стихе ручки ребёнка
Матушке – сажень!                          складываются и снова расправляются,
Братцу – сажень!                             а при последних словах – ещё более.
А мне – долга, долга, долга!

Ребёнок при этом обыкновенно смеётся от удовольствия и начинает сам делать ручонками сажени.

Вспомните знаменитые «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Не китайский, не тибетский, а самый что ни на есть наш родной массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), важных точек – запястье, локоть, плечо (тут пень, тут пенёк, тут колода) и т.д. И одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.

Вспомним определение здорового дошкольника Ю.М. Змановским: «Здоровый дошкольник – жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешним факторам, с высоким уровнем выносливости…» И он подчёркивал, что для этого в группе необходимо обеспечивать рациональную двигательную активность.

В этом воспитателю очень помогут потешки: например, при выполнении общеразвивающих упражнений:

Совушка-сова                                              И.п. Основная стойка
Большая голова                                          Руки на поясе
На суку сидит
Во все стороны глядит                               Повороты головы
Да вдруг как полетит!                                 Махи руками, бег

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия:

Барашек – кудряшек                                  Ходьба
По лесу бродит                                          Спина прямая
Корова-бурёнка,
Молочка неси!

Гусочка - краснополочка,
По лугу ходи!                                             Ходьба с боку на бок
Уточка – водоплавочка                             Ходьба с подгребанием руками
По реке плыви                                           (как крылья)
Свинка – белоспинка                                Наклоны головы с движением
Землю копай                                             Шеи в разные стороны
Козочка – брыкалочка                               Бег, прыжки (циклично)
По горам скачи!
Лошадка - пегашка беги, беги                  Бег
Нашего Ванюшку вези, вези

Вдумайтесь, как много мышц затребовано этой потешкой и здесь же целебные (по Ю.Змановскому) циклические упражнения (бег, прыжки).

А уж сколько психогигиены, т.е. создания условий для преобладания у детей чувства жизнерадостности, бодрости, веры в себя!

При обучении основным движениям хорошо использовать игровые моменты из сказок. Например, из русской народной сказки «Колобок». Дать детям двигательно-творческое задание: «Колобок покатился по тропинке – катание мячей двумя руками на расстоянии 2-3 метра. Дети машут рукой колобку: «До свидания!» Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь – ползание на ладонях и ступнях.

На прогулке можно использовать 10–15 потешек или загадок «двигательного характера». Это помогает яркому, образному выполнению движений:

  • легко, бесшумно спрыгивают птички
  • вперевалочку, широко расставив ноги, идёт «косолапый медведь»
  • весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает петушок и т.п.

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физкультуре необходимо включать фольклор как можно чаще в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей.

Но ведь в детском фольклоре есть ещё и считалки, молчанки, заклички. Не говоря уже об играх и сказках. Жаль, что много забыто нами и не используется в целебных целях.

А, если учесть, что на здоровье, психику, характер влияет звуковая информация (т.е. сам язык), то есть смысл задуматься о том, какие и чьи песни и какие слова говорить.

Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры. Но ведь и все народные игры в такой же степени моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не просто двигаться, но и думать, искать решение. Это не убивает времени, а является тренингом и, главное здесь, - общение. «Гуси», «Краски», «Зайцы и волк»…В каждой игре целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и превалирования положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку.

А это уже будет называться оздоровительный режим. По Змановскому Ю.Ф. оздоровительный режим включает триаду:

  1. Достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений.
  2. Превалирование положительных эмоций.
  3. Достаточная умственная нагрузка.

Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в фольклоре, потому он так и важен в работе с детьми.

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.

Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает интерес детей к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной.

Отдельные жанры фольклора, такие как считалки, стихи, скороговорки, народные игры используются в работе с детьми дошкольного возраста. Однако целенаправленная работа по использованию фольклора в разных формах работы по физическому воспитанию не проводится.

Исходя из всего вышесказанного, мы разработали перспективный план использования фольклора в разных формах работы по физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

Формы работы по физическому воспитанию

Тематика

Утренняя гимнастика

· «Ложки-ладошки»

· «В деревне»

· «Путешествие на Север» 

Физкультурные занятия

·  «На огороде» 

Программные задачи: формировать мышечно-двигательные навыки; формировать у дошкольников интерес к физической культуре.

· «Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»

Программные задачи: закрепить умение перестраиваться в ходе выполнения упражнений, быть внимательным, соблюдать правила игры, развивать ловкость, совершенствовать различные виды ходьбы и бега, свободно бегать по залу.

· «На веселой ярмарке»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными традициями, обычаями через игры, игровые упражнения.

· «Колобок»

Программные задачи: учить детей бегать легко и ритмично.

·  «Чунга – Чанга»

Программные задачи: донести до детей колорит обычаев; воспитать силу, ловкость, выносливость, смелость.

Физкультминутки

·«Аист, аист, длинноногий…»

·«Гриша шел, шел, шел…»

·«Руки к солнцу поднимаю…»

· «Дует ветер, дует, дует, задувает…»

· «Наш гусак встает на зорьке…»

Подвижные игры

· «Салки»

·   «Гуси»

· «Жмурки»

·  «Горелки»

· «Достань яблочко»

· «Красочки»

· «Делай, как я!»

· «Тише едешь»

· «Быстрее, пожар!» 

Корригирующая гимнастика после сна

· Комплекс №1

Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни.

· Комплекс №2

Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу.

· Комплекс №3 (см. Приложение №3)

Цель: сохранение и укрепления здоровья детей.

 Физкультурный досуг

· «Молодцы-удальцы»

Цель: повышать интерес детей к физической культуре; формировать мышечно-двигательные навыки; воспитывать товарищество и спортивный характер; вызывать у детей положительные эмоции от встречи с персонажами русской народной сказки 

Физкультурные праздники

· «Путешествие в сказку»

Цель: формировать у дошкольников интерес к физической культуре; прививать любовь к русскому фольклору

В процессе поиска путей модернизации образования встает одна из актуальных проблем сохранение национальной культуры.

На наш взгляд, данные наработки могут существенно обогатить содержание основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами по этой проблеме.

Список использованной литературы

  1. Асташина М., Трещев О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. /Дошкольное образование.- 1997. - №3
  2. Асташина М.П. Фольклор как одно из средств развития творческих способностей дошкольников в процессе физического воспитания // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы науч.конф. (22 - 27 апреля 1996).- Омск, 1996.-С.34 - 36.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа.- М.2003г.
  6. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры/ под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., 2008.
  7. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю.С. Тюнников - М.: АПН СССР, 2008.- 47



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*