Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие базовых образовательных компетенций в преподавании ИЗО в младших классах школы

11.01.2012 1917 6731
Грибанова Райна Фиркатовна
Грибанова Райна Фиркатовна, учитель-логопед, учитель ИЗО и черчения

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Сочетание компетентостного подхода и интегративного обучения в преподавании ИЗО способствует формированию у младших школьников представления об изобразительном искусстве как целостном явлении. В данном подходе учитываются не только способности к изобразительному воспроизведению заданных моделей, которые входят в сферу учебно-познавательной компетенции, но и общее эстетическое, культурное, ценностное, личностное развитие детей. Данный подход сосредоточен на приобщении к искусству и художественной деятельности в целом, развитии творческой индивидуальности каждого ученика, его духовной сферы и личностных характеристик.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», составленная под руководством академика Б.М. Неменского в полной мере соответствует концепции целостного формирования базовых компетенций в процессе преподавания ИЗО. В рамках данной программы дети с помощью и поддержкой учителя изначально получают стимул к самостоятельной творческой и поисковой деятельности. Это связано с раскрытием перед ними целого мира художественной деятельности: от эпохи палеолита до современных художников, от элементов близкой ученикам бытовой культуры до эстетических особенностей творческой деятельности других народов во всем их разнообразии.

Содержание художественного образования, с данных позиций, предусматривает два вида деятельности учащихся:
- «ученик-зритель», сосредоточенную на восприятии произведений искусства;
- «ученик-художник», выражающуюся в собственно художественно-творческой деятельности детей.

Учебная деятельность в рамках данной программы представлена в содержательном единстве художественного творчества и жизни, окружающего мира.

В рамках формирования образовательных компетенций выделяются три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, украшение и постройка). В ходе обучения учащиеся знакомятся с приемами работы красками, тушью, мелками и другими материалами.

Программа основана на взаимодействии различных сторон жизни человека в искусстве, в ходе обучения раскрывается диалог между художником и зрителем, формируется эмоциональный опыт общения детей с произведениями искусства. Данный подход позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с уроком, как основной формой организации учебного процесса, в рамках данной программы рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. Кроме того, при изучении отдельных тем целесообразно использовать межпредметные связи с исследованием окружающего мира (изучение темы «наша Родина и мир», рассмотрение строения растений, животных, изучение пропорций человека и т.п.). При творческой работе с геометрическими фигурами и объемами весьма успешно может быть произведена интеграция с математикой. При изучении различных природных и искусственных материалов целесообразно интегрировать уроки с основами трудового обучения.

Формирование ключевых компетенций

Всем известно, какие трудности вызывает у учителя ответ на «заковыристый» вопрос методиста: «А каковы были цели вашего урока?»

Не менее сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определённого учебного проекта.

Вообще говоря, главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Программа Б.М. Неменского включает следующие учебно-методические пособия:
- Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл.
- Искусство и ты. 2 кл.
- Искусство вокруг нас. 3 кл.
- Каждый народ художник. 4 кл.
- Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 1- 4 кл.
- Методическое пособие для учителя к учебникам по ИЗО 1-4 классы.

В содержательном плане в программе выделяются три линии:
- «Мир изобразительных (пластических) искусств»;
- «Художественный язык изобразительного искусства»;
- «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к природе, Родине, народу, многонациональной культуре.

В ходе обучения формируются следующие умения, навыки и способы деятельности:
- умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.

Кроме того, в ходе учебно-познавательной деятельности дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла, у них формируются навыки учебного сотрудничества.

К концу обучения у младших школьников формируются представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства; народных художественных ремеслах. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; расширяется база знаний о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, их произведений; развивается способность различать такие виды изобразительного искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. У детей развиваются навыки использования художественных материалов, применения главных средств художественной выразительности в собственных творческих работах.

Полученные знания, умения и навыки школьники могут использовать в различных видах внешкольной деятельности для самостоятельного творчества, восприятия и анализа художественных произведений при посещении выставок и музеев, общения на соответствующие темы и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование базовых образовательных компетенций является перспективным направлением в практике образования и, в частности, в преподавании ИЗО.

Преимущество компетентностного подхода в сочетании с интегративным обучением заключается в приоритете личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями. То есть, при таком подходе, школьники получают знания не из-за вынужденной необходимости, а в силу личностной заинтересованности в получении тех или иных знаний, формирования навыков и т.п. Реалии современной жизни показывают, что наиболее социально адаптированы и востребованы в трудовой деятельности те выпускники, кто обладает не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативностью, творческим подходом, умением принимать самостоятельные, в том числе и нестандартные, решения.

Все это входит в сферу базовых образовательных компетенций, которые следует формировать, уже начиная с младшего школьного возраста, что способствует успешному развитию школьников в различных сферах деятельности.

В этом отношении стоит отметить, что программа преподавания ИЗО, составленная под руководством Б.М.Неменского, направлена на духовное развитие личности ученика, а также развитие у него художественного восприятия и самовыражения, что соответствует концепции формирования базовых образовательных компетенций. Программа подразумевает широкий спектр межпредметных связей, всестороннее развитие творческой, духовной и личностных сфер в развитии каждого ребенка.

Список литературы:

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10.
2. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Под рук. Неменского Б.М. - М.: МДО, 1995.
3. Хуторской А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*