Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы использования ИКТ как средство повышения познавательной активности учащихся на занятиях по электротехнике

25.06.2015 270 377
Трубицына Оксана Витальевна
Трубицына Оксана Витальевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Современное учебное занятие по электротехнике должно учитывать влияние всех вызовов (глобальных тенденций) современности на формирование сознания и миропонимания подрастающей личности и ее оценку смыслов и ценностей. Так, информационный вызов предполагает развитие знаний и умений обучающихся об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные студенты предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает ресурсы современного занятия и оптимизирует учебный процесс.На занятиях по электротехнике и электронике можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ как средство повышения познавательной активности учащихся. Это может быть использование готовых программ по электротехнике и электронике, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в сети Интернет.

Преимущества разработанных в соответствии с Федеральными государственными стандартами образования программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на занятии или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия.

Построение занятия с применением обучающих программ и электронных учебников, кроме этого, позволяет:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно- энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память, мышление). Моделирование.

Изменяется содержание деятельности преподавателя: преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения.

Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в таком виде работы на занятии повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных процессов, схем, моделей. Здесь крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление.

Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint.

Применение любой визуальной информации на занятии производит положительный эффект: есть занятия, на которых достаточно показа нескольких плакатов с таблицами или портретами учёных. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Ведь любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание. Это значит, что занятие с использованием презентаций, должен быть привычным и удобным и для учащихся и для преподавателя.

Если необходимо на занятии использовать несколько средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу преподавателя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно, в частности, потому, что не переключает внимание на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д., а позволяет сосредоточиться на содержании.

Презентации могут составлять и сами учащиеся. Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии на слайде, минимальный текст, основной текст (также небольшого объёма) можно разместить в комментарии. Оформление на усмотрение учащегося, но стиль можно обговорить с преподавателем, если он предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву занятия. Эти требования не должны быть жёсткими, а звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию обучающегося.

Студенты при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в занятие, или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания.

Ещё одна явная польза от такого рода домашних заданий. Это создание банка изображений, анимаций по предмету. Сбор такого банка - процесс довольно трудоёмкий, и учащиеся здесь - первые помощники.

Повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления - формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учащихся; организация самостоятельных и практических работ на уроке; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений; повышение информационной компетентности учащихся; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора; формирование исследовательских навыков; уменьшение количества неуспевающих.

Список  литературы:

  1. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, - 2009, 241 с. Часть 1.72 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред.Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009.
  3. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 2008. №1. С.3-10.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*