Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование интерактивных методов на занятиях математики у обучающихся СПО

25.06.2015 672 941
Сафонова Елена Михайловна
Сафонова Елена Михайловна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Позволяя развивать творческие способности, активность, самостоятельность, креативность, гибкость мышления, метод проектов, как нельзя лучше, отвечает целям математического образования. Важнейшие из них – овладение математическими знаниями и методами; интеллектуальное, культурное, творческое, духовное развитие и нравственное воспитание.

Реализация метода проектов на занятиях повышает эмоциональный тонус студентов, помогает им раскрепоститься, свободно высказывать свою точку зрения, раскрыться творчески, активизирует познавательную деятельность. Меняются функции учащегося и преподавателя. Обучающийся получает больше самостоятельности, а преподаватель из транслятора знаний превращается в консультанта. На занятии возникает деятельностная среда, позволяющая студентам максимально раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. Проекты по математике учат студентов не просто применять имеющиеся у них знания, а самостоятельно приобретать новые, необходимые для решения поставленных задач.

Анализ педагогического опыта преподавателей кафедры позволяет сделать вывод о том, что преподавателя математики в данном методе привлекает:

1) возможность заинтересовать студентов СПО математикой;

2) формирование в процессе работы над проектом основ системного мышления и системной деятельности;

3) развитие у студентов творческих способностей, креативности;

4) формирование целеустремленности, настойчивости, способности ориентироваться в нестандартных ситуациях;

5) формирование коммуникативности, способности к сотрудничеству;

6) формирование способностей к анализу, конструированию и прогнозированию;

7) возможностью продемонстрировать взаимосвязь изучаемых математических объектов, понятий, явлений с будущей профессией.

Анализ педагогической теории и практики показывает, что математика – дисциплина, в рамках которой применить метод проектов наиболее сложно. Это связано со стереотипным представлением о математике, как о системе правил, теорем и формул, где только следование известным алгоритмам приведет к искомому результату. Но, именно метод проектов позволяет решить данную проблему, главное – правильно организовать подготовительную работу с обучающимися. От ее осуществления зависит успешность дальнейшей проектной деятельности. Необходимо познакомить студентов с задачами нестандартного характера, демонстрирующими непригодность шаблонов и алгоритмов для их решения, провоцирующих учащихся на вариативность, нелинейность мышления, творческий подход. В рамках обычных занятий организовывать упражнения, направленные на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления проектной деятельности. Познакомить студентов с методом проектов, видами проектов, этапами работы над проектом, критериями оценки проектной деятельности, продемонстрировать готовые проекты. Важно вовлечь в проектную деятельность всех студентов, независимо от уровня их математической подготовки. Подготовив студентов к проектной деятельности, преподаватель должен определить в рамках каких разделов математики будет целесообразно реализовывать метод проектов. Проекты должны образовывать целостную систему, демонстрировать преемственность изучаемого материала, усложняться от проекта к проекту. Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов. Важно расширить теоретический материал по математике, наполнив его культурологическим и аксиологическим содержанием.

В соответствии с программой курса математики был разработан и реализован на практике комплекс проектов. В проектном обучении принимали участие обучающиеся -экономисты 1-го курса СПО. Порядок проведения проектов регулировался тематическим планированием по математике для студентов экономических специальностей.

Первым проектом стала математическая газета по теме «Производная и интеграл». Предварительный опрос студентов показал, что чаще всего за время обучения в школе они сталкивались с оформлением газет к праздникам или по предметам. В этой связи, мы посчитали, что целесообразно начинать проектное обучение, опираясь, на знакомый для учащихся вид деятельности.

Целями проекта было:

1) овладение знаниями и умениями по теме «Производная и дифференциал»;

2) формирование восприятия процесса дифференцирования, как важного элемента будущей профессиональной деятельности;

3) формирование представлений о ценности математики в системе бытия;

4) развитие навыков работы с информацией;

5) развитие навыков проектной деятельности.

В процессе выполнения проекта обучающиеся не только освоили новый материал, но и увидели область применения полученных знаний. Благодаря колонкам газеты, посвященным профессиональным задачам, опросам специалистов в области экономики обучающиеся – будущие экономисты наглядно, на конкретных примерах получили ответ на вопрос: «Зачем нам эти производные?». Колонка газеты, содержащая интересные истории о производной, посвященные ей шутки позволила с другой, «несерьезной» стороны взглянуть на «неинтересную» и «скучную» математику. Впоследствии, колонки газеты, выполненные на листах ватмана, украсили кабинет высшей математики. Это благоприятно повлияло на студентов, послужив стимулом для дальнейшей проектной деятельности.

Освоение темы «Приложения производной» проходило в рамках следующего проекта – «Фирма».

Целями проекта было:

1) освоение теоретического материала и формирование навыков применения производной для решения экономических задач;

2) формирование представлений об области применения и месте производной в будущей профессии;

3) развитие способностей к постановке цели, поиску путей ее достижения, планированию своей деятельности; развитие организаторских способностей, способность к сотрудничеству и взаимодействию.

Студентам предлагалось придумать свою фирму (предприятие), производящее какой-либо продукт, разработать необходимые атрибуты (название, логотип, реклама, модель продукции и т.п.), выявить показатели, влияющие на объемы производства и реализации данной продукции. На основании математического исследования определить потенциал предприятия.

На изучение темы «Комплексные числа» по программе отводится только 2 академических часа, в течение которых студентам предстоит освоить довольно обширный объем информации. В итоге обучающиеся не усваивают данный материал, приобретая лишь поверхностное представление о комплексных числах. С целью систематизации большого объема информации, его большей доступности для понимания был реализован проект «Шпаргалка».

Целями проекта было:

1) овладение теоретическими сведениями и практическими навыками оперирования с комплексными числами;

2) формирование умений ставить цель и планировать деятельность по ее достижению, развитие чувства ответственности за принимаемые решения;

3) развитие способности к анализу, синтезу, абстрагированию, системному мышлению, творческому самовыражению.

Студентам предлагалось изготовить «шпаргалку», посвященную комплексным числам. Так как «шпаргалка» должна иметь компактные размеры, то обучающиеся, изготавливая ее, научились работать с большими объемами информации, выделять наиболее важную информацию, отделять главное от второстепенного. Кроме того, данный проект способствовал развитию креативности, позволил раскрыть творческий потенциал, повысить интерес к предмету.

Заключительный проект – «Сборник профессиональных задач» был осуществлен в рамках изучения интегрального исчисления. Традиционно в школе, а затем и вузе практическое приложение интеграла иллюстрируется только вычислением площадей различных фигур и нахождением объемов некоторых геометрических тел. Не удивительно, что обучающиеся экономических, биологических и др. специальностей не имеют представлений о приложениях интеграла связанных с выбранной специальностью. В то время как интегральное исчисление имеет широкое применение для моделирования и исследования процессов, происходящих в экономике, биологии, физике, истории и других областях знаний.

Целями проекты было:

1) овладение теоретической базой и навыками интегрирования;

2) развитие восприятия процесса интегрирования, как необходимого элемента будущей профессиональной деятельности;

3) формирования умений практической реализации теоретических сведений при решении задач профессионального характера;

4) развитие познавательной активности, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Работая над каждым новым проектом наблюдалась положительная динамика в усвоении учебного материала. Контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы продемонстрировали значительную разницу в математической подготовке студентов, занимавшихся по методу проектов и традиционной методике. В первом случае результаты оказались значительно выше. Помимо овладения системой устойчивых знаний дифференциального и интегрального исчисления и навыками их практического, обучающиеся научились самостоятельно приобретать эти знания, опираясь на внутреннюю мотивацию. С каждым проектом менялись роли преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. Преподаватель становился консультантом, предоставляя возможность студентам проявлять творчество и самостоятельность. Произошел переход от принятия обучающимися целей и задач проекта, совместного планирования этапов выполнения проекта к самостоятельному их определению, планированию работы, методов и форм ее осуществления.

Таблица. Анализ оценок студентов при применении разных методик обучения для проверки знаний на примере группы студентов из 26 человек

Способ проверки

Метод проектов

Традиционная методика

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Кол-во «2»

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Кол-во «2»

Контрольная работа

7

10

8

1

4

8

11

3

Самостоятельная работа

7

11

7

1

4

6

12

4

Коллоквиум

8

9

7

2

6

9

9

2

 

Диаграмма. Анализ оценок студентов при применении разных методик обучения для проверки знаний на примере группы студентов из 26 человек

Таким образом, в результате интерактивного обучения обучающиеся становятся активными субъектами своего образования. Вышесказанное свидетельствует о том, что метод проектов позволяет не только осуществить эффективное овладение математическими знаниями и умениями, но и способствует развитию компетентностных специалистов.

Литература

  1. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовки бакалавров сферы обслуживания: учебно-методическое пособие.- М.: Издатель Степаненко, 2011,- 152 с.
  2. Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И. П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов/под. Ред. В. В. Гуры.- Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010.- 108 с.
  3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 2011. С. 158.
  4. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе
    технологического образования//Педагогика.- 2011.- № 4.
  5. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учеб.пособие. - Москва. ФОРУМ: ИНФА-М, - 2010



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*